В 1942 году британцы пытались простроить авианосец из пайкерита. Пайкерит – льдина с древесными опилками.
Во время Второй мировой войны в Британии искали способ, как защитить морские десанты и атлантические конвои в водах, куда самолеты долететь не могли. Проблема заключалась еще и в том, что стали и алюминия не хватало, и они были необходимы для других целей. Тогда инженер Джеффри Пайк предложил соорудить авианосец изо льда. Он предложил выровнять айсберг, природный или искусственный, чтобы обеспечить взлетно-посадочную полосу, выдолбить его для укрытия самолетов и снабдить вмороженными в борта мотогондолами. Однако, учитывая природные характеристики обычного льда, материал стали укреплять древесными опилками.
Фото: over-blog.com
Джеффри Пайк не первый ученый, который предложил подобное применение льда. 1930-х годах немецкие ученые тоже предлагали концепцию плавучего острова изо льда. Однако проект вскоре закрыли.
Ученые решили укрепить лед с помощью древесных опилок. Идеальное соотношение пайкерита содержит 14% опилок и 86% воды. Материал стал гораздо прочнее льда, дольше таял и не так сильно погружался в воду, как природный лёд. При проверке материала на прочность однажды произошел инцидент с выстрелом на высшем уровне. В ходе Квебекской конференции 1943 года лорд Маунтбеттен устроил демонстрацию возможностей пайкерита для адмиралов. Маунтбеттен принёс с собой два одинаковых блока — один – из обычного льда, второй – из пайкерита. Поставив их на пол комнаты, Маунтбеттен из своего табельного пистолета поочерёдно выстрелил в них. Ледяной блок разбился и раскололся, а от блока из пайкерита пуля срикошетила и, порвав штанину адмирала Эрнеста Кинга, застряла в стене.
Было принято решение построить крупномасштабную модель в национальном парке Джаспер в Канаде. Для проекта были доступны необходимые материалы: 300 000 тонн древесной массы, 25 000 тонн древесно-волокнистой изоляции, 35 000 тонн древесины, 10 000 тонн стали. Стоимость оценивалась в 700 000 фунтов стерлингов.
Однако при строительстве возникло множество технических сложностей по охлаждению и управлению авианосцем, погодные условия мешали ходу стройки, смета проекта постоянно росла, а также менялись требования к технике. Например, военно-воздушные силы флота решили, что тяжелые бомбардировщики должны иметь возможность взлетать с него, а это означало, что полётная палуба должна была быть 610 метров.
Фото: unionvgf.com
Последнее заседание совета директоров проекта «Хабаккук» состоялось в декабре 1943 года. Официально был сделан вывод о том, что Хабаккук, изготовленный из пайкерита, признан нецелесообразным из-за огромных производственных ресурсов и технических трудностей. А прототип авианосца из пайкерита, построенный в Канаде, таял еще три года.
Проект не ушел бесследно. В наши дни еще пытаются на базе знаний применить пайкерит. Так, в 2019 году группа ученых из Томска, Красноярска и Москвы разработала композитный материал на основе льда. В отличие от пайкерита вместо древесных опилок в лед вмораживаются нити (от льняных до полимерных), пропитанные эпоксидной смолой, благодаря которой они становятся прочными как металл, легкими как пластик и устойчивыми к перепадам температур. Материал планировали использовать для строительства мостов и площадок для буровых установок в Арктике. Однако с тех пор информации о применении армированного льда в открытых источниках нет.
Фото: Wikipedia