Генерал-майор Айткали Исенгулов: "Воспитание личного состава сегодня – залог боеспособной армии завтра"

Политическая и воспитательная работа должны осуществляться неразрывно, ведь каждый военнослужащий должен понимать, что он защищает и во имя чего служит – здесь важно глубокое понимание самой сути защиты Родины. Именно такой подход способствует воспитанию воинов, способных как предотвратить различные кризисы внутри государства, так и уверенно дать отпор угрозам извне. Так считает заслуженный деятель нашей страны, ветеран ВС РК генерал-майор Айткали Исенгулов.

- Айткали Гусманович, в чем, по Вашему мнению, заключаются основные принципы воспитательной работы в Вооруженных Силах?

- На мой взгляд, данный вопрос, не углубляясь в философские детали, можно отразить следующим образом:

Главным принципом воспитательной работы является воспитание военнослужащего-патриота, полностью поддерживающего политику и идеологию нашего государства, боеспособного солдата, который способен обеспечить независимость и территориальную целостность страны.

Важно не допустить аполитичность в рядах армии. Только военнослужащий, понимающий суть внешней и внутренней политики государства и его идеологию, может быть полноправным защитником Отечества. Это доказано самой жизнью.

В основе всех подвигов нашего старшего поколения лежало глубокое понимание ими сути защиты страны. Хотя многие зарубежные идеологи считали, что одурманенный советской пропагандой солдат выступает в роли куклы. Однако, боевые условия, когда на карту была поставлена жизнь военнослужащего, доказали обратное. Советский воин доказал, что готов жертвовать собой ради защиты родного государства - это достигается только при правильной политико-воспитательной работе. А проводить в разрыве политическую и воспитательную работу, и при этом добиваться кардинальной отдачи, вряд ли получится. Поэтому главным принципом должно стать воспитание военнослужащих всех рангов, которые бы могли пожертвовать всем, если надо, и самой жизнью, ради защиты Родины.

 

- Расскажите, о том как была организована политико-воспитательная работа в советское время?

- Служба в советской армии была почетной обязанностью для каждого гражданина. Молодой человек, не служивший в армии, в какой-то степени, считался ущербным в глазах общества. К нему возникал ряд неприятных вопросов не только со стороны сверстников, но и в самом обществе. Воспитание солдата в армии было комплексным, включающим, в первую очередь, политическую составляющую, на основе которой проводилось становление личности солдата. Политорганам в армии принадлежала вся организаторская и политико-воспитательная функция. Командиры – организаторы всей деятельности в ВС всегда находились под влиянием политорганов. Генеральная линия партии всегда была основополагающей в их деятельности. Но это не говорит о том, что этим подрывалась единоначалие в армии, наоборот, политорганы всю свою деятельность направляли на укрепление единоначалия командиров, но приказы командиров всех степеней имели единую цель – обеспечить выполнение задач вышестоящего командования, которые никогда не расходились с установками партии и правительства. Эта линия четко поддерживалась на всех уровнях армейской жизни, обеспечивая единообразие форм и методов политико-воспитательной работы в армии и ВМФ (военно-морской флот).

Воспитательную работу отражали военно-патриотические лозунги. К примеру, призыв политрука В. Клочкова: «Велика Россия, отступать некуда - позади Москва!» стал всенародным в суровые дни обороны Москвы. Где бы не служил советский солдат, он получал профессиональное и политическое воспитание. Поэтому считалось, что солдат, прошедший срочную армейскую службу, получал твердое патриотическое воспитание.

К сожалению, эти наработки сознательно отрицались нашими идейными и реальными врагами. До развала СССР на Западе в советской армии требовали ликвидировать политорганы и партийные организации, понимая, что, уничтожив эту вертикальную опору, на которой держалась вся воспитательная работа в армии и флоте, они добьются развала системы всей армии. Их прогноз был точным и смертельным не только для Вооруженных Сил, но и для всей страны.

Важно не допустить аполитичность в рядах армии. Только военнослужащий, понимающий суть внешней и внутренней политики государства и его идеологию, может быть полноправным защитником Отечества. Это доказано самой жизнью.

Политико-воспитательная работа проводилась по утверждённому плану. Дважды в неделю проводились политинформация и занятия по четко разработанной тематике, не только в частях и подразделениях, но и в штабах и управлениях. Кроме того, проводилась марксистко-ленинская подготовка среди офицеров, включая офицеров высшего звена. И эти предметы считались превалирующими в жизни армии и флота. Таким образом, политически грамотный военнослужащий был той основой, на которой держалась боевая, оперативно-тактическая и специальная подготовка советской армии и флота.

Политико-воспитательная работа включала в себя большой комплекс различных мероприятий: от просмотра кино до вечеров художественной самодеятельности, детских утренников, спортивных соревнований. Не потому ли было несколько поколений офицеров, выходцев из военных семей, воспитывавшихся в военных гарнизонах, где основным местом воспитания для детей был полковой клуб и гарнизонный дом офицеров.

Полагаю, что в будущем воспитательная работа не будет успешна без комплекса партийно-политической работы. И наши соседи это понимают. К примеру, в российской армии введен орган – Главное военно-политическое управление ВС РФ.



- Какую роль сыграл институт воспитателей на заре становления казахстанских Вооруженных Сил? Расскажите об этом опыте: какие возникали проблемы, как удавалось их решать?

- Как известно, институт заместителей командиров (начальников) по воспитательной и социально-правовой работе был создан 19 января 1993 по инициативе первого Министра обороны РК генерала армии С.К. Нурмагамбетова. Вопрос о создании данного органа был поднят еще в марте 1992 года в Минске, куда он приехал вместе с Президентом страны. По прибытии в Казахстан 1 августа 1993 года я был назначен советником Министра обороны, а затем стал заместителем Министра обороны по воспитательной и социально-правовой работе.

Первое, что мной было сделано – это погружение в детали воспитательной работы. Нужно было дать ответ на главный вопрос: «Что даст положительный эффект в работе по воспитанию личного состава?» Необходимо было понять, какие действия предпринимались ранее для решения проблем в армии. Анализ показал слабое взаимодействие военкомов и командиров частей и соединений по поиску и возврату военнослужащих, самовольно оставивших части, чему мешало отсутствие четкого плана по этому вопросу в самом управлении по воспитательной работе.

Воспитательная работа в период становления ВС РК сыграла основную роль в сплочении воинских коллективов, вселила уверенность в будущее армии Казахстана, ее перспективность в обеспечении территориальной целостности и независимости.

Кроме того, на всех уровнях не было четкого учета и конкретных виновников такого массового исхода из армии. (13500 военнослужащих не только срочной службы, но и старших офицеров). Мной с разрешения Министра обороны было проведено всеармейское совещание по этому вопросу, которое выявило безответственность офицеров на всех уровнях, управления по работе с личным составом, военачальников всех рангов. Во многих армейских структурах был утерян учет. Все это требовало принятия необходимых мер, особенно к должностным лицам. Это позволило установить четкий учет. По итогам проверок некоторые лица были уволены из Вооруженных Сил. В течение года почти все были возвращены в строй. Главным для нас было не наказать самовольно оставивших части военнослужащих, а восстановить в строю всех, в особенности офицеров и прапорщиков.

На мой взгляд, главная причина оттока военнослужащих из армии в начале строительства независимых Вооруженных Сил заключается в потере у военнослужащих уверенности в дальнейших перспективах военной службы. Военнослужащие же срочной службы покидали армию из-за творившегося там беспорядка, а также по причинам отсутствия офицеров низшего звена, на которых была завязана воспитательная и социально-правовая работа.

Как я уже отмечал, в советское время была выстроенная система воспитательной работы. В начале строительства новой независимой армии старые принципы практически не применялись. К примеру, вместо обычных политзанятий проводился предмет под названием «Общественная гуманитарная подготовка». Какая общественно-гуманитарная подготовка?! Во-первых, армия – это атрибут государства, призванный стоять на страже Родины и, если надо, жертвовать жизнью и убивать. Поэтому приходилось перестраивать всю систему воспитательной работы, учитывая цели и задачи Вооруженных Сил нового государства.

Нельзя не вспомнить большую организаторскую работу командиров соединений: генералов Тимошенко, Ертаева, Уразова, Носоновского, военкомов Мукашева, Нурова, Ергалимова, Мукатаева, Ерниязова. Колоссальную работу проделала ОМУ МО РК во главе с генерал-майором Абдрахмановым. Стоит отметить офицеров-воспитателей всех звеньев. В их числе – полковники Смолькин, Смыков, Дюсенбаев, Досалин, Шарипов.

Воспитательная работа в период становления ВС РК сыграла основную роль в сплочении воинских коллективов, вселила уверенность в будущее армии Казахстана, ее перспективность в обеспечении территориальной целостности и независимости.

 

- На Ваш взгляд, как повысить интерес нынешней молодежи к службе в армии и в целом выбору профессии защитника Родины?

- Для военнослужащих контрактной службы должно быть высокое денежное довольствие, льготы для решения социально-бытовых вопросов, а также возможность получения образования. На срочную же службу надо призывать не только молодежь из малообеспеченных и многодетных семей, но и детей чиновников и зажиточных граждан. Проанализируйте сами, какой их процент служит в Вооруженных Силах нашей страны.

К тому же важно изменить подход к подготовке резерва. Нахождение в течение 47 дней в военно-технической школе многого не дает. При таком развитии техники требуются более серьезные формы подготовки мобильного резерва. Кроме того, для повышения уровня политико-воспитательной работы важна финансовая поддержка.

 

Нариман ДЮСЕНОВ


Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента