Геркулес степей Кажымукан Мунайтпасов

История жизни легендарного борца обросла мифами и легендами.

Многократный победитель чемпионатов мира по классической борьбе, первый казах-триумфатор мирового первенства, уникальный атлет Кажымукан Мунайтпасов оставил след в истории не только казахстанского, но и мирового спорта. Являясь для многих поколений примером беззаветного служения Родине, он также запомнился покупкой самолета для нужд фронта… История жизни легендарного борца обросла мифами и легендами. До сих пор некоторые моменты биографии Мунайтпасова вызывают споры среди историков и поклонников таланта. 145-летие (по другим данным, 133 года) со дня рождения великого атлета – это еще один повод вспомнить славный путь человека, который во всех смыслах боролся до конца жизни

Восхождение легенды
Кажымукан Мунайтпасов родился 7 апреля 1871 года (по некоторым данным, в 1883 году) в ауле Караот¬кел Акмолинской области. Как и во многих других казахских селениях, после долгой зимы с приходом тепла в ауле начинались многочисленные тои и народные гуляния, которые не обходились без выступлений палуанов. Недюжинную силу на таких праздниках проявил Мукан – сын крестьянина Мунайтпаса.
В раннем возрасте отец отдал крепкого мальчишку батрачить у баев. Удивляясь физическим способностям мальчика, хозяин решил испробовать его в качестве палуана. Впоследствии Мукан не пропускал состязаний борцов, где легко выигрывал схватки не только у ровесников, но и ребят значительно старше него. Аксакалы, видевшие это, предрекали ему славное будущее палуана. И не ошиблись.
Годы отрочества были богаты на истории, ставшие легендами. Так, согласно одной из них, Кажымукан в одиночку вытащил застрявшего в тине быка. Обвязав животное весом в несколько сотен килограммов веревкой, парень вытащил быка на берег. Говорят, что могучий юноша мог на спор съесть барана или выпить курдюк масла, хотя по своей природе ел очень мало.
Также существует история о том, что в 1889 году хозяин Кажымукана поручил ему привезти сухого сена в самый разгар суровой зимы. По пути одна из лошадей упала и не вставала, после чего Кажымукан уложил ее в телегу, вторую лошадь привязал позади, а сам потащил всех их в аул.
Истории об удалом юноше быстро облетели всю степь. Мукана начали приглашать на разные тои для выступления перед гостями.

Первые успехи на ковре
В 1901 году стало известно об открытии нового цирка в Омске. Помимо традиционных цирковых номеров ожидался и чемпионат по греко-римской борьбе. В те времена ее называли французской. Весть дошла и до далеких казахских аулов, и Мукан едет в Омск.
Решив испытать свои силы, борец вступает в схватку с самым сильным из профессионалов – Андреем Злобиным. Опытному и прославленному атлету пришлось долго повозиться с неизвестным силачом из казахских степей – только на 18-й минуте Андрей Злобин уложил Мукана на лопатки.
Впечатленный силой своего соперника, русский борец убеждает Мунайтпасова развивать свой талант и помогает ему добраться до Петербурга. Там судьба сводит борца со знаменитым Иваном Лебедевым, более известным как «Дядя Ваня». В школе тяжелоатлетов Лебедева казахский борец проучился два года, отточив свои навыки и недостающую ему технику.
Крупный успех приходит к Кажымукану в 1905 году в Харбине. Он завоевал золотую медаль, выступая в борьбе «джиу-джитсу». Кажымукан прошел чемпионат без единого поражения и по¬лучил титул «Чемпиона Маньчжурии».
У него было несколько псевдонимов: «Муханура», «Красная маска», но чаще всего в дооктябрьскую эпоху его именовали «Муха¬нура».
В 1909 году Кажымукан выступил в группе знаменитого эстонского борца, чемпиона мира Георга Луриха. Говоря о ведущей группе своих борцов, Лурих пишет о Кажымукане: «Сын Востока - японец Муханура. Он борец креп¬кого и редкого сложения, отличается дикостью и свирепос-тью в борьбе».
И действительно, Кажымукан Мунайтпсов на редкость был крепкого, бо-гатырского телосложения: рост - 195 см, вес - 139 кг (в 1946 году его вес достиг 174 кг), размер обуви – 54. Настоящий гигант.
Позже были и другие псевдонимы. Черный Иван - Мукан был в четверке Иванов, наряду с Поддубным, Заикиным и Шемякиным.
Но наибольшую популярность принесло имя, оставшееся с ним до самого конца жизни – Ходжа Мукан (Кажымукан). Псевдоним появился после выступлений в Турции. Для поездки в эту страну руководитель труппы предложил Мукану бороться под другим именем - Кара-Мустафа, которое привлекло турецких зрителей.
На борца с тюркским псевдонимом не мог не обратить внимание сановный правитель Стамбула Шакир-паша. Он предложил Мукану совершить хадж в благословенную Мекку.
Недалеко от священного города и прошел турнир, в котором приняли участие 25 мусульманских атлетов из Азии и Африки. Победив всех, Мукан Мунайтпасов стал чемпионом, а после паломничества на святую землю получил почетное звание хаджи.
Впервые он выступил под новым псевдонимом в цирке братьев Никитиных в Саратове в 1912 году. Тогда первыми соперниками Кажымукана на ринге стали француз Рауль де Руан, Том Кеннеди, Поплавский, Петр Крылов и другие. С тех пор он своего имени не менял.
Казахский борец защищал спортивную честь в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Варшаве, Будапеште, Берлине, Праге, Лондоне, Кабуле, Тегеране, Харбине под именем «Кара Иван» («Черный Иван»). Кажымукан завоевал 48 золотых, серебряных и бронзовых медалей. Он внес значительный вклад в становление и развитие спортивной борьбы в Казахстане, в том числе и национальной борьбы казакша курес.
В 1927 году ЦИК Казахстана присвоил Кажымукану Мунайтпасову, ставшему чемпионом мира по борьбе, почетное звание «Батыр казахского народа».
Наиболее близким другом и уважаемым человеком для Мунайтпасова всегда оставался прославленный борец Иван Поддубный. С ним казахский борец встретился в финале чемпионата мира в Париже. Однако зрелищного поединка не получилось. Кажымукан поднял Поддубного и посадил себе на плечи, признав победу русского атлета.
Свой поступок зрителям Мунайтпасов объяснил тем, что по обычаям казахов, «младший брат не переступает дорогу старшему». Впрочем, касательно этого, как и других случаев из жизни легендарного казаха, не утихают споры среди историков.

Все для фронта
После начала Великой Отечественной войны Кажымукан Мунайтпасов начал гастролировать по городам и селениям не только Казахстана. Разумеется, престарелый атлет не мог оставаться в стороне от вторжения фашистских захватчиков. В 1943 году патриот своей родины все свои сбережения – 100 тысяч рублей, накопленные им в течение трудовой жизни, передает оборонной промышленности на строительство военного самолета. Это говорит о его безграничной любви к своему отечеству. Он просит ЦК КПСС назвать самолет именем казахского батыра Амангельды Иманова, а также, чтобы на нем летал пилот-казах. Желание борца было исполнено, а весть о поддержке всеми любимого чемпиона по французской борьбе обошла все фронты. На одном боку самолета было написано «Амангельды», а на другом – «Хаджи Мукан». Управлял этим самолетом до конца войны Кажыбай Шалабаев, который не раз встречался со своим знаменитым земляком после возвращения с фронта.

Борец до самого конца
Последние годы жизни легендарного борца оказались безрадостными: Мунайтпасов остался без внимания властей и средств к существованию. Некогда непобедимый атлет был вынужден продавать завоеванные потом и кровью медали, чтобы содержать семью. Он умер 12 августа 1948 года в колхозе «Ленинское знамя» в Южно-Казахстанской области. До последнего дня Кажымукан Мунайтпасов сохранил ясность ума и физическую силу.
Потомки атлета и по сей день продолжают прославлять имя легендарного деда. Внук Кажымукана - Шаттык Кажымуканов - является мастером спорта международного класса по каратэ-до, а в 2002 году стал серебряным призером Азиатских игр. Другой внук, Бахытжан Хаджимуханов — известный композитор, обладатель премии «Азия Дауысы» и «Жас Канат».
Поистине, неоценим вклад борца в развитие спорта и физической культуры в Казахстане. В памяти народа Кажымукан Мунайтпасов навсегда останется великим чемпионом, национальным героем и человеком высоких моральных принципов с большой буквы.
Как говорил сам атлет: «Цель борьбы – не в победе или поражении. Она в том, чтобы, стоя в тесном пространстве арены, на глазах тысячной публики бороться за свое счастье. Движение - это внешний рисунок борьбы, а главное содержание в том, чтобы не дать трудностям одолеть себя. Процесс познания борьбы - в самой борьбе».

Cвязанные новости:
Көшірмеге қайта келу
Пікірлер

Жүгіртпе / Лента