Казахстанские космонавты

Дорога в космос для всех отечественных космонавтов — Токтара Аубакирова, Талгата Мусабаева и Айдына Аимбетова - выдалась непростой. Все они, являясь летчиками, профессионалами своего дела, прошли суровый отбор, критерии которого даже невозможно представить в других профессиях. А достойно выполнив возложенную на них миссию, они стали гордостью для своего народа, кумирами для тысяч казахстанских мальчишек, мечтающих проложить собственную дорогу к звездам.

В апреле страны СНГ отмечают День космонавтики, в связи с этим мы хотим рассказать читателям о наиболее примечательных фактах из жизни смельчаков, осмелившихся бросить вызов земному притяжению.

 

Во всем первый

Токтар Онгарбаевич Аубакиров не нуждается в представлении. Имя нашего земляка, выходца из Каркаралинского района, ставшего первым казахстанским космонавтом, знают и совсем юные школьники, и почтенные аксакалы.

В прошлом году ему исполнилось 75 лет. В документальном фильме «Покоряющий высоты», снятом по заказу Министерства обороны РК, наш земляк вспоминал: «Какой мальчик в детстве не мечтает стать летчиком или космонавтом! Однако мечты о небе становятся реальностью для немногих. Космос же отправляются покорять и вовсе единицы. Я грезил о полетах ровно столько, сколько себя помню».

После учебы в аэроклубе имени Нуркена Абдирова Токтар Онгарбаевич поступил в Армавирское высшее военное летное училище летчиков ПВО. На Дальнем Востоке Т. Аубакиров сумел подчинить себе один из самых сложных в управлении самолетов - Су-15. И уже вскоре он снискал славу одного из лучших летчиков гарнизона. В это время начал задумываться о карьере испытателя. В коротком письме первому секретарю ЦК Компартии Казахстана Динмухамеду Кунаеву Токтар Аубакиров написал: «Ищу более трудный путь, опасную работу. Я хочу стать летчиком-испытателем». Ему повезло, эту записку Кунаев взял с собой на заседание Политбюро ЦК КПСС, отдав тогдашнему министру обороны Андрею Гречко и замолвив слово за молодого парня.

После жесточайшего отбора (фактически выбирали одного из тысячи) Токтара Аубакирова зачислили в школу летчиков-испытателей ЛИИ «Минавиапром».

В высшей летной школе его заприметил шеф-пилот фирмы «МиГ» Александр Федотов. Он сообщил генеральному конструктору Ростиславу Аполлосовичу Белякову: есть в школе подающий большие надежды парень, такого упускать нельзя. Эти слова убедили маститого конструктора, попасть в фирму которого было неимоверно сложно. Впрочем, в пилотажном таланте Т. Аубакирова он быстро убедился. Здесь нашему соотечественнику пришлось освоить все разновидности МиГов, а всего за время пребывания в должности летчика-испытателя он побывал за штурвалом более чем 50 самолетов различных марок. Одним из его наставников стал Петр Максимович Остапенко, уже известный и заслуженный человек. И, разумеется, строгий и жесткий Александр Федотов, пожалуй, лучший летчик-испытатель страны, у которого Аубакиров стал одним из любимых учеников.

Ему доводилось сажать горящий истребитель. Совершить беспосадочный перелет Мурманск - Северный полюс - Дальний Восток с дозаправками в воздухе. Наконец, участвовать в отработке посадок на авианосец. Считается, что первый самолет (это был Су-27) на палубу «Тбилиси» посадил испытатель Виктор Пугачев. Но взлетел он только сутки спустя, а Аубакиров на МиГ-29К - через час после посадки. За это ему присвоили звание Героя Советского Союза. А между тем первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Нурсултан Назарбаев вел переговоры о подготовке к полету космонавта -казаха. В числе первых был назван Токтар Аубакиров.

К тому времени он уже стал заместителем шеф-пилота фирмы «МиГ». Его непосредственный руководитель Валерий Меницкий отговаривал своего заместителя от этого полета. Однако Токтар Аубакиров понимал: к этому шагу он готовился всю жизнь.

Так он вспоминал о своем эпизоде подготовки в Звездном городке: «Откровенно говоря, местные специалисты отнеслись ко мне скептически и в некотором роде высокомерно, хотя я уже тогда был Героем Советского Союза, испытал более 50 типов самолетов, совершил беспосадочный полет на Северный полюс». Однако настойчивость и целеустремленность нашего земляка (его дублером был Талгат Мусабаев) сделали свое дело — после пятимесячных тренировок его кандидатуру утвердили к полету в составе экипажа, в который входили советский летчик Александр Волков, а также астронавт из Австрии Франц Фибек. Тогда Токтар Онгарбаевич заменил на борту космического корабля бортинженера. О своем старте он говорил: «Меня провожали семь президентов и канцлер Австрии. Я считаю, это был самый уникальный полет за всю историю пилотируемого космоса, больше такого количества президентов никогда на взлете не было».

