Стратегия и тактика советской авиации во время Великой Отечественной войны

Великая Отечественная Война стала грандиозным испытанием для советского народа. Борьба с фашизмом шла повсеместно: на земле, на море, в небе и в тылу. Ежедневно, обороняя воздушные рубежи родной страны, сотни летчиков совершали тысячи вылетов и забрасывали миллионы бомб и снарядов по наземным целям противника

В начале войны на советско-германском воздушном фронте сложилась крайне сложная обстановка. Только за первый день группы немецких бомбардировщиков нанесли болезненный удар по 66 советским аэродромам, где базировались самолеты западных приграничных военных округов. Одновременно шли ожесточенные бои в воздухе. В итоге, за первые сутки войны советские войска потеряли около 1200 самолетов, в том числе 800 на аэродромах.
На советско-германском фронте противник постепенно захватывал господство. Данный факт был первопричиной того, что в первый период войны советские воздушные войска раз за разом терпели болезненные удары. В данной обстановке истребительной авиации приходилось обеспечивать отход сухопутных войск и промышленных предприятий в ожидании резервов.
К началу войны основу истребительской авиации Советского Союза составляли самолеты И-153 (Чайка) и И-16. Данные модели самолетов значительно уступали  более технологичным самолетам противника (БФ-109). Однако они были способны вести оборонительную борьбу. Важным преимуществом немецких «мессеров» являлась также их скорость, чего в начальной стадии войны так не хватало советским самолетам (И-153-426 км/ч; БФ-109 – 620 км/ч).
Опомнившись от первого шока и осознав масштабы воздушной угрозы, советские летчики приступили к решительным действиям, нанеся 24 июня чувствительный удар по колонне немецких танков.
Штурмовые и истребительные части подчинялись командованию наземных армий, а бомбардировочные командующему фронтом. Данное обстоятельство привело к разобщенности действий авиации. В этих условиях бомбардировщики летали без истребительного прикрытия, а те, в свою очередь занимались атакой наземных целей.


Согласно довоенной тактике, бомбардировщики держали в строю большие дистанции и интервалы и экипажи не могли прикрывать друг друга огнем. Следовало срочно менять структуру советских авиационных частей, а также их тактические маневры.

Советские бомбардировщики наносили удары не только по наступающим войскам, но и по целям в глубине немецкой территории.

Имея на вооружении лучшую военную технику, немецкие воздушные войска имели также лучшую в мире тактику ведения боев в воздухе. По опыту войны в Испании летчики Люфтваффе образовывали свободное построение пар и четверок. Данный маневр позволял максимально использовать их превосходство в скорости.

Советская тактика заключалась в использовании трех самолетов, летящих в форме буквы «V», что затрудняло взаимное маневрирование в бою. Такой тактический порядок был обусловлен еще и тем, что на большинстве советских самолетов отсутствовала радиосвязь. Командирам приходилось управлять группой путем покачивания крыльев или жестами рук, вследствие чего, летчики прижимались к командиру, теряя свободу маневра.

Опыт первых дней войны показал громоздкость и малую маневренность, имевшихся на тот момент на вооружении советских самолетов. Данный факт помогал противнику легко уничтожать самолеты еще на земле. Оплаченный большими потерями опыт советской авиации выразился в реформе ВВС страны.


В марте 1942 года командующим ВВС был назначен генерал-лейтенант Новиков А.А.. Он сразу же предложил объединить воздушные силы, подчинявшиеся наземным фронтам и армиям, в воздушные армии. Это заметно упрощало управление и координацию действий авиации. Поменялась и тактика ведения боя. ВВС отказались от использования смешанных авиационных соединений. Вместо них создавались однородные истребительные, штурмовые, бомбардировочные дивизии и корпуса. Устаревшие самолеты  И-153,  И-16 заменялись на новые модификации: «ИЛ-2», «ЯК-7», «ЛА-5» (позже ЛА-7).

Реорганизация советской авиации положительно сказалась на преимуществе советских летчиков к концу войны. Истребительная авиация выполняла следующие задачи:

- прикрывать войска на поле боя и объекты фронтового тыла от ударов авиации противника;

- обеспечивать действия других родов авиации;

- воспрещать противнику проведение воздушной разведки;

- противодействовать воздушному десанту противнику;

- вести воздушную разведку;

При выполнении задачи по прикрытию сухопутных войск ряд истребителей концентрировался на линии главного удара тогда, когда войска готовились к решительным действиям. В таком случае летчики уничтожали не только самолёты противника над полем боя, но и за линией фронта. Задачу по предотвращению десанта противника лётчики чаще всего выполняли путем уничтожения самолетов противника.

В годы войны советская авиация решала свои боевые задачи путем активного наступления, с целью уничтожения самолетов противника. Для совершенствования тактики ведения воздушного боя большое значение имел Приказ Народного Комитета Обороны от 17 июня 1942 года, который требовал от истребителей: главными силами атаковать бомбардировщика, сковывая мелкими группами истребителей сопровождения. Таким образом,  определялся основной объект атаки истребителей. В этом же приказе перед летчиками-истребителями ставилось требование разнообразить способы боевых действий, применять воздушный бой на вертикалях.

В большинстве случаев воздушный бой был групповым. Поэтому,  только хорошо отлаженное взаимодействие летных пар, звеньев, эскадрилий и полков, возможность непрерывного и четкого управления обеспечивали успех авиации в воздушных боях.

Основное содержание группового воздушного боя составляли действия тактических групп истребителей, направленных на уничтожение самолетов противника в воздухе. Тактическую группу составляли подразделение истребителей, выполнявших одну  и ту же боевую задачу, оказывая помощь друг другу.

Воздушному бою свойственны решительность действия, хорошая маневренность, широкий пространственный размах и динамичность. Воздушный бой подразделялся на несколько этапов, главными из которых считались: сближение, атака, выход из атаки, выход из боя. Некоторые этапы могли повторяться. К примеру, выход из боя повторялся с целью сбора группы, перестройки тактики и возобновления атаки.

Каждому воздушному бою предшествовал поиск противника. Зачастую успех воздушного сражения зависел от того, кто первым обнаружит противника. Тот, кто обнаруживал цель первым, мог выбрать момент сближения и атаки с учетом окружающих условий. Летчик, обнаруживший цель мог обеспечить себе тактическое превосходство. Данное превосходство заключалось в высоте, скорости атаки, иногда внезапность атаки была такой, что противник обнаруживал вражеские самолеты только в момент открытия  огня. Такая тактика оправдала себя в конце войны, когда немецкая авиация уже была подавлена. В те годы советские летчики научились грамотно атаковать, к  концу войны в каждом воздушном бою ассы советской авиации уничтожали до 75% вражеских самолетов.

 

Господство в небе

Тактическое господство завоевывалось как совместными действиями истребительной, бомбардировочной и штурмовой авиации, путем уничтожения самолетов противника в воздушных боях и на аэродромах, так и действиями одних истребителей, которые уничтожали авиацию противника в воздухе, не допускали ее в районы боевых действий наземных войск, блокировали ближайшие аэродромы врага.

Решающее значение в разгроме авиации противника и завоевании господства в воздухе во время Великой Отечественной войны имели воздушные бои и сражения, в ходе которых уничтожались не только самолеты, но и в 70—80% случаев погибали летные экипажи.

С начала войны по 28 февраля 1945 г. немецко-фашистская авиация на всех театрах военных действий потеряла около 55 тысяч человек. Из этого числа советской истребительной авиацией было уничтожено не менее половины.

Первым примером, когда нашей истребительной авиации удалось создать благоприятные условия для завоевания господства в воздухе, являются действия истребителей в период обороны Москвы.

Советским военным командованием в районе Москвы было сосредоточено 1170 самолетов, авиация противника имела 670 самолетов. Таким образом, к началу контрнаступления советская авиация численно превосходила авиацию противника (в 1,7 раза). Немецкие ВВС не смогли преодолеть воздушную оборону Москвы, сорвать подготовку советских войск к переходу в контрнаступление.

Одновременно с боями под Москвой шли жестокие бои с немецкими захватчиками на подступах к Ленинграду. Истребительная авиация надежно прикрыла от воздействия с воздуха единственную коммуникацию — ледяную трассу, проходящую через Ладожское озеро. Защищая эту «дорогу жизни», истребители сбили в воздушных боях свыше ста самолетов противника. Летчики своевременно встречали вражеских истребителей и бомбардировщиков, вели с ними успешные бои и уничтожали их в воздухе. Характерно, что советские ВВС в этом районе располагали всего лишь несколькими аэродромами, которые были достаточно хорошо известны противнику. Тем не менее, немцы оказались бессильными парализовать действия советских истребителей.

Летом 1942 г. немецко-фашистское командование, пользуясь отсутствием второго фронта в Европе, собрало свои свободные резервы, создало перевес сил на юго-западном направлении и начало там новое наступление. На этом направлении они сосредоточили не менее половины всех своих военно-воздушных сил, действовавших против СССР. Среди них свыше одной трети составляли истребители.

Положение советской авиации осложнялось и тем, что помимо численного превосходства противник на данном направлении ввел в действие свои отборные части. Здесь был сосредоточен 4-й воздушный флот, укомплектованный наиболее подготовленным личным составом.

Немецкое командование в районе Сталинграда имело сильную группировку авиации, что обеспечивало ему господство в воздухе в моменты наибольшей активности своих наземных войск.

Истребительная авиация противника патрулировала группами в районах прикрытия войск, их летчики, как правило, при завязке воздушного боя с нашими самолетами вызывали по радио дополнительные силы. В зонах самолеты противника находились в разомкнутом строю с интервалом 200—250 м, при полетах больших групп самолеты эшелонировались по высотам. Состав группы на одной и той же высоте, как правило, не превышал 3—6 самолетов. Задача прикрывающих истребителей противника заключалась в расчистке района предстоящих боевых действий бомбардировщиков в районе расположения советских частей.

Воздушные бои, как правило, проводились парой, четверкой и в очень редких случаях группой до 12 самолетов. В ходе боя противник старался атаковывать самолеты внезапно. Во всех воздушных боях его истребители заходили в атаку сзади, строго в хвост или под углом 15° на большой скорости и открывали огонь с дистанции 100—150 м. Атака производилась ведущим. Ведомый  истребитель имел основную задачу прикрыть ведущего, идя с ним на одной высоте, или с незначительным превышением справа или слева, в зависимости от характера воздушного боя. После выполнения атаки истребители уходили в сторону, занимая выгодное положение для повторной атаки.

При невыгодном соотношении сил истребители противника в бой не вступали и с набором высоты уходили в сторону солнца, ожидая удобного момента для атаки. Если такого подходящего момента для атаки не было, то истребители уходили совсем. Во всех случаях истребители противника при ведении воздушных боев старались иметь преимущество в высоте. В битве на Кубани (апрель-июнь 1943 года) межу 4-й воздушной армией генерала Вершинина и 4-м воздушным флотом фельдмаршала Рихтгофена еще лучше отшлифовалось тактическое мастерство наших летчиков-истребителей и искусство авиационных командиров. Вертикальный маневр, эшелонирование по высоте боевых порядков, четкое управление групповым боем в воздухе и с земли, хорошо организованная система оповещения и наведения истребителей на противника, наращивание сил в бою — все это нашло здесь еще большее распространение. Истребители освоили такие наступательные приемы борьбы, как вытеснение авиации противника с поля боя, свободная охота и блокирование вражеских аэродромов. Центр воздушных боев впервые был перенесен по ту сторону линии фронта, т. е. на территорию, временно занятую противником. Воздушным силам противника на Кубани были нанесены невосполнимые потери, и борьба за господство в воздухе на южном фланге советско-германского фронта была выиграна. Однако, войска противника не думали сдаваться и летом 1943 года планировали вернуть инициативу в свои руки. В планах вермахта было взять Курск своим любимым методом блицкрига. Удары должны были нанести комбинированные соединения танков, самолётов и артиллерии. Поддержку с воздуха должны были обеспечить группы 4-го и 6-го воздушных флотов Германии общей численностью 1800 самолетов. К 1943 году летчики имели отработанную тактику использования штурмовиков. «Илы» атаковали с высоты 600 метров с пикированием, а потом становились в круг, атакуя из пушек и пулеметов наземные цели. Такое расположение давало летчикам свободу маневра для прицельного огня. Кроме того, идущий сзади штурмовик защищал впереди идущего от атак немецких истребителей. В середине июля ценой больших потерь советским ВВС удалось перехватить инициативу. Умелые действия авиации в координации с другими родами войск обеспечили победу под Курском. Но, несмотря на это, Люфтваффе по-прежнему оставался сильным противникам, порой наносящим весьма болезненные удары. Немецкие летчики выбрали тактику внезапных атак. Самолеты противника поднимались выше советской группы на 500-600 метров, маскируясь в облаках. Затем атаковали советские истребители, прикрывавшие штурмовиков. Однако такая тактика не позволяла нанести существенный урон советским бомбардировщикам и штурмовикам. Те, в свою очередь, наносили ощутимые удары по наземным целям противника. В последней стадии войны к бомбардировкам присоединились воздушные эскадры английских и американских летчиков, которые атаковали беспрерывно. Уже в небе Германии командованию вермахта приходилось решать задачи, которые всю войну решала Ставка – не допустить нанесение прямых ударов по жизненно важным целям на территории страны. К апрелю 1943 года исход войны был ясен, однако оставалось взять последнюю крепость врага – Берлин, обороняло которые около половины самолетов 6-го воздушного флота. Главной задачей советских истребителей стало прикрытие переправ через реку Одер. В ходе непростого сражения последнюю битву у вражеских ворот удалось выиграть. Несмотря на тяжелые потери в первые дни войны, а также технологическую отсталость советской авиации удалось отстоять небо Родины. ВВС Красной Армии стали надёжными помощниками сухопутных войск, в конечном счете, завоевав господство в воздухе.

Көшірмеге қайта келу
Пікірлер

Жүгіртпе / Лента