Военная полиция Казахстана – от истоков к современности

В этом году органы военной полиции Вооруженных Сил Казахстана отметили 24 года с момента создания. За эти годы институт, регулирующий правопорядок в армии, доказал свою необходимость, состоятельность и эффективность. С момента создания военная полиция начала работу по укреплению воинской дисциплины, правопорядка и противодействию коррупции в армии. Это позволило существенно сократить количество правонарушений и преступлений, повысить уровень правосознания военнослужащих. Подробнее с чего все начиналось – в нашем сегодняшнем небольшом экскурсе в историю.

Процесс создания казахстанской армии протекал в очень сложных условиях. После развала Советского Союза многие военнослужащие бывшей советской армии пожелали продолжить службу на своей исторической родине. Только за 2,5 года, с мая 1992 года по январь 1995 года, отток офицерских кадров достиг своего пика – 89% от списочного состава. В воинских частях укомплектованность офицерами составляла от 30 до 60%.
Усугубляла ситуацию сложная экономическая обстановка, обусловленная переходом на рыночные отношения, которая вызвала массовые задержки с выплатой денежного довольствия и других пособий.
В системе государственных органов появились такие феномены, как коррупция и подкупы. На фоне массовой безработицы произошел рост преступности. Наиболее распространенными его видами в армии были неуставные взаимоотношения, самовольное оставление части и дезертирство, хищение военного имущества, превышение власти и прочие.
На момент образования органов военной полиции свыше 2000 военнослужащих числились как самовольно оставившие воинские части. Попытки военного руководства как-то повлиять на сложившееся положение дел не приносили желаемого результата. Более того, военнослужащие, исполнявшие обязанности нештатных дознавателей, вынуждены были одновременно совмещать эту деятельность с основной служебной нагрузкой, что также сказывалось на результативности этой работы.
Военно-следственные органы, входившие сначала в систему Государственного следственного комитета, а затем в состав Министерства внутренних дел, ввиду малочисленности и ограниченного перечня подследственных статей Уголовного кодекса, рассматривали только категории тяжких преступлений и преступлений средней тяжести.
Таким образом, криминогенная обстановка в казахстанской армии в конце 1990-х годов вызывала определенную тревогу и требовала принятия соответствующих мер. Ведь само понятие «армия» и «преступность» априори не могут быть совместимыми.
Именно тогда у руководства Министерства обороны возникла идея создания в структуре Вооруженных Сил специального воинского подразделения с правоохранительными функциями, предназначенного для обеспечения правопорядка в воинских частях и подразделениях.
22 апреля 1997 года Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым подписан Указ «О мерах по дальнейшему реформированию системы правоохранительных органов Республики Казахстан». С этого дня начинается самостоятельный отсчет существования казахстанской военной полиции. На тот момент ее аналогов на постсоветском пространстве еще не существовало.
Этим же Указом была создана государственная комиссия по рассмотрению вопросов реформирования системы правоохранительных органов, в состав которой вошел Министр обороны Мухтар Алтынбаев. Имевшиеся гарнизонные комендатуры и военные автомобильные инспекции были упразднены, став базой для вновь формируемых подразделений военной полиции – отрядов, дивизионов и отделов. Первые подразделения военной полиции созданы в соответствии с Директивой Министра обороны Республики Казахстан от 6 марта 1997 года. Весь процесс работы возглавил и контролировал первый начальник Главного управления (прежде – Управления) военной полиции ВС РК Шамиль Хакимов, назначенный с должности начальника Военной автомобильной инспекции ВС РК. В короткие сроки он сумел сделать главное – сплотить вокруг себя крепкий коллектив и подготовить необходимую материально-техническую базу, создав ее, по сути, с нуля. Идея создания военной полиции и ее деятельности в системе казахстанской армии была положительно воспринята не всеми военными начальниками.
В 1999 году в Министерстве обороны был инициирован вопрос
о целесообразности дальнейшего существования военной полиции как органа, не справляющегося со своими обязанностями. Возникли дискуссии и жаркие споры, дошедшие до уровня Совета Безопасности Республики Казахстан и даже до Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Республики Казахстан.
Однако, понимая истинную роль военной полиции в мероприятиях по улучшению воинской дисциплины и правопорядка, руководством и коллективом Главного управления военной полиции ВС РК был подготовлен подробный доклад о проделанной работе, в котором приводились четкие и логически обоснованные доводы о значимости института военной полиции в системе Вооруженных Сил.
Наряду с позицией Генеральной прокуратуры РК, поддержавшей военную полицию, это сыграло решающую роль в положительном решении вопроса. Окончательную точку в этом вопросе поставил Президент страны, в очередной раз проявив свою мудрость и дальновидность.
Несмотря на подобные трудности, процесс становления и развития военной полиции ни на мгновение не останавливался. И если на момент своего образования функции военной полиции ограничивались лишь небольшим перечнем полномочий, а это – обеспечение безопасности дорожного движения военных транспортных средств, патрулирование, розыск военнослужащих и дознание по воинским преступлениям, то с каждым годом задачи и полномочия существенно расширялись. Гауптвахты, прежде находившиеся в ведении начальников гарнизонов, были переданы органам военной полиции.
Органы военной полиции получили полномочия по профилактике коррупционных правонарушений в Вооруженных Силах. В структуре появилась кинологическая служба, и четвероногие питомцы стали оказывать большую поддержку в выполнении задач. Положительные отзывы от государственных органов последовали после того, как личный состав военной полиции стал обеспечивать правопорядок в различных крупных и масштабных мероприятиях: международных военных учениях, визитах иностранных делегаций и т.д. Наконец, гуманизация уголовного законодательства, перевод ряда деяний Уголовного кодекса РК в категорию преступлений небольшой и средней тяжести расширили перечень статей, подследственных подразделениям дознания и розыска органов военной полиции.
Таким образом, с конца 1990 – начала 2000 годов буквально на глазах военная полиция стала наращивать «мускулатуру» на фоне растущего авторитета среди государственных органов.
21 февраля 2005 года издан Закон РК «Об органах военной полиции», который на правовом уровне закрепил основы, принципы и задачи органов военной полиции:
1) обеспечение правопорядка в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан;
2) профилактика, предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений и правонарушений в пределах компетенции, установленной законами Республики Казахстан;
3) выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступлений и правонарушений;
4) производство дознания в пределах компетенции, установленной законами Республики Казахстан;
5) розыск военнослужащих, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, а также самовольно оставивших месторасположение воинских частей;
6) обеспечение безопасности дорожного движения военных транспортных средств;
7) исполнение в предусмотренных законодательством случаях задержания военнослужащих с содержанием на гауптвахте.
Этот перечень задач был на момент издания Закона, с годами он существенно расширился и охватил практически все сферы жизнедеятельности Вооруженных Сил Республики Казахстан.
Большая заслуга в создании проекта Закона РК «Об органах военной полиции» по праву принадлежит следующим людям: Шамиль Рафакович Хакимов, Валерий Николаевич Ананьев, Хуршед Хамидович Ахмедов и Василий Николаевич Кручинин. Общим решением коллектива Главного управления военной полиции ВС РК их имена занесены в Книгу почета. Сюда же были включены Мурат Ахметович Тумарбеков, Ерик Асылбекович Тезекбаев, Тимур Турарович Дандыбаев, Тлеухан Калилаевич Басхожаев, Эрик Мырзахметович Курбанов, Болат Айтмуханбетович Каракучуков.
С момента издания Закона РК «Об органах военной полиции» были произведены следующие изменения:
Во-первых, в Вооруженных Силах на правовом уровне появился по-           настоящему действенный инструмент, позволяющий обеспечивать правопорядок и применять меры воздействия к нарушителям воинской дисциплины и устранять обстоятельства, способствовавшие совершению правонарушений.
Во-вторых, повысился статус органов военной полиции, конкретизированы их компетенция, права и обязанности. В Законе также нашли отражение такие положения, как основания применения оружия, физической силы и специальных средств, а также кадровый состав и статус сотрудников военной полиции.
Сегодня в военной сфере не существует ни одного мероприятия, в котором не принимали бы участие органы военной полиции. Военная полиция стала одним из важнейших подразделений по обеспечению правопорядка и противодействию коррупции.
Положительные результаты деятельности военной полиции вносят большой вклад в обеспечение обороноспособности Республики Казахстан и высоко оцениваются руководством Министерства обороны.
Все это является подтверждением высокого авторитета и профессионализма органов военной полиции и, несомненно, способствует дальнейшему повышению имиджа современной армии Казахстана.

Анель АБДРАХМАНОВА,
Военно-исторический музей НВПЦ ВС РК




Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента