Ратмир Комратов. Морские мили длиною в жизнь

Многие мальчишки послевоенных лет мечтали о море, дальних походах, мечтали стать капитаном судна, корабля... Такой же мечтой с детских лет грезил Ратмир Комратов, начитавшись повестей писателей-маринистов, таких как Алексей Новиков-Прибой, Эрнест Хемингуэй, Леонид Соболев, Валентин Пикуль и других. Хотя родился юный моряк вдали от моря – в городе Джамбуле (ныне Тараз), но «заболел» им и добился своего. Не случайно гласит народная поговорка: «Человек без цели, что птица без крыльев».

На мой вопрос: «Почему решили пойти учиться на подводника?» собеседник ответил просто:
- Любил в школе математику, физику и твердо решил стать военным. И еще. Хотел продолжить боевые традиции старшего поколения, в том числе отца Алимхана Комратовича, который в 19 лет пошел воевать с басмачами, утверждая власть Советов, сражался с белофиннами, бил фашистов в Великую Отечественную войну. Кстати, мой отец, кавалер орденов «Красного Знамени», «Красной Звезды», медали «За отвагу» в свое время командованием соединения за мужество и героизм был представлен к  званию Героя Советского Союза, но по какой-то причине не получил высокой награды. Конечно же, после войны, несмотря на ранения, долгое время трудился на ответственных постах в городе Таразе. Отец, хотя не служил на флоте, был настоящим патриотом, храбрым солдатом, трудягой, заботился о благосостоянии края, о людях и этому с детства учил меня. Я горжусь своим отцом, до сих пор помню его завет: «Сынок, никогда ничего не бойся, будь в жизни твердым, решительным, если задумал что-то серьезное, иди до конца. Выбрав себе профессию, собирай все лучшее, что есть у других – выдержку, отвагу, любовь к делу и трудись не покладая рук…».
Улыбаясь, Ратмир Алимханович, продолжил:
- Вот и оказался подводником. На флот пошел еще из-за романтики. Но как попал на лодку, прикипел. К тому же, в те годы выпала огромная честь служить в Военно-морском флоте Советского Союза под руководством прославленного ветерана Великой Отечественной войны, дважды Героя Советского Союза, Главнокомандующего ВМФ СССР, Адмирала флота Советского Союза Сергея Горшкова, а также опытнейших командиров, впоследствии ставших военачальниками, адмиралами.


«Горизонт осмотрен, работающих станций не обнаружено…»

 Атомная подводная лодка (АПЛ), совершающая дальний поход, скрытно всплыла для дозаправки. Несмолкаемо зашумел океан, обрушивая волну за волной на острый форштевень АПЛ. Они заигрывали с лодкой, словно кошки с мышью, подбрасывая ее в кипящий водоворот. Удары волны казались залпами орудий. Ночная темень скрыла горизонт, уравняла в красках море с небом. Бесшумно вращается антенна поискового локатора. Ежеминутно на мостике включается трансляция, и монотонный голос радиометриста произносит одну и ту же фразу:

- Горизонт осмотрен, работающих станций не обнаружено.

Темно за бортом лодки, только в отсеке турбинной группы умеренно фосфоресцируют шкалы приборов, ограничено число цветных сигнальных лампочек. В их иллюзорном свете угадываются напряжение лиц матросов, старшин, мичман, кому вверено сейчас безопасное обеспечение работы реактора лодки под руководством лейтенанта Ратмира Комратова. В отсеке жарко, липнет к лопаткам грубоватая ткань рубах. Комратов проводит с личным составом тренировку на живучесть, звучат вводные: «вышло из строя электрическое освещение», «пробоина…».

Десятки лет прошло с тех дней, когда Ратмир Алимханович совершал дальние походы на атомной подводной лодке. До сих пор перед его глазами – воспоминания о том, как он хотел стать подводником, первые дни службы на флоте, первый гарнизон… У молодого флотского офицера они выражены такими стихотворными строками:

Первый гарнизон неповторим сладостью,

Прижавшиеся у сопок Камчатки

Сюда на отдых возвращаются подводные лодки,

Изведав в шторм соль океанов безбрежных.

 

Флотскую закалку получил на атомной подводной лодке

В 1973 году после окончания факультета эксплуатации ядерных энергетических установок Севастопольского высшего военно-морского училища попал служить на Камчатку, вернее, во флотилию атомных подводных лодок. С 1973 по 1982 годы здесь прошел он должности от командира турбинной группы, затем дистанционного управления, до командира дивизиона движения атомной подводной лодки (АПЛ). В коллективе Комратова, несмотря на его молодость, считали Офицером с большой буквы. Авторитет среди подчиненных: каких поискать! Требовательный, заботливый, обязательный. «С таким хоть в огонь, хоть в воду», - говорили моряки. Принципом его жизни было: «Делай, как я!». Он всегда стремился сам опробовать все новое. А потом учил и спрашивал со своих подчиненных.

Еще будучи корреспондентом на Тихоокеанском флоте, я был наслышан о Ратмире Комратове как о молодом перспективном командире, умелом руководителе, чутком, заботливом офицере, который не склонен рубить с плеча, а методично, пунктуально достигает своей цели.

- Годы службы на атомных подводных лодках, – вспоминает контр-адмирал Ратмир Комратов, – явились для меня той жизненной школой, настоящим фундаментом, который в дальнейшем сыграл самую значительную роль в моем становлении как офицера-профессионала. За эти годы на АПЛ Тихоокеанского флота участвовал во многих длительных походах, разумеется, боевую службу несли вдали от места пирса, принимал участие в пусках ракет, ликвидации ядерных аварийных ситуаций. Тем более мореходность нашей подводной лодки позволяла выполнять поставленные задачи в любом районе Мирового океана, автономность ограничена только запасами топлива, продовольствия и пресной воды.

В походах, неся службу, мы заодно изучали возможности и условия плавания и всплытия лодки на разных широтах, оценивали надежность работы главной энергетической установки и оборудования, штатной аппаратуры. Не всегда боевые походы шли гладко. Ядерные энергетические установки требовали огромного внимания и времени, быстрой реакции. Мне повезло, что личный состав турбинной группы (БЧ-5), которым я руководил, проявлял чудеса изобретательности и грамотности. То время мне дорого, прежде всего, добрыми взаимоотношениями в коллективе, сплоченностью экипажа и высоким чувством ответственности за порученное дело. Там каждый отчетливо сознавал свою роль и старался не подвести сослуживцев.

На самом деле, считаю, что служба на АПЛ – это своего рода образ жизни, как говорят подводники, особое состояние души, честность перед самим собой и коллективом. Другого не дано, ведь ошибка одного матроса, старшины, мичмана, офицера может повлечь за собой беду для всего экипажа. Профессии подводника верны, как правило, люди решительные, отважные, обладающие чувством справедливости, терпимости.        

 


Учился у героев-асов-подводников

- Что и говорить, - рассказывает ветеран, - мы, молодые командиры, брали пример у опытных подводников, прошедших через горнило Великой Отечественной войны, таких как герои Александр Маринеско, Магомет Гаджиев и другие. Успехами своими каждый офицер обязан не столько природным задатками и способностям, сколько умению работать, умело использовать опыт фронтовиков. В качестве примера хочу сказать о человеке-легенде, командире подводной лодки «С-13» Александре Маринеско. Александр Иванович говорил морякам: «На подводной лодке командир, особенно в боевом походе, – царь и бог. Видит, слышит и решает он один. Но надо знать своих людей и верить в них, так как от любого матроса зависит успех похода». Он же был грозой, личным врагом Гитлера и рейха, подводник №1, который в одном бою потопил «Вильгельм Густлофф», который считался непотопляемым и имел на своем борту зимний сад, церковь, личные апартаменты Гитлера. В каютах спешившего на Запад лайнера находилось более 7000 человек: высокопоставленные чиновники, генералы, офицерский состав – надежда и цвет фашистского подводного флота (3700 офицеров для 70 новейших подводных лодок). В вахтенном журнале ПЛ «С-13» имеется запись от 30 января 1945 года: «Обнаружен фашистский лайнер водоизмещением около 20 тысяч тонн, шедший в охранении эсминцев». Погоня за лайнером по мелководью (глубина моря не превышала 40–50 м) длилась около двух часов. Затем по приказу командира лодка легла на боевой курс. Начался заключительный этап атаки. «С-13» выпустила три торпеды из носовых аппаратов, и они попали в цель. Над лайнером «Вильгельм Густлофф» взметнулось яркое пламя, и он ушел на морское дно. А 10 февраля акустик обнаружил новый крупный конвой. Опять ночное преследование, точный удар двумя торпедами, и под воду уходит охраняемый шестью эсминцами военный транспорт «Генерал фон Штойбен». На его борту находились более трех с половиной тысяч гитлеровских солдат и офицеров. Двумя торпедными атаками Маринеско отправил на дно около 10 тысяч человек. Целая дивизия уничтожена за один поход! Маринеско со своим экипажем один потопил почти шестую часть того, что за годы войны было потоплено на Балтике. И этот героический поступок еще раз наглядно подтверждает, что в бою побеждают только вместе – всем экипажем.

 

Кредо жизни настоящего профессионала

Сегодня Ратмир Алимханович - управляющий директор АО «Казинжиниринг», настоящий профессионал, опытный организатор, за время службы на флоте неоднократно принимавший участие в государственных испытаниях новых образцов вооружения. За усердие в службе, освоение новых образцов вооружения и техники Комратов удостоен многих наград.

Он хорошо известен не только в ВМС Казахстана, но и среди моряков Военно-морского флота России. Он один из тех, кто стоял у истоков создания Военно-морских сил Республики Казахстан, войск Западного военного округа.

До назначения на должность главнокомандующего ВМС РК офицер прошел многие ступени, получив определенный опыт. Один только перечень должностей говорит о многом. Представьте себе, еще в восьмидесятые годы он был военным представителем Министерства обороны СССР на машиностроительном заводе «Зенит» (г. Уральск). После окончания Военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова, конечно же, с образованием суверенного Казахстана Комратову доверили возглавить управление оборонной промышленности Министерства обороны нашего государства. Всю свою энергию и организаторскую способность Ратмир Алимханович направил на то, чтобы средства и ресурсы, выделенные для развития промышленности, были использованы с пользой для дела.         

По сути, кредом жизни его было, как в народной поговорке: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Прежде, чем что-то делать, он разбирался основательно, определял болевые точки отрасли, затем принимал решение.

Особая страница в деятельности моего собеседника - период, когда ему была предложена должность командира военно-морской базы, затем командующего силами береговой охраны сил охраны государственной границы. Определенный вклад он внес в обороноспособность страны, будучи командующим войсками Западного военного округа Вооруженных Сил Республики Казахстан. Словом, какую бы должность он ни занимал, выполнял с душой, профессионально, с ответственностью, формируя свой характер, взгляд на жизнь.

Не забыть Ратмиру Алимхановичу время, когда впервые создавали Военно-морские силы (ВМС) суверенного Казахстана.

- Кстати, они были созданы с чистого листа, можно сказать, с нуля, - говорит Комратов, - ведь в советское время на территории Казахстана не было ни одного военно-морского подразделения. Создание Военно-морских сил Казахстана происходило в тяжелое для страны время, так как в наследство от Советского Союза и его Военно-морского флота нашему новому государству не досталось ни техники, ни документации, регламентирующей боевую и повседневную деятельность военных моряков, ни кадров. В дни становления нашего суверенного государства и его Вооруженных Сил в том числе на ВМС навалились десятки проблем. Но, как говорится, нет худа без добра, главное, Первый Президент, учитывая тяжелую ситуацию, наметил перспективный план развития страны и ее Вооруженных Сил. Военно-морские силы Казахстана были созданы благодаря Главе государства Нурсултану Назарбаеву его Указом от 2 апреля 1993 года. Теперь эта дата является днем создания Военно-морских сил РК, празднуется ежегодно казахстанцами.

Какие же цели преследовали Военно-морские силы? Если вкратце, то они предназначены для выполнения задач в морской экономической зоне и акваториях, прилегающих к стратегически важным объектам в казахстанском секторе Каспийского моря. По плану взаимодействия свои задачи Военно-морские силы выполняют совместно с другими государственными органами. Хочу сказать вот еще о чем. Важное значение имел очередной Указ Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию структуры Вооруженных Сил Республики Казахстан», который вышел 7 мая 2003 года.

С этого момента Военно-морские силы окончательно сформировались как самостоятельный вид Вооруженных Сил Республики Казахстан, они на самом деле стали гарантом стабильности в каспийском регионе.     

 

«Золотая роза»

 

Создавая данный вид Вооруженных Сил, Комратов невольно вспомнил героя повести писателя Константина Паустовского «Золотая роза», который годами по крупицам собирал золотую пыль в ювелирных мастерских, чтобы сделать из нее золотую розу. Она приносила счастье тому, кто владел ею.

- В какой-то мере титанический труд моряков можно сравнить с трудом этого героя, - говорит Ратмир Алимханович. - Разрабатывая соответствующие документы отечественных Военно-морских сил, мы тщательно собирали данные тех или иных структур ВМС других государств, внимательно изучали их опыт, затем только приступали к созданию органов управления.

Важно сказать и о том, что развитие отечественных Военно-морских сил происходило в два этапа. Так, на первоначальном этапе в составе Главного штаба Вооруженных Сил Казахстана был создан Отдел военно-морских сил под руководством капитана 1 ранга Руслана Исламова. Осенью 1993 года в городе Актау сформирована военно-морская войсковая часть, командиром которой был назначен капитан первого ранга Комратов. С этого момента началось формирование частей и подразделений Военно-морских сил Казахстана и военного присутствия на Западном стратегическом направлении. Главной задачей Военно-морских сил ВС РК явилось формирование частей и подразделения боевого и материально-технического обеспечения.

В беседе со мной контр-адмирал был откровенен. Вместе с успешным решением тех или иных проблем, совершались и промахи. Так же, как младенец, прежде чем научиться ходить, набивает себе ни одну шишку, так и офицеры-руководители «набивали шишки», но не унывали. Светлый разум помогал им одерживать победы.

В 1994 году в городе Уральске был сформирован Учебный центр Военно-морских сил, и уже в следующем году здесь началась подготовка младших корабельных специалистов для Военно-морских сил и морских частей погранвойск КНБ РК. Подготовка велась пять месяцев по трем специальностям: рулевой-сигнальщик, радиотелеграфист и моторист-трюмный. Огромный неоценимый вклад в создание и функционирование Учебного центра внесли капитаны 1 ранга Петр Редьков, Ильдар Богданов, капитан 2 ранга Сергей Нелюбов и многие другие.

В целях дальнейшего совершенствования и развития Военно-морских сил в 1996 году в городе Актау сформировали управление командующего Военно-морскими силами под руководством командующего капитана 1 ранга Руслана Исламова и его первого заместителя капитана 2 ранга Владимира Есильбаева с подчиненными частями: тремя дивизионами кораблей и катеров, базы тыла, учебным центром, узлом связи, ротой специального назначения, гидрографической службой. У истоков создания ВМС в одном ряду стояли такие флотские офицеры, как Марат Тулекбаев, Ахметжан Шукпутов, Марат Базылов, Кайыргельды Есенеев, Сериккали Бимурзаев, Булат Алтынбаев, Булат Сарсенбаев и многие другие.

В это же время была разработана и утверждена кораблестроительная программа и на базе отечественных предприятий - Уральский завод «Зенит» и НИИ «Гидроприбор» - в Уральске было организовано строительство кораблей и катеров для Военно-морских сил и морских частей Пограничных войск РК.

В 1999 году решением руководства страны Военно-морские силы со всей инфраструктурой, боевыми кораблями и личным составом были переданы в состав Пограничной службы Республики Казахстан.

- Второй этап развития и становления Военно-морских сил, - подчеркнул Комратов, - начался с выходом в 2003 году Указа Президента о трехвидовой структуре Вооруженных Сил Республики Казахстан. Принимая во внимание складывающуюся обстановку в Центрально-Азиатском регионе и Каспийском бассейне в частности, по поручению Главы государства Нурсултана Назарбаева для подготовки военно-морских кадров в городе Актау был сформирован Военно-морской институт, который возглавил офицер с большим педагогическим опытом капитан 1 ранга Ахметжан Шукпутов.

Для пополнения учебно-материальной базы института в 2001 году казахстанские моряки совершили переход из турецкого порта Пендик (Мраморное море) в порт Актау на морском охотнике водоизмещением 180 тонн. Старшим на переходе был тогда еще капитан 3 ранга Каиргельды Есенеев (ныне контр-адмирал).

Одним из исторических событий является переход группы кораблей в 2006 году. В соответствии с международными договорами Казахстану от Южной Кореи были переданы три малых сторожевых корабля. На первоначальном этапе экипажи кораблей прошли обучение в учебном центре Военно-морских сил Южной Кореи, порт Чине.

В дальнейшем была совершена транспортировка до порта Пендик (Турция). На территории Турции в кратчайшие сроки (2 недели) подготовили корабли к переходу и провели слаживание экипажей по совместному плаванию в открытом море. Затем был совершен переход в порт Актау. Общая протяженность маршрута перехода кораблей из Мраморного моря в Каспийское море составила более трех тысяч миль (более 5,5 тыс. км). В ходе всех этих переходов экипажи кораблей проявили хорошую морскую выучку, высокую дисциплину и организованность, укрепляя тем самым престиж Вооруженных сил Республики Казахстан.

Со временем наладили международное сотрудничество с коллегами дружественных стран, совместно проводили учения.

Словом, за 28 лет существования ВМС нами проделана колоссальная работа: от качественного оснащения их новыми ракетно-артиллерийскими кораблями отечественного производства, оборудованными по последнему слову техники, укомплектования личным составом и совершенствования обучения и боевой подготовки военнослужащих до строительства кораблей и открытия первого собственного пункта базирования. Военно-морские силы стали настоящей силой, которая способна обеспечить безопасность страны на западных ее рубежах.

 

«Доброе слово – половина счастья…»

 

- В жизни моей, - подчеркивает собеседник, - выпадали порой дни, настолько богатые событиями и впечатлениями, что трудно выделить, а главное для меня и моих коллег - это то, что ВМС созданы и действуют. Говорю обо всем этом, чтобы подчеркнуть, насколько большое значение придавалось нашим государством созданию Военно-морских сил Казахстана, и историю данного вида Вооруженных Сил, должна знать нынешняя молодежь.

Больше всего волнуют контр-адмирала люди. Еще с лейтенантских лет он усвоил, что сила любого офицера, какую бы должность он ни занимал, в неразрывном единстве с людьми. Единстве не только боевом. В последнее время все чаще он сталкивается с фактами, когда молодые офицеры, не успев себя еще ничем зарекомендовать, ищут пути уйти в запас.         

Говоря о молодежи, Комратов не оставил без внимания важность поднятия престижа воинской службы.

- Ее перспектива зависит от многих вопросов, в том числе жилищного. Всегда считал и считаю, что офицер должен жить достойно. У офицера одна привилегия – служить добросовестно, с честью, если потребуется положить голову на алтарь Отечества. Без лишних слов. Еще, вот что. Доброе слово для молодого офицера многого стоит. Не зря в народе говорят: «Доброе слово – половина счастья», поэтому командирам, офицерам-воспитателям помимо спроса, не жалейте слов благодарности за старание в службе, инициативу.

Да, сегодня Ратмиру Алимхановичу, человеку щедрой души, исполняется 70 лет от роду, а морские мили, как говорится, стоят длиною в жизнь – почти полвека. Он остался таким же морским волком, решительным, отчаянным, как и в молодости. К тому же, ветеран – хороший семьянин, с супругой вместе воспитали четверых достойных сыновей, прекрасную дочь, а одиннадцать внуков являются отрадой семьи.

В этом человеке, ветеране Вооруженных Сил, преодолевшем все трудности жизни, достойно и красиво, сохранился задор молодости, как в знакомой песне:

Пока я ходить умею,

Пока глядеть я умею,

Пока я дышать умею,

Я буду идти вперед…


Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента