Первую самоходную колесную машину вывели на поле сражения англичане.
В годы Первой мировой войны особенно возникла необходимость в машинах, которые могли бы свободно передвигаться по бездорожью, преодолевать склоны и траншеи, проволочные заграждения и естественные препятствия. Sarbaz.kz расскажет о первых бронеавтомобилях и бронетранспортерах, появившихся на полях сражений.
Первую самоходную колесную машину вывели на поле сражения англичане во время войны с бурами в Южной Африке в 1899 году. Конструктор Ф. Симмс, взяв за основу легкий четырехколесный автомобиль «Де Дион-Бутон» с одноцилиндровым двигателем, установил на нем пулемет системы «Максим». Именно это сооружение положило начало рождения новой боевой единицы – пулеметного автомобиля. В дальнейшем обычные автомобили с пулеметом на борту использовались в различных боевых операциях, обладая неплохой скоростью с возможностью перевозить взвод солдат.
Пулеметный автомобиль был не единственным изобретением Симмса. В 1902 году он построил первый в мире бронированный автомобиль (броневик) с двигателем внутреннего сгорания, получившим название «Моторная боевая машина». Автомобиль имел полностью бронированный корпус, пневматические резиновые шины, покрытые металлической сеткой, и был вооружен тремя пулеметами «Виккерс».
Броневик Симмса был построен по колесной формуле и вполне неплохо передвигался по дорогам с твердым покрытием. Хотя данный автомобиль не участвовал в сражениях Первой мировой войны, военные специалисты считают его прародителем всех броневиков.
Наиболее совершенным бронеавтомобилем Первой мировой войны стал «Остин», который производился в Британии и существенно отличался от машин того времени. Автомобиль обладал хорошей броней и мощным пулеметным вооружением, установленным на двух вращающихся башнях, обеспечивавшим угол обстрела в 240 градусов.
Производство машин началось в 1914 году. В дальнейшем производство модернизированных бронемашин продолжилось на «Путиловском» заводе. Для того, чтобы отличать британский «Остин» им дали название «Остин-Путиловец».
В первые годы войны бронеавтомобили оказались довольно эффективным оружием, способным своим огнем поддержать наступление пехоты, при этом, оставаясь неуязвимыми для огня противника. Однако после того, как боевые действия приобрели позиционный характер, эффективность их применения снизилась. В таких условиях было необходимо бронированное средство, которое могло бы перемещаться по изрытой снарядами земле, преодолевать заграждения и оказывать поддержку пехоте огнем.
Первыми подобную машину изобрели британские инженеры У. Триттон и У. Вильсон, однако их «Маленький Вилли» с трудом преодолел рвы и воронки. После ряда усовершенствований машина получила гусеницы новой формы, а ее вооружение было установлено в особых бортовых выступах. В 1916 году после ряда испытаний машина была принята на вооружение под названием «Марк I».
Несмотря на то, что автомобиль был далеко несовершенным, с первых дней он выпускался в двух модификациях. Первый вариант называли «самцом», второй соответственно «самкой». «Самец» был вооружен четырьмя пулеметами «Гочкисс» с воздушным охлаждением, стволами и двумя нарезными 57-мм пушками с длиной ствола 40 калибров.
В свою очередь, «Самка» имела на вооружении 4 пулемета «Виккерс» с водяным охлаждением ствола и 1 «Гочкисс» в лобовой части. В бою «самка» прикрывала «самцов», которые атаковали пехоту противника.
На смену легким броневикам пришли более тяжелые танки. Немцы построили свои танки последними с учетом недостатков британских и французских машин. Однако немецкие машины A7V не были достаточно защищены. В боях Первой мировой войны было уничтожено 4 машины, а три попали в руки союзников. Всего же было построено 20 этих танков.
Самой совершенной боевой машиной войны по праву считается французский танк «Рено» FT-17, построенный в 1917 году. Это был единственный танк, способный разворачиваться на месте. Его экипаж состоял всего из двух человек. Отделение управления размещалось в передней части танка, место командира – в средней части в боевом отделении с башней кругового вращения. До этого танки представляли собой коробки без башен. Конструкция «Рено» стала классической для последующих танков.
После того, как в США началось строительство французских танков «Рено», известный американский автопромышленник Г. Форд также решил создать свой танк. Его трехтонная двухместная машина была построена в 1918 году и поступила на вооружение под названием М1918, но в качестве транспортера грузов и тягача.
При создании танка Форд решил использовать конструкцию своего легендарного автомобиля «Форд-Т» В период войны этот танк был первым и единственным танком американского производства, который мог быть оснащен пулеметами разных типов.
Таким образом, мы можем отметить, что в зависимости от необходимости легкие бронеавтомобили сменили более тяжелые танки. Однако последующие вооруженные конфликты продемонстрировали пользу применения автомобилей такого типа. Сегодня они активно применяются для перевозки личного состава и других грузов.