Армия содружества и первая военная доктрина: чем запомнился первый министр обороны Сагадат Нурмагамбетов

С 1942 года жизнь Сагадата Нурмагамбетова была связана с военной службой.

Данияр Ищанов
07/02/2024 - 06:12

Источник: dknews

https://sarbaz.kz/cache/imagine/300x170/uploads/news/2024/02/07/65c30920e1b14292182357.jpg
Источник: dknews

Сагадат Нурмагамбетов – первый министр обороны независимого Казахстана, принимавший участие в формировании национальных вооруженных сил. На его долю выпал развал СССР и последующий развал армии. В этих условиях первый независимый министр смог сохранить войска. Sarbaz.kz рассказывает о первых этапах становления армии Казахстана.

Сагадат Нурмагамбетов родился в селе Трудовое, Алексеевская волость, Акмолинский уезд, Акмолинская область, Казахская ССР. Происходил из рода Кыпшак Среднего жуза. Окончил 7 классов и работал заведующим избой-читальней в колхозе. С 1942 года его жизнь была связана с военной службой.

В Великой Отечественной войне Сагадат Нурмагамбетов служил в 1052-м стрелковом полку 301-й Донецкой ордена Суворова II степени Берлинской стрелковой дивизии 5-й ударной армии. За героизм и мужество ему было присвоено звание Героя Советского Союза в 1945 году. Он участвовал в освобождении Краснодарского края, Украины, Молдавии, Западной Белоруссии и Польши.

После войны Нурмагамбетов прошел обучение в Военной академии имени М. В. Фрунзе и занимал различные должности в Вооруженных Силах СССР, включая заместителя командующего войсками Среднеазиатского военного округа. За свою службу ему были присвоены звания генерал-майор и генерал-лейтенант.

Фото: Sputnik

«Армия Содружества»

Августовские события 1991 года стали началом развала советского государства, встал вопрос для национальных республик по самоопределению и созданию всех атрибутов государства.

В 1991 году начался фактический распад Союза ССР и его Вооруженных Сил. В этот период формирования Содружества Независимых Государств, последний министр обороны СССР Евгений Шапошников предложил Концепцию трансформации советских Вооруженных Сил в Объединенные Вооруженные Силы СНГ. Согласно этой концепции, государства СНГ должны были сохранить единое командование и структуры управления вооруженными силами в течение пяти лет после образования СНГ. Вопросы обороны стран-участниц СНГ временно возлагались на Объединенные ВС СНГ.

Однако не все страны-участницы СНГ согласились с созданием ОВС. Молдавия, Украина и Грузия не подписали документы о стратегических и общих силах, а Латвия, Литва и Эстония отказались участвовать в разделе Вооруженных Сил бывшего СССР, заявив о намерении формировать свои национальные вооруженные силы самостоятельно.

Начиная с весны 1992 года, отдельные государства начали формировать свои национальные вооруженные силы, переводя часть группировок войск Советской Армии и Военно-Морского Флота под национальную юрисдикцию. Этот процесс подорвал Концепцию сил общего назначения. Главное Командование ОВС СНГ в основном руководило разделом бывшей СА и ВМФ, завершившимся в 1993 году.

Указом президента Казахской ССР Назарбаева от 25 октября 1991 целях обеспечения независимости, территориальной целостности, оборонных и иных жизненно важных интересов республики, руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете и Конституцией Казахской ССР был образован Государственный комитет обороны Казахской ССР. Следующим Указом Президента Казахской ССР Нурмагамбетов Сагадат Кожахметович назначен Председателем Государственного комитета обороны Казахской ССР.

Уже через год ВРИО начальника Главного штаба Вооруженных Сил Республики Казахстан полковник Касымов, выступая на заседании Совета Безопасности 23 октября 1992 года, также подчеркнул, что не Казахстан стал инициатором развала военного единства бывшего Союза. Напротив, он до самого последнего момента отстаивал идею Объединенных Вооруженных Сил Содружества и сознательно шел в этом вопросе на частичное ограничение своего государственного суверенитета. Более того, республика одной из последних приступила к созданию собственных Вооруженных Сил, причем в условиях, когда медлить было уже невозможно.

Из воспоминаний Сагадата Кожахметовича Нурмагамбетова:

«Анализируя происходившие события в странах Содружества и прогнозируя возможное изменение, я, как председатель ГКО, в начале января 1992 года представил справку руководству республики. После обмена мнениями Глава государства дал указание о разработке к очередному заседанию Совета безопасности Концепции по военным вопросам с учетом договоренности большинства руководителей государств СНГ на Минской встрече. Было также решено провести инвентаризацию воинских частей, вооружения, военной техники, имущества и научно-технического оборудования полигонов, производственного оборудования военных заводов, расположенных на территории Казахстана. И вся эта работа легла на небольшой состав ГКО. Время было ограничено»

Во вновь созданную государственную структуру военной инфраструктуры республики Серикбаев К.С. был приглашен на должность советника председателя ГКО, и в этой должности он сразу стал участником событий требующих решения стратегических вопросов в области обороны и безопасности государства.

В последних числах декабря 1991 года, по инициативе министерства иностранных дел и военного руководства Российской Федерации, в Москве состоялось совещание экспертов, на котором присутствовали представители одиннадцати республик. На совещании решалась судьба стратегических ядерных сил советского государства. Необходимо отметить, что по данному вопросу в этот период республику посетил ряд делегаций: во главе с заместителем государственного секретаря США Р. Бартоломью; визит Генерального секретаря НАТО Манфрет Вернера.

В январе 1992 года Постановлением президента № 587 создан аппарат президента Республики Казахстан и Кабинет Министров Республики Казахстан. В его структуру организационно входит отдел обороны.

Заведующим отделом Обороны распоряжением Главы государства назначен Серикбаев Ким Серикбаевич (с 25 марта по 26 июля 1993 г.).

Раздел Советской Армии

8 мая 1992 года президент Казахстана издал Указ за № 745 «О создании Вооруженных Сил Республики Казахстан».

Фото: history.kz

В состав армии независимого Казахстана вошли следующие соединения и части: 40-я армия из Туркестанского военного округа, 73-я воздушная армия ВВС СССР, 12-я и 14-я отдельные армии ПВО, 35-я отдельная гвардейская воздушно-десантная бригада, Алма-Атинское высшее общевойсковое командное училище имени Маршала И. С. Конева, Высшее пограничное командное ордена Октябрьской Революции Краснознаменное училище КГБ СССР имени Ф. Э. Дзержинского.

К моменту перехода под юрисдикцию Казахстана численность группировки составляла около 200 тысяч военнослужащих.

Однако из-за активной миграции военнослужащих разных национальностей в Казахстане остался недостаток военных специалистов. Многие офицеры, служившие в РК, решили продолжить службу в Вооруженных силах других государств СНГ или уволиться в запас. За период с мая 1992 года по январь 1995 года убыль офицеров составила 89% от списочного состава. Это привело к тому, что не менее 50% офицерского состава состояли из уроженцев не Казахстана, а Украины, Белоруссии и России, которые предпочли вернуться на «большую родину».

Несмотря на сложности, постановлением кабинета министров РК от 29 декабря 1994 года № 1485 было создано министерство обороны, основанный на офицерах штаба 40-й общевойсковой армии, дислоцированной в городе Алматы. 18 мая 1992 г. состоялось совещание у вце-президента Республики Казахстан Асанбаева по вопросам создания Вооруженных Сил Республики Казахстан и рабочих групп по разработке основных вопросов строительства Вооруженных Сил.

Казахстан стал первым государством в Центральной Азии, принявшим военную доктрину. Она предусматривала как меры по предотвращению войны, так и способы защиты суверенитета и территориальной целостности Казахстана. В доктрине 1993 года четко говорилось, что Казахстан ни при каких обстоятельствах не начнет первым военные действия, если только он или его союзники не станут объектом агрессии. Вместе с тем, Казахстан никому не угрожает и готов строить доверительные отношения со всеми государствами, с учетом интересов безопасности, не стремится к военному превосходству и рассматривает сокращение ядерных и обычных вооруженных сил как задачу исторического значения. Было также отражено, что Казахстан признает за каждым государством, нацией равное право на участие в решении всех вопросов международной жизни.

В завершении первого года создания Вооруженных Сил, а именно 8 декабря 1992 года на сборе руководящего состава ВС РК, а затем 29 апреля 1993 года перед офицерским составом выступил Президент Назарбаев:

«Один год - срок небольшой, но видим, что военными сделано не так уж мало. Разработана Концепция строительства Вооруженных Сил, завершается формирование новой военно-технической политики с учетом экономических возможностей республики. ... Блок законов по военным вопросам принятый Верховным Советом республики, позволил в законодательном порядке закрепить правовую основу строительства Вооруженных Сил, прохождение военной службы, статус военнослужащих, гарантии их социальной защиты и пенсионного обеспечения. Это дает основание сказать, что в своей основе правовая база для военной реформы, реализации военной доктрины сегодня создана» – из выступления перед военными.

В статье

×

Редакция

$ 523.86  544.34  5.11