Российский ВПК демонстрирует скромные показатели роста, несмотря на увеличение прибыли

Нехватка технических специалистов существенно ограничивает производственные возможности и расширение рабочей силы.

Данияр Ищанов
30/01/2024 - 18:44

Источник: LiveJournal

https://sarbaz.kz/cache/imagine/300x170/uploads/news/2024/01/30/65b8d7a5a7b10164506965.jpg
Источник: LiveJournal

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), ключевая дочерняя компания российского государственного военно-промышленного конгломерата «Ростех» опубликовала ежегодную отчетность, передает Sarbaz.kz.

Хотя полная годовая статистика еще не опубликована, эта информация дает дополнительное представление о российской аэрокосмической промышленности, что отражает более широкие проблемы в военно-промышленном комплексе Москвы.

Данные ОАК свидетельствуют о скромном улучшении темпов производства, частично объясняемом увеличением расходов на закупку вооружений и авансовыми платежами российского правительства.

В первом полугодии 2023 года ОАК зафиксировала выручку в размере 2,2 млрд долларов. Для сравнения в аналогичном периоде 2022 года прибыль составила 1,7 млрд долларов.

Однако, по мнению экспертов института Джеймстауна, несмотря на эти успехи, проблемы сохраняются, особенно в показателях недостаточного роста заработной платы в условиях инфляции. Хотя средние зарплаты в ОАК и других дочерних компаниях Ростеха незначительно выросли, они не успевают за ростом стоимости жизни, что ограничивает способность отрасли привлекать и удерживать квалифицированный персонал.

Нехватка технических специалистов существенно ограничивает производственные возможности и расширение рабочей силы. Хотя ОАК и заявляет о значительных инвестициях в обучение сотрудников, сохраняются опасения по поводу эффективности и устойчивости этих программ.

Темпы производства тактической авиации и транспортных самолетов показали номинальный рост, в значительной степени обусловленный низкими показателями прошлых лет, а не существенным повышением производительности. Например, несмотря на рост производства таких самолетов, как транспортный самолет Ил-76 и истребители-бомбардировщики Су-34, эти цифры просто отражают возврат к предыдущим уровням производства, а не подлинный прогресс.

В 2023 году ОАК поставила три партии Су-34 министерству обороны России. Типичная партия состоит из двух-четырех самолетов. Даже если бы все три партии 2023 года содержали по четыре самолета, общее количество не превысило бы 12. Эта сумма немного выше по сравнению с десятью, шестью и десятью бомбардировщиками Су-34, поставленными в 2020, 2021 и 2022 годах соответственно. Однако этот показатель аналогичен годовому производству Су-34 в 2010-х годах. На самом деле ОАК фактически не увеличила производство, а скорее восстановила среднегодовые темпы производства бомбардировщиков Су-34 после снижения в начале 2020-х годов.

Двигаясь вперед, Москва намерена и дальше наращивать темпы производства, особенно в производстве гражданских и военных самолетов. Однако достижение этих целей потребует значительных финансовых вложений и устранения существующих ресурсных ограничений, что может привести к перегрузке государственных бюджетов и потребовать дополнительного финансирования. Стоит напомнить, что на 2024 год Россия заложила крупнейший со времен СССР оборонный бюджет. Таким образом, несмотря на признаки прогресса в российской аэрокосмической промышленности, сохраняются более глубокие структурные проблемы, включая нехватку рабочей силы, неадекватную заработную плату и зависимость от государственных субсидий. Решение этих проблем будет иметь решающее значение для поддержания и расширения военно-промышленного потенциала России в долгосрочной перспективе.

В статье

×

Редакция

$ 474.83  515.38  5.5