Найден труп - но нет ни свидетелей, ни оружия преступления, ни улик. Раскрыть такое дело помогут насекомые и микробы.
Найден труп - но нет ни свидетелей, ни оружия преступления, ни улик. Раскрыть такое дело особенно сложно. Судмедэксперты постоянно ищут новых помощников. Одними из самых полезных оказались... насекомые и микробы. Материал подготовили журналисты dw.com, передает Sarbaz.kz.
История произошла около 800 лет назад. Обнаруженное тело с многочисленными ножевыми ранениями повергло древнекитайскую деревушку в смятение. Расследовавшему этот случай врачу Сун Цы удалось установить, что раны были нанесены серпом, использовавшимся для срезания риса во время уборки урожая.
Чтобы вычислить преступника, представители следствия собрали все имевшиеся у крестьян серпы, около 80 штук, и разложили их на земле. Вскоре одно из лезвий облепили синие мухи-падальщики. Их привлек запах следов крови, невидимых невооруженным глазом. Убийца признался в преступлении, а медэксперт описал это расследование в труде по судебно-медицинской экспертизе эпохи династии Сун «Записки о смытии обиды» в 1247 году (в современном переводе – «Собрание отчетов о снятии несправедливых обвинений»). Это первый официально зафиксированный случай, когда успеха в расследовании удалось достичь благодаря наблюдению за насекомыми.
Сегодня существует целая область знаний, изучающая особенности жизненных циклов насекомых - мух, жуков, муравьев определенных видов, найденных на трупах и на местах преступлений, - и характер вызываемых ими повреждений: судебно-медицинская энтомология (Forensic Еntomology).
Один из известнейших немецких специалистов в области судебной энтомологии - Марк Бенеке. Биолога-криминалиста часто привлекают в качестве эксперта по оценке следов предполагаемых насильственных преступлений со смертельным исходом. В ходе судебных разбирательств его исследования дают ценную информацию о том, когда и, возможно, как умерла жертва. Например, в одном из расследований 2017 года Бенеке смог доказать, что 80-летний мужчина в Италии умер из-за отсутствия надлежащего ухода. Соответствующие выводы ему позволил сделать анализ жизненных циклов мух и муравьев, обитавших в квартире покойного.
Автор нескольких научно-популярных книг, Бенеке также работает инструктором в немецких полицейских школах и читает лекции в других странах, в том числе, в США.
«Судебных энтомологов не так много. Их работа может предоставить недостающую информацию в особо сложных случаях. Мы можем помочь ответить, например, на вопрос, находилось ли когда-нибудь тело в лесу», - говорит эксперт.
Хотя насекомые могут помочь раскрыть дело при определенных обстоятельствах, часто бывает сложно собрать на месте преступления необходимую информацию, анализ которой сможет продвинуть дело в суде, говорит Бенеке. Температура, влажность и свет влияют на жизненный цикл насекомых, поэтому исследования зимой или в более холодном климате проводить особенно сложно. Недостаточное количество насекомых, собранное на месте преступления, или их ненадлежащее хранение могут привести к ошибочным выводам. В то же время Бенеке отмечает, что анализ жизнедеятельности насекомых хоть и дает множество полезных для следствия сведений, но все же не позволяет определить точное время смерти. Этот метод появился сравнительно недавно и нуждается в усовершенствовании.
Еще одна относительно новая область деятельности, призванная, в том числе, помочь в раскрытии убийств, - судебная микробиология. Она изучает и анализирует наличие на трупах микроскопических живых организмов, помогающих определить время и место смерти. Уже опубликованы результаты нескольких исследований, подтверждающих гипотезу о том, что с помощью микробов можно получить эту информацию.
В ходе исследования ученых из Университета штата Колорадо проводились наблюдения за процессом разложения 36 человеческих тел в естественных условиях в течении 21 дня, но в разных климатических условиях на территории США. Затем из образцов тканей был взят и проанализирован генетический материал. На его основе создали подробное описание того, какие бактерии и грибки колонизировали каждый труп.
Ученые обнаружили микробы, вызывающие разложение трупа независимо от климата и времени года. А также выяснили, что вначале действия сообществ микроорганизмов были случайными, без определенных закономерностей. Но в какой-то момент колонии «новоприбывших» начали следовать четкой схеме. Выяснилось, что климат и местоположение влияют лишь на скорость разрушения организма, но с точки зрения того, как именно происходит этот процесс, данные факторы не имеют значения.
Кроме того, результаты были проанализированы при помощи искусственного интеллекта, который смог четко определить время наступления смерти в каждом конкретном случае.
«Многочисленные данные и статистика, полученная при помощи искусственного интеллекта, могут не только довольно точно определить интервал между наступлением смерти и обнаружением тела, но и многое другое. Но над этим еще нужно работать», - добавляет Бенеке.
Процесс разложения трупов сложен - в нем участвуют различные микроорганизмы, включая грибы и нематоды, а также внешнее влияние, в том числе, тех же насекомых. В процессе исследования было выявлено 20 одинаковых микробов, которые колонизировали трупы. При этом они заселяли трупы с одинаковой скоростью и вне зависимости от внешних факторов. Удалось выделить и особые микробные сообщества, которые появились на трупах под влиянием внешних условий.
Основываясь на тонких различиях жизнедеятельности микроорганизмов, возможно более точно определить время смерти и место разложения трупа. Анализ микроорганизмов на местах преступлений также может помочь судебно-медицинским экспертам идентифицировать подозреваемых. И это особенно полезно в тех ситуациях, когда время наступления смерти неясно.
В отличие от отпечатков пальцев, пятен крови, свидетелей или скопления определенных насекомых, колонии микробов можно найти на любом месте преступления. Однако до сих пор судмедэксперты не использовали их в качестве доказательств.
«Необходимо собрать больше данных, чтобы понять, какие факторы влияют на их жизнедеятельность. На данный момент мы все еще находимся на этапе исследования. Но уже сейчас имеет смысл использовать всю имеющуюся информацию», - говорит Бенеке.