# # #

Мастер воздушных боев: история Дважды Героя Советского Союза Сергея Луганского

Всего же за период войны Сергей Луганский совершил 390 успешных боевых вылетов, в воздушных боях одержал по официальным данным 37 побед лично и пять в группе с товарищами. Его полк уничтожил 245 самолетов противника.

admin
Автор admin
16/05/2024 - 16:20

Фото: soviet-aces-1936-53.ru

https://sarbaz.kz/cache/imagine/300x170/uploads/news/2024/05/16/6645eea311935375871304.jpg
Фото: soviet-aces-1936-53.ru

Он прошел всю войну — от начала и до конца. Сбил десятки вражеских самолетов, совершил несколько воздушных таранов, получил именной самолет в дар от земляков. Летчик из Казахстана стал прототипом одного из героев легендарного фильма «В бой идут одни старики», а отдельные эпизоды из его боевых воспоминаний вошли в сценарий этой знаменитой киноленты. Sarbaz.kz говорит о дважды Герое Советского Союза Сергее Луганском.

Сергей Данилович Луганский родился 1 октября 1918 года в городе Верном (Алматы) в крестьянской семье. В 1936 году окончил неполную среднюю школу и работал садовником. В том же году был призван в Красную Армию и был направлен по комсомольской путевке в Оренбургскую военную авиационную школу летчиков. После ее окончания в 1938 году служил в 14-й авиационной бригаде в Пскове

В 1939-1940 годах младший лейтенант Луганский участвовал в советско-финской войне, за время которой сделал 59 боевых вылетов и сбил один самолет противника, за что был награжден орденом Красной Звезды.

Из воспоминаний Сергея Луганского

«28 февраля пурга утихла. Мощный артиллерийский шквал потряс укрепления белофиннов. В воздух поднялась авиация...Совершенно неожиданно я почувствовал, что с моим самолетом творится что-то неладное. Его вдруг дернуло, вскинуло и, несмотря на все мои отчаянные усилия, перевернуло. Земля близко, и без запаса высоты я ни за что не смог бы выправить машину. На раздумья и принятие решения оставались считанные секунды. Вот-вот самолет могло кинуть в штопор и тогда….Сильным, заученным еще в школе рывком я выбросился из кабины и камнем полетел вниз. Вскоре раскрылся парашют. Но самое прискорбное было то, что от резкого рывка с ног моих слетели тяжелые меховые унты, и я остался в одних носках. А мороз тогда стоял свыше пятидесяти градусов, и мы даже на лицо надевали предохранительные маски из тоненьких кротовых шкурок.

Приземлился я в глубокий, высушенный морозом сыпучий снег. Освободился от парашюта, вынул пистолет и огляделся. Эскадрилья моя ушла вперед, кругом было тихо, белофиннов не видно. Видимо, я находился на нейтральной полосе...

...Сейчас трудно сказать, сколько мне пришлось бежать. Помню лишь, что я бежал, бежал из последних сил, бежал! Только бы не отморозить ноги!.. К счастью, я натолкнулся на наше боевое охранение, бойцы провели меня в землянку и в несколько рук принялись оттирать снегом».

С октября 1941 года Луганский воевал на фронтах Великой Отечественной войны. Был командиром эскадрильи 270-го истребительного авиаполка. Совершал вылеты на штурмовку наземных сил врага, прикрытие штурмовых групп, перехват самолетов противника, воздушную разведку. Советские истребители совершали в день по 4-5 вылетов.

14 сентября в полку оставалось всего 18 самолетов, восемь из них Луганский поднял в воздух. В районе патрулирования советские истребители сразу столкнулись с группой бомбардировщиков Не-111 в сопровождении истребителей Ме-109. Времени для маневра не оставалось, и Луганский бросил машины в лобовую атаку, выбрав себе ведущего «Мессера». В критический момент пилот Люфтваффе попытался уйти вниз, но было уже поздно, и крыло «ЛаГГа» начисто снесло хвостовое оперение Ме-109. Этот случай подтвердил высокую живучесть самолета Лавочкина - после столкновения Луганский не только не покинул поле боя, но и продолжил боевые действия (на ЛаГГ-3 он провоевал полтора года).

После Сталинграда он сражался в небе Белгорода и Харькова, Полтавы и Кременчуга, Черкасс и Кировограда. В ходе контрнаступления советских войск под Курском на фюзеляже самолета Луганского появилась 20-я звездочка. В течение двух дней, 4 и 5 августа, он уничтожил четыре вражеских самолета (по два в каждый из дней). В конце августа провел примечательный воздушный бой с немецким разведывательным Не-111. Начав бриться, Луганский был вынужден срочно взлететь по приказу комдива, с мылом на лице, без гимнастерки и не пристегнув парашюта. Бомбардировщик был подбит только тогда, когда его хвостовой стрелок расстрелял весь боезапас и был убит пулеметной очередью нашего аса.

В одном из боев был ранен и до полного выздоровления вернулся на родину - в город Алматы. Газета «Казахстанская правда» 29 декабря 1943 года посвятила ему специальный выпуск. В опубликованном тогда же обращении ко всем комсомольцам и молодежи городской комсомольский актив призывал: «...Соберем средства на новогодний подарок нашему герою! Подарим ему быстрокрылый самолет!..»

Это патриотическое желание было выполнено: 180 тысяч рублей собрали, а директор авиазавода помог пилоту остановить выбор на облегченном Як-1Б, специально подготовленном для участия в конкурсе на лучший истребитель. На фронт летчик вернулся уже на именной машине с надписью на борту: «Герою Советского Союза Сергею Луганскому от комсомола и молодежи г. Алма-Ата».

Фото: warheroes.ru

В июне, после гибели командира полка, Сергей Луганский возглавил часть, переименованную вскоре в 152-й гвардейский ИАП. А через несколько дней после вступления в должность он едва не погиб, атакованный при посадке парой немецких «охотников».

Истребитель Луганского уже выпустил шасси, когда поступило предупреждение с земли. Ведомый, молодой летчик Виктор Усов, сумел сбить напарника аса Люфтваффе, но и сам попал под огонь противника - в воздухе остались только два самолета. Луганского спасло лишь то обстоятельство, что при выпуске шасси его истребитель несколько «просел» в воздухе и вражеская очередь прошла выше.

Пока «Як» убирал шасси, немецкий пилот успел выполнить еще один заход - пули разбили фонарь кабины, приборную доску и зацепили пистолет на боку... Затем наступила очередь Луганского идти в атаку. Почти без горючего, облегченный до предела Як-1Б послушно лег в глубокий вираж. Оказавшись в хвосте «Мессершмитта», советский ас нажал на гашетку оружия. Вначале от «Мессера» отлетели куски, а затем снаряд угодил точно в двигатель. Совершивший вынужденную посадку на краю аэродрома пилот (по словам самого Луганского) имел на счету около 70 воздушных побед и был удостоен высших наград Рейха.

Когда в июне 1944 года Сергей Луганский был назначен командиром 157-го гвардейского авиаполка, его земляки решили собрать средства на покупку новых самолетов для передачи в этот полк. Прошло немного времени, и в республиканской печати появилось сообщение, что часть получила прекрасный подарок - 12 новейших истребителей Як-3 с надписью на борту «Koмсомолец Kaзахстана».

В марте 1945 года командующий фронтом маршал Конев своим приказом направил гвардии майора Луганского на учебу в Военно-воздушную академию. Узнав, что все имущество дважды Героя состоит из пары белья, гимнастерки и бритвенного набора, он подарил ему трофейный «Мерседес», на котором тот и приехал с фронта в Монино.

Всего же за период войны Сергей Луганский совершил 390 успешных боевых вылетов, в воздушных боях одержал по официальным данным 37 побед лично и пять в группе с товарищами. Его полк уничтожил 245 самолетов противника.

После окончания академии, Сергей Данилович командовал авиационными соединениями ПВО страны.

Генерал-майор авиации С. Д. Луганский летал до 1963 года на разных типах реактивных истребителей - от МиГ-15 до МиГ-19. Вышел в запас в 1964 году. Этот беззаветный воздушный боец трогательно любил цветы, в часы досуга заботливо ухаживал за собранной им коллекцией.

Написал книги «На глубоких виражах», «Небо остается чистым». Ряд эпизодов из книги «На глубоких виражах» вошли в основу фильма «В бой идут одни старики», а собирательный образ Кузнечика из «Поющей эскадрильи» был списан в том числе и с дважды Героя Советского Союза С. Луганского.

Автор: Фархат Кинжитаев

В статье

×

Редакция

$ 443.44  480.51  4.88