Необычные танки в военной истории

Многие из нас, видя танки в телепередачах, кино и на парадах наверняка не задумывались о том, что эти грозные машины прошли немалый путь, прежде чем стать такими, как сейчас. Еще меньше людей знают, какая интересная история у этого вида вооружения, какие уникальные экземпляры разрабатывались и появлялись…

Танки. Эти грозные боевые машины не сразу свою получили классическую компоновку: впереди - отделение управления с механиком водителем, в центре – боевое отделение (башня с вооружением), сзади моторное отделение. Впрочем, она не сильно заставила себя ждать. Уже в 1917 году на поля сражений Первой Мировой войны вышел французский легкий танк FT-17 «Рено», который был создан по данной схеме и стал прообразом бронированных машин на все последующие годы.

Легкий танк FT-17 «Рено»

И все же танк, как и любая военная техника, не имел тогда четко застывших форм, кроме формулы его боевых свойств: броня-маневр-огонь. Сегодня мы поговорим о необычных танках, которые существовали (или могли существовать) в военной истории.

 

История рождения

В кинофильме о десантниках «Ответный ход» есть такая сцена. Один из главных героев, капитан Тарасов прикрепляет радиомаячок к овечке (с целью отвлечь группу, преследовавшую разведчиков) и просит хозяйку гнать поскорее свое стадо домой.

- …Здесь скоро танки пройдут, - добавил он при этом.

- Да где же они здесь пройдут? – удивилась наивная женщина. – Здесь же узко…

- Эти пройдут, - заверил ее Тарасов, - у этих одна гусеница.

- Понапридумывают черт-те что, - сказала хозяйка и погнала овечек домой.

Хорошая шутка, но между тем, одногусеничный танк действительно существовал… Правда, лишь в чертежах и в начале ХХ века. Это был танк «Вездеход» Пороховщикова. В советские времена, когда было модно говорить о том, что СССР  во  всех сферах впереди планеты всей, это изобретение выдавалось за самый первый танк в истории танкостроения. За большое достижение выдавалось то, что он носил черты «нормального» танка, о которых мы уже писали выше.

Танк «Вездеход» Пороховщикова

И все же англичане оказались первыми, кто создал и испытал в бою гусеничные бронированные машины. Они же и дали им имя – «танк», что в переводе с английского означает – «бак», а модники французы лишь придали ему более изящную форму, ставшую классической. Но если отталкиваться от  термина  - «классическая компоновка», то и первые английские, да и первые французские танки были далеки от идеала. У англичан это была металлическая коробка, по всему корпусу охваченная гусеницами, а вооружение размещалось в бортовых спонсонах, как на кораблях того времени.

Французы поступили проще – они установили броню и вооружение на тракторах. Их «шнейдеры» и «сен-шамоны» были очень громоздким, малоподвижными, с низкой надежностью двигателей и трансмиссии, но, как и английские, тоже воевали. (Кстати, опыт переделки тракторов в танки был использован в 1941 году при обороне Одессы от румынских войск. Этим машинам, с присущим одесситам юмором, было дано прозвище – НИ-1, что означает «на испуг». Вооруженные пулеметами, бронированные трактора отправлялись в бой, прямо с завода).

Танк НИ-1

Завершая рассказ о становлении танкового вооружения, нельзя не упомянуть еще одну экзотическую боевую машину – «Царь-танк» Лебеденко. По форме она напоминал лафет артиллерийского орудия с двумя девятиметровыми основными колесами и небольшим колесом управления. Предполагалось, что благодаря размерам, эти машины с легкостью будет преодолевать любые траншеи и заграждения. На деле же, единственный созданный экземпляр «Царь-танка», безнадежно застрял в обычной грязи и впоследствии от этой идеи отказались.

«Царь-танк» Лебеденко

 От мира к новой войне

Необычные бронированные машины появлялись и сразу после Первой Мировой войны. В 20-е годы прошлого века многие армии мира «переболели» идеей созданий «бронированной» пехоты. То есть предполагалось создать небольшие боевые машины с пулеметами для одного-двух человек, сформировать из них ударные подразделения и вводить в бой на наиболее важных участках фронта. Так появился целый класс «младших братиков» танка – танкеток. 

Танкетка Т-27

Иногда они были с башнями, чаще – без них, порой даже и без крыши. Вооружение состояло из пулеметов винтовочного, позднее крупного калибра. Некоторые варианты оснащали противотанковыми ружьями и даже малокалиберными пушками. Кое-какие танкетки «научили плавать» и гордо назвали плавающими танками, хотя по боевой ценности они до этого слова не дотягивали.

Плавающий танк

Танкетки не смогли обеспечить в полной мере постулатов выше названной танковой формулы, за исключением, пожалуй, маневра. Со временем они «выродились» в легкие разведывательные танки с классической компоновкой.

Но были и даже воевали довольно экзотические итальянские танкетки, вооруженные огнеметом и таскавшие за собой прицепы с огнесмесью. Громоздкая конструкция делала машину малоподвижной, и уязвимой, зато более безопасной для экипажа, по сравнению с немецкими и советскими огнеметными танками, которые размещали опасный боекомплект внутри машин. Позднее, итальянскую схему применили англичане на своих танках «Черчилль-крокодил».

Танк "Черчиль-крокодил"

Огнеметные танки применялись при штурме укреплений и в боях в городе. Впрочем, вскоре выяснилось, что для подобных сражений нужны не обычные, так называемые линейные танки, которые несли большие потери в уличных боях, а специальные – штурмовые. Они появились у немцев – это «Штурмтигр» с 380-мм реактивным бомбометом и высокопрочной защитой, который хоть и неудачно, но успел повоевать и американский штурмовой танк с 300-миллиметровой броней (!) до фронта не добравшийся. По замыслу их создателей эти «неубиваемые» машины должны были спокойно добираться до позиций врага и расстреливать его огневые точки как на полигоне.

Танк "Штурмтигр"

Позднее в западных армиях появились саперные танки, которые помимо инженерных средств разграждения имели и короткоствольную 164-мм пушку. Эти машины и стали потомками штурмовых танков, но из-за отсутствия «боевого опыта» об их эффективности судить трудно.

Свой штурмовой танк (хоть он так и не назывался) был и в СССР – это КВ-2 с огромной громоздкой башней и мощным 152-мм орудием. Ломать укрепленную «Линию Маннергейма» в советско-финской войне ему не довелось – опоздал. И участвовать в победных наступлениях Красной Армии было не суждено – не дожил. Зато в начальный период войны «Климент Ворошилов-два» навел ужас на фашистские танковые войска. Чтобы уничтожить хотя бы один такой танк с опытным и храбрым экипажем, немецкие танки не годились. Врагу требовалось применение самых мощных противотанковых средств – кумулятивных мин и зенитных орудий, противотанковых пушек и подкалиберных снарядов. Иногда бой только одного такового танка превращался в целое сражение, в котором враг нес серьезные потери.

Свой «супер-танк» захотели создать и немцы, но перефразирую известную поговорку, можно сказать, что гитлеровская «гора» родила «Мышь». Именно так назывался самый тяжелый в истории танкостроения танк, который успели создать, но не смогли запустить с серию.

 
Танк "Мышь"

Классика жанра

Опыт Второй Мировой войны позволил мировому танкостроению создать окончательный вариант основного танка необходимого войскам. Это машина массой от 40 до 60 тонн с противоснарядной броней и 105-125 мм орудием во вращающейся башне. В армиях большинства развитых стран мира, именно такие боевые машины составляют основу танкового парка. Страны с бюджетом скромнее, а также государства с минимальным риском участия их в войнах, отдают предпочтение легким танкам, которые также дожили до нынешних времен, хотя и с серьезными изменениями.

Танк Т-62

После войны танкостроители не успокаивались, пытаясь придать привычной схеме танка новые черты. То на него устанавливали только ракетное вооружение, в годы «ракетной моды», то реактивные ускорители для повышения скорости.  Танк пытались ставить на подводные крылья для быстрого форсирования водных преград. Дошли до того, что разрабатывали «подземный» танк, который с помощью шнековых копателей должен был забуриваться на своей территории и, пройдя под землей линию фронта, выбираться в тылу врага. Эта экзотика осталась только на бумаге.

Создавали аэромобильные танки с броней из специального алюминиевого сплава и танк с неподвижно установленной в корпусе пушкой. Но на общую картину состояния танковых парков это не влияло. Скорее всего, танк в своем нынешнем виде еще долго сохранит и свой облик и свое значение на поле боя, как высокоподвижная, хорошо защищенная и вооруженная боевая единица.

Автор: Олег Таран


Cвязанные новости:
Көшірмеге қайта келу
Пікірлер

Жүгіртпе / Лента