«В стране гор и легенд»: воин-интернационалист поделился воспоминаниями о войне в Афганистане

Всего в период с 1979 по 1989 год для исполнения интернационального долга было призвано 21239 человек из Казахстана.

Нариман Дюсенов
15/02/2024 - 07:00

Фото: Думан Курмангалиев

https://sarbaz.kz/cache/imagine/300x170/uploads/news/2024/02/14/65cce03cc9553893395719.jpg
Фото: Думан Курмангалиев

К 35-й годовщине вывода советских войск из Афганистана воин-интернационалист полковник в отставке Валерий Крупский поделился с порталом Sarbaz.kz своими воспоминаниями о той войне.

Полковник Крупский Валерий Викторович был одним из солдат, отправившихся в Афганистан для участия в боевых действиях. Уроженец г. Караганды был призван в ряды ВС СССР 26 апреля 1985 года. Затем, проходил «учебку» (курс молодого бойца в первом городке г. Ашхабад (Туркменская ССР), где проходил подготовку в ДОСААФ на механика-водителя МТЛБ (многоцелевой легкий тягач бронированный). Именно, проходя службу в первом военном городке Ашхабада, наш герой уже точно знал, что его дальнейшая судьба будет связана с Афганистаном, куда и отправился специальным бортом 26 октября 1985 года.

- Валерий Викторович, каким образом складывалась ваша судьба после того, как вы оказались в Афганистане?

- Прилетев туда, я попал в противотанковый дивизион, где был механиком-водителем. После 10 ноября наш противотанковый дивизион отправился на «точки», охраняя дорогу, по которой двигались колонны наших войск.

В феврале или марте меня перевели в 28-й артиллерийский реактивный полк армии (дивизион артиллерийских самоходных установок 2С5), где также исполнял обязанности механика-водителя. Выезжали мы на «точки» постоянно, корректируя наши цели. В свободное от вождения время я  был снарядным. Один снаряд весил 55 кг, заряд 45 кг. В день мы стреляли 10-15 раз.

- Чувствовали ли вы тот самый «липкий» страх, который можно испытать только на войне?

- Знаете, как верно говорят: «только дурак не боится смерти». Было страшно первые и последние два месяца. Первые, потому что ты еще ничего не знаешь, а последние два месяца, потому что  много знаешь и боишься совершить ошибку. На мой взгляд, нам невероятно везло. Например, бывало так, что нам приходилось останавливаться из-за проблем с двигателем. Ребята сидели на броне и охраняли, а я как механик-водитель копался внутри в двигателе. И тут рядом проезжают ребята из других частей, чья колонна была обстреляна на месте, которое мы проехали буквально 5-10 минут назад.

Кроме того, что скрывать много смертей было по глупости. Те, кто служили в Советской Армии помнят, как некоторые делали оттиск буквы «Са» из латунных патронов на армейских погонах, символизирующих принадлежность к Советской Армии. Патронов в то время было много и разных калибров. Ребята по незнанию их устройства (разрывные, зажигательные), к сожалению, погибали, разбирая патроны, которые взрывались. Однако, несмотря на все, наши офицеры делали все, дабы сохранить нам жизнь. Это я понял уже спустя много лет, когда сам стал офицером.

- Какое впечатление произвел на вас Афганистан?

- Не солгу, если скажу, что больше всего меня впечатлили афганские горы. К примеру «Черная горка» в Шинданде и горы в Герате. Эта любовь к горам осталась у меня со времен службы в армии. К слову, случалось видеть памятники и достопримечательности древности.

Местное население также было благосклонно к нам. Об этом свидетельствует один особо запомнившийся мне случай.

Однажды мы стояли на «точке» под Гератом близ 101-го полка. Наша колонна должна была прийти из Союза, привезти запчасти и т.п. На одном из построений выяснилось, что один из солдат потерял автомат где-то на выезде из Герата. Данный факт в военное время мог обернуться для него и командира реальным тюремным сроком.

Узнав точное место последней остановки, мы отправились туда и увидели афганца. Благо среди нас был один таджик или туркмен, который смог объяснить причину нашего беспокойства. В итоге афганец вернул нам автомат, за что старшина отблагодарил его тушенкой, сгущенкой и мукой. В этом плане была взаимовыручка. Афганские дети, в свою очередь, быстро учились русскому языку.

- За годы военного конфликта Советская Армия провела в Афганистане сотни крупных и мелких операций. В каких операциях вы принимали участие?

- В общей сложности я пробыл в Афганистане 19 месяцев (26 октября 1985 года – 6 мая 1987 года). За это время мне пришлось принять участие в 4-5 операциях, из которых одна запомнилась мне очень хорошо.

Данная армейская операция проходила на границе Ирана, Афганистана и Советского союза. В ней участвовало множество частей и соединений. Помню, что в ходе операции нам приходилось ездить по таким красивым местам, как в фильмах «Индиана Джонс».

Операция заключалась в подавлении базы противника. После того, как свою работу делали десантники и разведчики, в нее включались мы, уничтожая базу непрерывным огнем. Стреляли так интенсивно, что команда «К бою!» звучала раньше, чем успевала уехать машина, привозящая боеприпасы. Мы начинали вести огонь и у нее вылетали стекла. По итогам операции к нам приехал генерал из Министерства обороны, выразивший благодарность всему личному составу.

- Насколько важна поддержка родных и близких для солдата во время боевых действий?

- Находясь там и видя как улетают домой ребята, выполнившие свой долг, душу мне согревала мысль, что рано или поздно я отправлюсь домой. Улетая, сослуживцы обменивались адресами и телефонами, неприменно условившись встретиться в будущем.

Раз или два в месяц к нам приезжала колонна с боеприпасами, питанием и другим военным имуществом. Она же привозила нам письма от родных, близких, друзей и подруг. Иногда сразу мы получали больше десятка писем. Разгрузив боеприпасы, мы немедля садились за чтение писем и писали ответы, чтобы отправить их с уходящей в обратный путь колонной. В письмах все интересовались нашим здоровьем и текущими делами. Мы же, не желая выставлять себя героями, отвечали что все хорошо и чтобы они за нас не беспокоились.

- Валерий Викторович, прошло уже больше 30 лет с момента вывода советских войск из Афганистана. Достигла ли, с вашей точки зрения, Советская Армия поставленных целей?

- В этом отношении могу сказать, что ввод ограниченного  контингента был связан, в первую очередь, с охраной южных рубежей нашей Родины. Кроме того, в те годы в Афганистане трудилось множество советских гражданских специалистов, оказывавших медицинскую помощь, а также строивших дороги, школы и заводы. Поэтому афганский народ добрым словом вспоминает советских людей и воинов. Полагаю, что по итогам войны СССР ничего не выиграл, но и ничего не проиграл.

- По мотивам афганской войны в свет вышло множество художественных произведений, повествующих о деталях конфликта. Можете ли вы посоветовать нашим читателям интересные и достоверные книги или фильмы, которые бы верно рассказали историю?

- Книги о войне в Афганистане я не читал. Врать не буду. Наверное, стоит посмотреть сериал «Крепость Бадабер», который, на мой взгляд, наиболее точно передает контекст. Есть также всем известный фильм «9 рота», где показано много правильных вещей. Однако, дабы добиться более драматичной концовки авторами фильма слегка «подредактировали» ее, где из всей 9-Й роты остается только один солдат.

В статье

×

Редакция

$ 530.24  543.97  5.16