Космические технологии – на защите жизни и здоровья

Космические технологии – на защите жизни и здоровья

Министерство оборонной и аэрокосмической промышленности РК с помощью космических технологий воплощает в отечественный сектор реальной экономики передовые системы, которые способствуют сохранению жизни казахстанцев. Одним из таких проектов является система экстренных вызовов при авариях и катастрофах (ЭВАК), о сути и принципе работе, которой рассказал вице-министр оборонной и аэрокосмической промышленности РК Марат Нургужин

- Марат Рахмалиевич, расскажите нашим читателям, с чего началось воплощение в жизнь столь важной для автомобилистов системы.

- Необходимость создания такой системы возникла в первую очередь из-за высокой смертности при дорожно-транспортных происшествиях. Если взять Республику Казахстан, то согласно данным Комитета административной полиции МВД РК за 12 месяцев 2017 года в Республике Казахстан произошло 17 019 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадало 24 342 человека, погибло 2 086 человек, из которых 193 ребенка. По уровню смертности при ДТП Казахстан находиться на одном уровне со странами: Судан, Сомали, Нигерия, Зимбабве, Либерия, Мавритания, Сенегал.

Дорожно-транспортные происшествия, вызывающие гибель и ранения людей, потери материальных ценностей, приносят значительный социально-экономический ущерб. По оценкам зарубежных специалистов эти потери могут составлять до 5 % валового внутреннего продукта государства.

По оценке Всемирного банка, ежегодно казахстанский бюджет теряет из-за дорожных аварий около 1,5 процента ВВП.

В этой связи в рамках предложения Правительства РФ о разработке и внедрении на территории стран СНГ системы экстренного вызова оперативных служб спасения при авариях и катастрофах по поручению Премьер-Министра РК в 2012 году в Казахстане была создана межгосударственная рабочая группа для координации работ по созданию в республике аналога «ЭРА-ГЛОНАСС». Координация работ была поручена Министерству транспорта и коммуникаций РК.

Система ЭВАК – социальный проект, который разрабатывается в Республике Казахстан на основе трехстороннего межправительственного соглашения между Россией, Беларусью и Казахстаном на основе Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011 (ТР ТС) и направлен на уменьшение времени реагирования экстренных оперативных служб при тяжких дорожно-транспортных происшествиях. Конечный потребитель - служба ЕДДС 112 КЧС МВД РК.

Во исполнение требований ТР ТС в 2013 году Министерство транспорта и коммуникаций РК разработало Техническо-экономическое обоснование (ТЭО) на разработку государственной автоматизированной информационной системы экстренного вызова при авариях и катастрофах на базе технологий GPS/ГЛОНАСС,UMTS/GSM. ТЭО прошло согласование во всех заинтересованных органах получило положительное заключение. С 1 января 2015 года вступили в силу нормы по комплектации транспортных средств устройствами вызова экстренных оперативных служб, согласно технического регламента и это послужило первым шагом внедрения системы экстренного вызова оперативных служб при авариях и катастрофах ЭВАК.        

В 2016 году Министерство по инвестициям и развитию РК передает администрирование проекта системы ЭВАК в Аэрокосмический комитет (Казкосмос), который впоследствии перешел в ведение Министерства оборонной и аэрокосмической промышленности РК (МОАП РК). Казкосмос объявил конкурс по определению разработчика системы экстренного вызова оперативных служб. Победителем был определено ДТОО «Институт космической техники и технологий» АО «Национальный центр космических исследований и технологий» Аэрокосмического комитета Министерства оборонной и аэрокосмической промышленности РК (Институт).

Работы по проекту ЭВАК начались в третьем квартале 2016 года. Институтом разработана базовая часть системы, необходимая для принятия голосовых вызовов с устройств, установленных в автомобиле. В рамках интеграции со службой «112» ИКТТ разместил в 16 департаментах по чрезвычайным ситуациям РК (14 областных центров и 2 города республиканского значения) автоматизированные рабочие места для приема вызовов системы ЭВАК и разработал программное обеспечение по приему голосовых вызовов с системы экстренного вызова оперативных служб.

С 1 января 2017 года вступили в действие требования ТР ТС, устанавливающие обязательность оснащения транспортных средств устройствами (системами) вызова экстренных оперативных служб для автомобилей категории M (используемые для перевозки пассажиров) и N (используемые для перевозки грузов). В апреле 2017 года приказом Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан определен оператор системы ЭВАК в лице ДТОО «Институт космической техники и технологий».

Хочу добавить, что требования ТР ТС согласовывались не только на пространстве Таможенного союза, но и прошли согласование с регулирующими органами Европейского союза. Удалось добиться того, что передача данных осуществляется по единым стандартам и у нас в ЕАЭС и в европейском союзе системой eCall. Это дает возможность создавать единое пространство безопасности на всем континенте. Где бы вы ни были, в Европе, Беларуси, России, Казахстане будет оказана своевременная помощь при ДТП.

 

- Существуют ли аналогичные системы у наших соседей в странах Единого таможенного Союза?

- Безусловно, аналогичные системы есть. В России уже с 2017 года начала функционировать система экстренного реагирования при авариях «ЭРА ГЛОНАСС». Это первая в мире обязательная и бесплатная система экстренного вызова. В Беларуси система «ЭРА-РБ», которая предназначена для оперативного получения информации с использованием сигналов ГЛОНАСС/GPS об авариях, дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) на автомобильных дорогах Республики Беларусь и иных чрезвычайных ситуациях. Через несколько лет и другие государства, которые входят в Таможенный союз запустят у себя систему экстренного вызова при авариях.

 

- Но вернемся в нашу страну. Расскажите о системе ЭВАК: для чего она предназначена и с помощью, каких сигналов оператор получает сведения об аварии?

- В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона РК «О дорожном движении», Система экстренного вызова при авариях и катастрофах – это государственная автоматизированная информационная система, функционирующая с использованием сигналов и данных навигационных спутниковых систем, обеспечивающая предоставление формализованной информации о дорожно-транспортных происшествиях и иных чрезвычайных ситуациях на автомобильных дорогах Республики Казахстан в экстренные оперативные службы. Таким образом, Система реализуется посредством использования данных навигационных спутниковых систем, которыми являются GPS/ГЛОНАСС.

Глобальные навигационные спутниковые системы GPS/ГЛОНАСС представляют собой орбитальную группировку навигационных спутников, передающих навигационную информацию, по которой наземные приборы и аппаратура потребителей могут вычислить свои координаты.

Использование данных спутниковых систем позволяет оперативным службам определить точное местонахождение ТС, попавшего в ДТПоказать экстренную помощь. Кроме того, с помощью спутниковых систем Оператор получает точные координаты местонахождения автомобиля, его модель и марку, идентификационный номер (VIN), тип топлива, а также класс автомобиля (грузовой или легковой). Эти данные необходимы для того, чтобы экстренные службы быстро прибыли на место ДТП и оказали помощь пострадавшим, в течение так называемого в медицине катастроф принципа «золотого часа». Согласно данному принципу в случаях тяжелых травм предоставление медицинской помощи в более короткий период времени (30 минут) после аварии приводит к значительному снижению уровня травматизма.

 

- Водитель или пассажир при ДТП должны нажать на кнопку или ЭВАК сам передает информацию оператору?

- ЭВАК работает в двух режимах: ручном и автоматическом. В автоматическом режиме система срабатывает в момент аварии, если удар был очень сильным.

В ручном режиме связь с оператором центра осуществляется при нажатии кнопки «SOS», установленной в автомобиле. Сообщение о ДТП с координатами местонахождения транспортного средства и данными об автомобиле передается в фильтрующий контакт-центр ЭВАК. Оператор контакт-центра имеет возможность общаться с пострадавшими при помощи акустического блока, который установлен в автомобиле и выяснить вопросы, которые помогут при оказании помощи. В случае, если сигнал о помощи поступил в автоматическом режиме и на вопросы оператора никто не ответил, то данные о происшествии поступают в службу скорой помощи, которая моментально направляется на место происшествия.