На борту орбитального комплекса «Мир» Токтар Аубакиров находился 7 суток 22 часа 12 минут 40 секунд. За время полета казахским космонавтом была выполнена большая научно-исследовательская работа. Программа, к чести сотрудников Академии наук РК, во главе с передовым ученым, академиком Умирзаком Султангазиным была сформирована в кратчайшие сроки.

При проведенных по этой программе исследованиях в космосе были получены уникальные результаты. Когда космонавты сумели претворить в жизнь фундаментальные разработки отечественных ученых, люди науки были безмерно рады тому обстоятельству, что среди этих итогов имелись результаты мирового значения, в том числе по медицине, геофизике и биологии.

Поскольку Токтар Аубакиров совершил космический полет, уже имея звание Героя Советского Союза, а повторные награждения Золотой Звездой с 1988 года были отменены, за свой единственный полет в космос он был награжден орденом Октябрьской революции. Сейчас на его счету множество наград, и среди самых главных - звание «Народный Герой» Республики Казахстан («Халық Қаһарманы»).

В октябре в 2021 года в Техническом музее Вены состоялось торжественное мероприятие, посвященное 30-летию полета в космос казахстанского и австрийского космонавтов. Тогда Посол Казахстана в Австрии Кайрат Умаров сказал: «Полет Токтара Аубакирова является предметом патриотической гордости нашего народа, стал частью мощного всплеска национального самосознания, который сопровождал обретение Казахстаном государственной независимости. Он также стал олицетворением выдающейся роли нашей страны в покорении космоса, ведь именно Байконур является космической колыбелью человечества, обеспечившей более половины всех мировых запусков на орбиту Земли».

 

«Я всегда вставал — и шел сам»

Алматинец Талгат Мусабаев — первый космонавт уже независимого Казахстана. Его старший товарищ Токтар Аубакиров так вспоминал об этом историческом моменте: «Ко второму октября 1991 года нас с Талгатом Мусабаевым начали готовить к полету. В своем коллеге я видел желание учиться, он очень целеустремленный человек. Тогда я подумал: пусть лучше он летит вместо меня. Я сказал об этом своему командиру, но не думал, что весть так быстро поднимется дальше. Об этом узнал начальник Центра подготовки космонавтов генерал-лейтенант Владимир Александрович Шаталов. Он меня вызвал к себе и сказал: «Твой народ ждет, что полетишь именно ты. Так и должно быть, поверь мне». Я все понял, и мы продолжили готовиться».

Старт Мусабаева состоялся в 1994 году, он совершил полет, длившийся без малого 126 суток, в возрасте 43 лет. В состав экипажа входили Юрий Маленченко и Валерий Поляков.

В процессе полета Талгат выполнил вторую космическую программу Казахстана. В космос с собой космонавт взял Государственный Флаг страны, горсть земли Байконура и Коран. Во время полета космонавта впервые в истории был налажен телемост «Станция «Мир» — Медео». В прямом эфире Мусабаев поприветствовал конкурс «Азия Дауысы» и спел песню великого Абая «Көзімнің қарасы» под собственный гитарный аккомпанемент.

Второй полет 47-летнего Талгата состоялся в 1998 году. Космическая экспедиция продлилась почти 7 месяцев. На сей раз космонавт отправился за пределы Земли в качестве командира корабля «Союз ТМ-27». Под началом Мусабаева отправились космонавты Николай Бударин (Россия) и Леопольд Эйартц (Франция). Полет длился дольше положенного, так как в процессе экспедиции возникло множество нештатных опасных ситуаций, с которыми экипаж достойно и без потерь справился. Команда успешно выполнила цель миссии — освоение третьей космической программы при участии РК, РФ, США, стран ЕС и Японии. Во время второго полета Мусабаев вновь принял участие в телемосте, поприветствовав народ во время презентации новой казахстанской столицы.

Третий полет знаменитого космонавта, которому на тот момент было 50 лет, состоялся в 2001 году после длительной подготовки. Космическая экспедиция продлилась почти 8 суток. Команду, кроме Талгата, составили российский космонавт Юрий Батурин и первый космический турист и миллиардер Деннис Тито. Третий полет Мусабаева стал первым космическим полетом XXI века. Во время экспедиции была воплощена в жизнь четвертая экспериментальная программа РК. Как и ранее, вместе с космонавтом бороздить просторы космоса отправлялась капсула с казахстанской землей, Государственный Флаг РК и Коран.

По словам Мусабаева, первый полет в космос ему запомнился на всю жизнь. «Приземлялись мы сложно, так как был боковой ветер. Нас ударило сначала очень сильно, капсула отскочила, опять ударилась люком, отскочила и снова встала на дно. Когда по рации нам сообщили, что теперь нам нужно расстегнуть ремни, мы попытались встать. Но никто из нас не мог даже оторваться от спинок - мы настолько отвыкли от гравитации. Было такое ощущение, будто тонну поднимать нужно. Так кряхтя, еле-еле, мы все-таки встали. Вышли сами. Я от радости, что вернулся на родную землю... вылез из аппарата и встал во весь рост на обрез люка. Все полеты после - я вставал и шел сам. Это стало моим принципом».

В числе наград Талгата Мусабаева — звания Халық Қаһарманы и Герой Российской Федерации, а также другие отечественные и зарубежные знаки отличия, в том числе французский орден Почетного Легиона.

 

Жемчужина жизни

Уроженец Талдыкорганской области Айдын Аимбетов — третий казахстанский космонавт, заслуживший тот же почет и уважение, что и его коллеги Токтар Аубакиров и Талгат Мусабаев. К своему первому полету Аимбетов готовился еще в 2003 году, но вылет отложили. На тот момент офицер ВВС имел более 470 часов налета и совершил свыше 360 прыжков с парашютом. Возобновленная подготовка к экспедиции 2009 года также была приостановлена из-за нехватки финансирования программы. Долгожданный полет космонавта состоялся в возрасте 43 лет в 2015 году и продлился почти 10 суток.

Аимбетов занял должность бортинженера в команде российского космонавта Сергея Волкова и датского астронавта Андреаса Могенсена. В процессе экспедиции была завершена пятая космическая программа, состоящая из десятка экспериментальных исследований.

Наш соотечественник рассказывал: «Само ограниченное пространство уже является тяжелым фактором существования. А при том, что космонавт находится в космосе длительное время - до полугода, то очень большую роль играет слаженность и взаимопонимание. Для этого имеются определенные методики, отрабатываются психологические тесты, ведется работа с психологами. Основной упор делается на то, что люди должны быть высокомотивированными и исключать любые недопонимания, личную неприязнь. Один из примеров, когда в одном экипаже два космонавта практически не разговаривали друг с другом, но это был пример не о плохом отношении, а о том, что коллеги понимали друг друга с полуслова. Некогда им болтать, работать надо. Рабочий день прорабатывается ежеминутно целой наземной командой инженеров, которая вечером присылает программу работы на предстоящий день с учетом выполненных экспериментов и остальной деятельности полета».

«Мой рабочий день начинался с шести утра, отбой у меня был в среднем - около 12 часов ночи. Но это с учетом того, что у меня была короткая миссия. Для меня было просто неприемлемо переводить время на сон. Спали мы в невесомости в отведенных каютах в спальных мешках», - говорит третий казахстанский космонавт.

Во время космического полета Аимбетов провел ряд физико-космических экспериментов, в частности, «Ураган», «Релаксация», эксперимент по изучению влияния радиации на человека в космосе, а также космический мониторинг состояния экологии Аральского и Каспийского морей. На орбиту Аимбетов взял с собой Государственный Флаг Республики Казахстан и флаг ВВС Казахстана, а также для проведения эксперимента «Дастархан-6» казахские национальные блюда в сублимированном виде с витаминными добавками, повышающие работоспособность и укрепляющие иммунитет — айран, иримшик (твердый сыр из овечьего молока), курт, сухое кобылье молоко, суп харчо, печенье и мясо по-казахски.

Айдын Аимбетов регулярно звонил семье с борта МКС, взял с собой плюшевого льва — подарок младшей дочери Даяны. Семья с волнением ждала возвращения отца. Родные прибыли на место приземления одними из первых.

Третий казахстанский космонавт также удостоен звания Халық Қаһарманы.

Описывая свои впечатления о полете на орбиту, Айдын Аимбетов признавался: «С расстояния 450 километров самое красивое впечатление - это вид Земли. В черной мгле необъятного космоса - это голубая жемчужина всей Жизни. При посадке на Землю, при открытии люка спускаемого аппарата, когда пространство заполняет степной воздух, которого мы на Земле не замечаем, остро чувствуешь все богатство и буйство запахов, ароматов и звуков. В космосе - это запах железа, машинного масла, а тут сама природа, сама жизнь - запах степных трав, земли, пение птиц, стрекот кузнечиков...»

 

Фархат КИНЖИТАЕВ



Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента