Анатолий Гершунов - крепче долга брони нет

Удивительную и полную отваги и мужества историю своей жизни рассказал на встрече с воспитанниками Петропавловского филиала РГКП Военно-технической школы МО РК участник Великой Отечественной войны, бывший       командир танкового батальона, кавалер двух орденов Красного Знамени, ордена Александра Невского, двух - Красной Звезды, Отечественной войны 2-ой степени, медали «За боевые заслуги», казахстанского ордена «Парасат» полковник в отставке Анатолий Иванович Гершунов.

Был представлен к званию героя

У воспитанников к герою было немало вопросов, связанное с боевыми действиями личного состава батальона на фронтах, о его личном вкладе в достижение побед, наградах фронтовика, прохождением воинской службы в послевоенное время, о школе, где он был преподавателем и т.д.                    Несмотря на свои ранения, преклонный возраст, ему за 96 лет, Анатолий Иванович выглядел бодро, сохранив завидную молодцеватость, оптимизм, доброту. Видимо, сама судьба наградила такими чертами. Отвечая на вопросы участников, обращаясь к ним, Гершунов говорил, вам лучше не знать того, что мы видели, война – кровь, горе людей…   Вам лучше быть настоящими патриотами своей Родины, беречь ее, как зеницу ока. А прошел он войну, как говорится, от звонка до звонка, от Подмосковья до Пруссии, в составе 213–ой отдельной Оршанской Краснознаменной, ордена Кутузова 2-ой степени танковой бригады 3-го Белорусского фронта, командующим которого был выдающийся полководец, генерал армии Иван Данилович Черняховский. На завершающем этапе войны, танковый батальон, возглавляемый Гершуновым, прорвав сильно укрепленный район обороны противника, уничтожил десятки фашистской техники и живой силы.

- Бои были тяжелыми на территории Восточной Пруссии, - вспоминал Гершунов. - В одном из населенных пунктов, враг огрызался. Батальон понес потери. Комбат, оставшись с одним уцелевшим танком Т-34, воспользовавшись внезапностью, подавил огнем командный пункт, захватил крупный аэродром гитлеровцев, на котором были сосредоточены более 40 боевых самолетов. Застав врага врасплох, навел панику, взял в плен командира батальона охраны с его личным составом – 250 человек.

За этот бой гвардии капитан Анатолий Гершунов был представлен к званию Героя Советского Союза. К тому же, как один из талантливых командиров в годы войны, был удостоен полководческого ордена Александра Невского.

«Каждый человек кузнец своей судьбы, счастья», - так гласит пословица. Свое счастье Гершунов нашел в Северном Казахстане, приехав сюда еще до войны из России. С тех пор он полюбил эту древнюю землю. Степные просторы, раскрыв объятья, стали близкими, своими, любимыми и для его родных сестер Нины, Зины, Александры, Любови. Не зря говорят, что Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя. Здесь прошла вся жизнь Анатолия Ивановича. В первой средней школе города Петропавловск он учился, а затем в октябре 1940 года призвался в армию.

Службу проходил во взводе конных разведчиков. Кстати, у его отца служба тоже была связана с лошадьми. Иван Александрович – участник Первой мировой войны. О третьем замирском казачьем полку, где отец воевал, хорошо написал великий писатель Михаил Шолохов в своем «Тихом Доне».

- Иван Александрович, всегда был открыт, честен и добр, помогал людям, защищал их от несправедливости, - вспоминает фронтовик. - За это поплатился, его репрессировали, отправив на ссылку в Архангельскую область. Рядом с отцом все время находилась моя мама. Мария Яковлевна была настоящей женой отца, опорой, нашей заботливой мамой. Она делила все трудности и невзгоды ссыльного. Никогда не сетовала на тяготы и лишения, которые присутствовали в том далеком крае в изобилии.

Те же трудности на фронте испытал и Анатолий Иванович. Громадные физические и психологические нагрузки выпали с началом войны, которую он встретил в Минске, обучаясь в танковом училище. В связи со сложившейся обстановкой на фронте, училище ему пришлось завершить в Ульяновском танковом. Тут среди обучающихся Гершунов выделялся рассудительностью, широтой мышления серьезным подходом к каждому делу, организаторскими способностями, отличной выучкой.

Эти важнейшие качества командира тотчас сказались, когда лейтенант Гершунов возглавил танковый взвод.

- В июле 1943 года наша танковая бригада участвовала в боевой операции на Курской дуге, - вспоминает ветеран. Только что вышедшая из боев, она пополнилась людьми, оснащена была новой техникой и вооружением.

Мы, танкисты, не раз спрашивали командира батальона майора Муравлева: «Скоро ли в бой?». Майор, выдержанный, хладнокровный, прошедший огонь и воду, спокойно ответил: «Сынки, держите себя в руках, не спешите, готовьтесь основательно, враг он есть враг, ошибки не прощает. Наряду с храбростью выдержку нужно иметь».

Эти слова комбата запомнил и повторял своим подчиненным не раз. Спокойствие и выдержка пригодились в      последующих боях. Взводу Гершунова предстояла задача решительным ударом прорвать оборону противника, проделать проход для пехоты, которые пойдут следом, выбить фашистские танки. Тем самым, проявляя активность, инициативу не давать гитлеровцам чувствовать себя хозяином положения. Задача была не из легких, ответственная, предстоял бой с мощными танками как «Тигр». Вместе с командирским экипажем Анатолий Иванович сидел в танке, мучительно ждал рассвета. Взвилась красная ракета. За ней еще одна, зеленая, а потом красная. Все вокруг содрогнулось, под ногами, казалось, заколыхалась земля. Высунувшись из люка, командир решил быстро сориентироваться, но невозможно было что-либо рассмотреть: все заволокло непроницаемым дымом. Захлопнув люк, Гершунов скомандовал механику-водителю сержанту Черниченко: «Заводи!»     

Опытный механик-водитель, не теряя ни секунды, мгновенно выполнил указание лейтенанта. Он был с техникой на «ты», в любое время, в том числе в бою, умел заставить мощную «тридцатьчетверку» быть послушной.

 

«В атаку, вперед!»                                                                                                                                                                                                                            Когда загудели двигатели соседних машин, офицер отдал приказ: «В атаку, вперед!» и приник к оптическому прицелу. Неприятельская артиллерия обрушила огонь на танки, а затем пошли «тигры». Но вот заговорили пушки машин Гершунова. Огневые точки фашистов замолкли одна за другой: танкистам удалось подавить их. Снаряды уже были на исходе. Анатолий Иванович распорядился беречь боеприпасы. Бой не стихал несколько часов. Очередной залп из пушки, танк содрогнулся и снаряд вонзился в серую стальную громадину, окутав ее дымом.

Когда бой закончился, командир весь усталый, в поту, осмотрелся. В разных концах на поле сражения дымились множество черных бугорков – все, что осталось от гитлеровских машин. Были потери и со стороны взвода, но командирский танк остался неповрежденным.

Подводя итоги сражения, командующий армией генерал-майор Поленов, особо отметил смелые действия Гершунова, и дал указание за проявленное мужество представить его к награде. А он в свою очередь поблагодарил за отвагу свой экипаж: механика-водителя сержанта Черниченко, радист-стрелка сержанта Муравьева, заряжающего рядового Амплейкина.

В части пошла молва: «Надо же, молодо - зелено, везет лейтенанту Гершунову, не берет ни одна пуля!».

- Помнится, в сентябре 1943 года войска Западного фронта начали решительное наступление на Смоленск. Бои за город характеризовались особой ожесточенностью, ибо фашисты, во что бы ни стало, пытались удержать Смоленск в своих руках. Наша танковая бригада оказалась на острие атаки. А мой взвод был в самом пекле огня.

Командир находился в экипаже «тридцатьчетверки» механика-водителя сержанта Черниченко. Заработала пушка, застучал пулемет. В машине все гремело, ревел мотор. В голове командира взвода стоял шум, тело гудело, лицо горело. Гвардейцы подавляли огневые средства фашистов. Танки утюжили окопы врага, подминая под себя все, что могло оказывать сопротивление. Рядом с машиной Черниченко продолжали рваться снаряды. Пули градом стучали по броне. Несколько часов танкисты сдерживали натиск превосходящих сил противника, обеспечивая переправу войск через реку Устрой. Атаки гитлеровцев были отбиты.   Бой закончился, когда на землю опустилась ночь, на сиреневом небе замерцали звезды. Багровое кольцо пожаров и орудийных зарниц окружило место сражения. Только не было над землей тишины. Всю ночь не умолкал тревожный гул моторов.

Не случайно вскоре после взятия Смоленска его грудь украсил орден Красного Знамени. То была награда за мужество и храбрость.

Анатолий Иванович в самых сложных ситуациях не терял присутствия духа, оставался выдержанным, решительным. Подчиненные заражались его спокойствием и чувствовали себя уверенно.

Высоко ценили его человечность, внимательное отношение к людям, отвагу командир батальона майор Муравлев, командир бригады полковник Котов. Они выдвинули на должность офицера связи танковой бригады. И здесь он оправдал высокое доверие, оперативно доведя все приказы, распоряжения комбрига до подчиненных частей.

К любому порученному делу офицер относился с должной ответственностью. Даже, будучи в распоряжении командующего 31-ой армии, собирая на танке разведданные о противнике, подорвавшись на мине под городом Ржев, остался в строю.

О фронтовой жизни, военной судьбе полковник в отставке рассказывал не спеша, придирчиво отбирая эпизоды. - Для себя всегда считал, что сильнее долга нет, крепче долга брони нет. Каждый бой, спрессованный в секунды, минуты, часы – особое измерение профессионализма, доблести, всей жизни человека. Слава и ордена доставались в боях дорогой ценой.

 

Комбат захватил вражеский аэродром…

На землю Восточной Пруссии капитан Гершунов вступил в должности командира гвардейского танкового батальона. Поэтому он заранее собрал информацию об этом крае, провел разъяснительную работу среди личного состава. Рельеф местности, на которой предстояло действовать танкистам, был очень сложным. Полосу продвижения гвардейцев пересекали непроходимые болота. Несколько суток приходилось двигаться по бездорожью. Весенняя распутица сделала свое дело, измотав людей, да и технике досталось. Замысел был в том, чтобы внезапно атаковать врага, умело используя складки местности, ударив дружно и прицельно со всех орудий «тридцатьчетверки».

Батальон с ходу захватил железнодорожную станцию, уничтожив живую силу, удалось поджечь и бронепоезд. Фашисты на смельчаков бросали подразделение за подразделением, технику. Батальон понес потери, но держался смело. Земля была усеяна гитлеровскими трупами, дымились самоходки. Гершунов с одним уцелевшим танком, ошеломив врага, захватил крупный военный аэродром.

Анатолий Иванович взял в плен командира гитлеровского батальона охраны с его личным составом. А глаза пленных всяких слов говорили, какого страха нагнал на них советский командир.  

Командиры, бойцы других частей с радостью узнали из фронтовой газеты о необычном подвиге комбата. Порадовался и сапер, племянник Гершунова Владимир Токарев, который воевал рядом в одной из частей. После войны капитан Гершунов продолжил службу в Вооруженных Силах, окончив в Ленинграде высшую офицерскую школу самоходной артиллерии, Центральные бронетанковые курсы. Совершенствуя свои знания, щедро передавал свой опыт молодежи. Службу завершил в войсках Закавказского военного округа – в годы хрущевской «оттепели».       

 

Воин мужества и отваги                                                                      

Очевидно, кочевая жизнь, широкий круг общения повлияли на формирование взглядов и характера, «вылепили» особый «гершуновский» стиль общения с людьми. Умение находить общий язык, точки соприкосновения помогли в решении проблем в войсках, а затем долгое время, возглавляя областной стрелковый клуб при ДОСААФ.

Судьба сторицей вознаградила полковника в отставке Гершунова за заслуги казахстанским орденом «Парасат». В Петропавловске Анатолий Иванович встретил свою единственную любовь в жизни. С супругой Галиной Николаевной воспитали троих детей – Александра, Наталью, Ирину. Растут и внуки.

…О многом поведал Анатолий Иванович, рассказывая не только о себе, но и о боевых друзьях, товарищах, для которых понятия Отчизна, Родина слились воедино.        

Когда вышли на улицу, уже был вечер, и вспыхнули огни витрин, рекламных щитов, побежала по крышам многоэтажных домов световая газета, город стал светлее, уютнее. По улице прошли солдаты ровным строем под командованием молодого офицера. Фронтовик внимательно смотрел на молодежь, как бы раздумывал. Видимо, вспоминал свою лейтенантскую пору – пору становления командирского характера.

К сожалению, не так давно ветеран, воин - мужества и отваги, ушел в мир иной. Хоть он ушел из жизни, но доброе имя останется в памяти людей.


Көшірмеге қайта келу
Пікірлер

Жүгіртпе / Лента