 

- Сигнал о помощи будет передан с любой точки Казахстана или есть какие-то ограничения?

- Система ЭВАК будет функционировать на всей территории, покрытой сетями сотовых операторов. Разумеется, если нет вообще связи с сотовыми операторами, то сигнал, не сможет попасть к оператору. Сегодня зона покрытия автомобильных дорог Республики Казахстан сетями сотовых операторов составляет более 95%.

 

- Многие автовладельцы задают вопрос: «А зачем нужна эта система, если у всех сейчас есть сотовые телефоны?».

- Основной задачей системы ЭВАК является создание инновационного инструментария, позволяющего сократить время информирования специальных служб о ДТП, оказания психологической поддержки для лиц, пострадавших в результате ДТП, до приезда служб спасения, а также создание благоприятных условий для снижения случаев смертности на дорогах республиканского значения.

В отличие от мобильных телефонов, ЭВАК работает со всеми сотовыми операторами. Для передачи информации о чрезвычайной ситуации устройство автоматически выбирает сеть с наиболее высоким уровнем сигнала в данной местности. Передаваемому в оперативные службы спасения трафику ЭВАК присваивается приоритетный статус, что позволяет доставить пакет данных с места ЧС, даже в условиях значительной перегрузки сетей передачи данных сотового оператора. В случае если сеть загружена большим количеством телефонных звонков, то для передачи информации телефонные звонки других абонентов могут отключаться. Такая мера позволяет гарантированно доставить сигнал бедствия до оператора системы ЭВАК.

Автовладельцам с установленной системой не надо объяснять оператору, где произошло происшествие. Оператор получает точные координаты местонахождения транспортного средства, с которого осуществлен вызов ЭВАК.

 

- ЭВАК осуществляет только передачу сигнала SOS или можно использовать систему в других целях?

- Система ЭВАК это инструмент, который фиксирует само ДТП и передает информацию в автоматическом или ручном режиме о ДТП, чрезвычайной ситуации или угрозе жизни и здоровью службам экстренного реагирования.

Система ЭВАК в первое время будет работать только в стандартном режиме – передача сигнала о ДТП или ЧС оператору ЭВАК. В дальнейшем будут расширяться возможности системы, такие как слежение за передвижением грузового транспорта (ЭВАК-Транзит), оказание сервисных услуг и другие полезные приложения. Дополнительные возможности расширения системы будут оказываться на платной основе. А базовая функция спасения людей системы ЭВАК будет всегда бесплатна.

 

- На какой стадии находится реализация проекта ЭВАК и когда заработает система?

- Срок реализации проекта по созданию системы ЭВАК 2016-2018 годы. На 2018 год проводятся работы по завершению разработки программного обеспечения, дооснащению оборудованием системы и аттестации системы на информационную безопасность.

Завершение проекта планируется в конце 2018 года, после которого межведомственная комиссия примет решение о вводе системы в промышленную эксплуатацию.

 

- Сейчас во многих автомобилях установлена тревожная кнопка, но она не работает. Что необходимо сделать, чтобы это исправить?

- Автовладельцам, в машинах, которых, установлена система ЭВАК, не нужно беспокоиться о ее подключении. После ввода системы в промышленную эксплуатацию эта кнопка автоматически заработает. Регистрацию автомобилей сейчас производят автопроизводители, дистрибьюторы или аттестованные установочные центры.

Осуществляет регистрацию транспортных средств в ЭВАК - Оператор системы – Институт космической техники и технологий. В обязанности которого, кроме регистрации входит обеспечение функционирования системы и передача информации в экстренные службы.

Согласно Закону РК «О дорожном движении» Оператор системы ЭВАК осуществляет следующие функции:

1) эксплуатацию системы экстренного вызова;

2) организацию и обеспечение функционирования системы экстренного вызова;

3) системно-техническое обслуживание аппаратно-программного комплекса системы экстренного вызова;

4) обеспечение защиты информации в системе экстренного вызова;

5) обеспечение интеграции системы экстренного вызова с государственными информационными системами, а также с информационными системами иностранных государств аналогичного назначения;

6) регистрацию и учет устройств вызова экстренных оперативных служб в системе экстренного вызова;

7) выпуск карт идентификации абонентов.

 

- Как происходит передача сигнала о помощи для машин, в которых установлена система зарубежных аналогов?

- В настоящее время Институтом осуществляется интеграция с российским оператором ЭРА-ГЛОНАСС. Роуминговое соглашение сейчас находится на стадии подписания. Благодаря этому казахстанские водители, которым понадобиться помощь на территории России будут спасены. Также водители из соседнего государства на территории Казахстана тоже не останутся без помощи наших спасателей.

 

- Расскажите о роли МОАП РК в создании системы.

- В разработке системы ЭВАК важную роль играет Министерство оборонной и аэрокосмической промышленности РК, которое с помощью космических технологий воплощает в отечественный сектор реальной экономики передовые системы, которые способствуют сохранению жизни казахстанцев.

В данном проекте Министерство является администратором бюджетной программы по созданию системы ЭВАК, т.е. выступает в качестве разработчика системы.

В свою очередь основным исполнителем проекта является подведомственный Аэрокосмическому комитету Министерства Институт космической техники и технологий, обладающий патентом на разработку системы ЭВАК.

В завершении хотелось бы сказать, что для автомобилей, которые уже эксплуатируются в Казахстане и не оснащены устройством вызова экстренных служб, система ЭВАК не является обязательной. Но в целях собственной безопасности и оказания помощи при любой чрезвычайной ситуации (ДТП, замерзание двигателя, снежного заноса или другой ЧС) на дорогах установить систему ЭВАК можно самостоятельно. Для этого нужно обратиться в один из аттестованных установочных центров. Их списки в ближайшее время будут размещены на сайте ЭВАК (evak.online). И здесь каждый должен для себя решить сам, насколько ему важна безопасность на дорогах.

 

- В ряде СМИ прошла информация, что запрещен ввоз автомобилей без оснащенного устройства вызова экстренных оперативных служб. Могли бы прокомментировать данную ситуацию.

- Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» предписывает с 1 января 2016 года выпускать в обращение на территории государств-членов Евразийского экономического союза транспортные средства, оснащенные устройствами вызова экстренных оперативных служб при аварии (Устройство ЭВАК). Между тем ввоз, как пояснили в Главной транспортной прокуратуре, на территорию страны автомобилей без таких устройств не запрещается, поскольку они могут быть установлены в сертифицированных дилерских центрах. При этом для регистрации ввезенного транспортного средства и дальнейшей его эксплуатации на территории РК транспортное средство должно быть оснащено Устройством ЭВАК. Регулирование данного вопроса относится к компетенции Министерства по инвестициям и развитию РК. В этой связи по возникающим вопросам необходимо обратиться в компетентный орган.

 

- Спасибо за интервью.


Көшірмеге қайта келу

Құрметті оқырмандар!

Электронды пошта арқылы Қазақстан және әлем әскерлерінде болып жатқан оқиғалар, жаңа қару-жарақтар мен әскери техникалар жөніндегі ақпараттарды, әскери қызметшілердің ар-намыс, әскери борыш жайындағы керемет әңгімелерін оқу үшін біздің жаңалықтар жіберіліміне тіркеліңіз. Онда «Сарбаз» газеті мен «Айбын» журналындағы материалдар жарияланады. Сіз әр аптаның басында бірінші болып, әскери жаңалықтарды біле аласыз!

Жүгіртпе / Лента

Әлемнің ең үздік 10 танкісі

Әлемнің ең үздік 10 танкісі

Семь граней Великой степи

Семь граней Великой степи