Берлин хочет увеличить расходы на оборону и производство вооружений, но война в Украине усложняет эту задачу
Германии потребуется как минимум десятилетие, чтобы увеличить расходы на оборону, сообщает Sarbaz.kz со ссылкой на Responsible Statecraft.
В феврале 2024-го года канцлер Германии Олаф Шольц заявил о том, что Германия увеличит свои расходы на оборону до 2% ВВП. Однако, Бастиан Гигерих, глава лондонского Международного института исследований безопасности, заявил, что для того, чтобы обратить вспять последствия более чем 20-летнего сокращения финансирования вооруженных сил потребуется десятилетие увеличения расходов на оборону.
Издание пишет, что в бюджете Германии на 2024 год на оборону выделяется 51,8 миллиарда евро, что меньше контрольного показателя НАТО в 2% ВВП. Однако Германия, похоже, движется к достижению этой цели, воспользовавшись чрезвычайным фондом в 100 миллиардов евро, о котором Шольц объявил в своей знаменитой речи Zeitenwende (эпохальные перемены) в Бундестаге в феврале 2022 года. Предполагается, что выплаты из этого фонда позволят сохранить расходы Германии на оборону на отметке 2% ВВП или выше до 2028 года, после чего Германия планирует финансировать оборону через регулярный бюджет.
Для достижения этого потребуется увеличить расходы на оборону примерно на 30 миллиардов евро по сравнению с расходами на оборону в 2024 году.
По мнению издания, увеличение расходов на оборону приведет к скоращению расходов в других сферах, что может привести к политической нестабильности, так как в Германии установлены жесткие ограничения на бюджетный дефицит. Это ограничение станет еще более жестким, если ожидается, что экономика будет расти такими же темпами на 0,2% ежегодно.
Желание правящей колации социал-демократов и «зеленых» увеличить расходы на оборону встречает жесткую критику со стоороны населения и опозиции, которые опасаются реформирования «долгового тормоза*» (закон, принятый в Германии в 2009-м году, ограничивающий возможности правительства брать кредиты) и увеличения налогов.
Единственным же очевидным способом замкнуть этот круг было бы считать продолжающуюся войну в Украине чрезвычайной ситуацией и тем самым получить еще 100 миллиардов евро, пишет издание.
Однако, становится очевидным, что даже при предоставлении чрезвычайного финансирования оборонно-промышленная база может расширяться лишь постепенно, а процессы закупок оружия ограничены временем, необходимым для производства нового оружия и оборудования, будь то из Германии, других стран Европы или США. Например, 18 боевых танков Leopard 2, заказанные взамен поставленных в Украину, прибудут не раньше, чем через два года.
Немецкие вооруженные силы недофинансировались в течение многих лет до февраля 2022 года, потому что политическое руководство постоянно сокращало военные расходы с окончания «холодной войны» в 1989 году. Усилия по расширению набора военнослужащих начались после аннексии Россией Крыма в 2014 году, но не смогли привлечь новых рекрутов в достаточном количестве. Численность военнослужащих остается на уровне 180 000 человек. Некоторые сейчас призывают восстановить обязательную военную службу.
Самым активным сторонником перевооружения Германии является министр обороны Борис Писториус, политик СДП. Писториус заявил, что Бундесвер должен быть «готовым к войне», и предупредил, что Россия может напасть на члена НАТО в ближайшие 8-10 лет.
Тем временем, Европейская комиссия выдвинула свои собственные планы по координации финансирования перевооружения по всей Европе, поддерживая сотрудничество между европейскими оборонно-промышленными компаниями. Эта инициатива не должна представлять проблемы для Германии, поскольку Шольц, неоднократно заявлял, что ЕС является основой внешней политики и политики безопасности Германии.
Однако, Европейская комиссия рискует конкурировать со странами-членами за доступные ресурсы для приобретения оборудования и оружия.
Бастиан Гигерих из международного института стратегических исследований считает, что в Германии «не произошло ментального сдвига и социальной устойчивости», необходимых для поддержки перевооружения. Но, по мнению издания, ограничения Германии связаны с ее институциональной структурой и очень устойчивы к изменениям и такая трансформация, даже если она поддержана Шольцем, представляет собой чрезвычайно сложную и чреватую повестку дня.