Как следует отмечать праздник Наурыз по древним обычаям?

Как следует отмечать праздник Наурыз по древним обычаям?

Сегодня в обществе проявляется неподдельный интерес к истокам Наурыз мейрамы, олицетворяющего начало нового года, новой жизни, новых надежд. Интерпретацию этого великого древнего праздника, основываясь на анализе историко-культурного наследия, результатах исследования археологических памятников, дал автор книги «Нау мен ырыс», публицист, культуролог Серик Ергали.

– Праздник Наурыз связан с очень древними верованиями. В далеком прошлом, когда человечество еще не разделилось на этносы, люди по-особенному относились к солнцу и луне. Благодаря этому появился праздник – день равноденствия, который отмечала древнемайская, шумерская, египетская цивилизации, – сказал Серик Ергали. – Нельзя сказать, что Наурыз - чисто персидский, тюркский или восточный праздник, его корни уходят вглубь тысячелетий.

По словам культуролога, на территории Казахстана Наурыз начали праздновать 4-5 тысяч лет назад. В качестве аргумента он приводит изображения на камнях в местности Тамгалы, находящейся в 170 километрах от Алматы. Среди петроглифов ученый выделяет рисунок, на котором на одной линии изображены две крупные фигуры - солнцеподобное существо, смотрящее вперед, и лунообразное, обращенное назад.

– По нашему представлению, это божества Тәңір и Іңір. Первый владеет утренними зорями, второй – сумерками, темнотой, – продолжил Серик Ергали. - Между ними изображены коровы разного возраста, олицетворяющие четыре сезона года: новорожденный теленок – весна, тел – лето, здоровый и могучий бык – осень, дряхлый и умирающий безрогий бык – зима. Данный петроглиф показывает, что начало года совпадает с весной, но никак не с зимой, которую олицетворяет дряхлая корова, нарисованная на камне. В этой же панораме - 12 человечков с разными масками и костюмами в виде животных, что соответствует 12-летнему циклу с его символами.

 

Когда Солнце приближается к звезде Амал 

В древности у тюрков Наурыз носил название Ұлы істің ұлы күні (Великий день великого явления). Слова в фразе «Ұлы іс» слились в «ұлыс», что стало означать административную единицу кочевого государства. На самом деле «ұлыс», по мнению Серика Ергали, здесь ни при чем. Наурыз – это, прежде всего, астрономическое явление (по представлениям наших древних предков, все астрономическое обозначалось понятием «великое»)
Культуролог отметил, что у каждого народа издревле свои традиции празднования Наурыза. Если у персов этот праздник ассоциируется со временем («Новруз» переводится как «новый день»), то у тюрков – с величеством равноденствия. – В древности у тюрков Наурыз носил название Ұлы істің ұлы күні (Великий день великого явления). Слова в фразе «Ұлы іс» слились в «ұлыс», что стало означать «губерния каганата». Так и закрепилось за праздником новое название, – рассказал ученый. - Почему Наурыз - это великий день великого явления? В марте Солнце в своем видимом движении подходит к звезде Амал (по-арабски - хамаль). Таким образом, Солнце входит в знак Овна, то есть открывает новый зодиакальный год. В период весеннего равноденствия небесные тела подходят друг к другу, точно также и люди должны приветствовать друг друга, обнимать и просить благословения у аксакалов. Не случайно обряд «көрісу» является обязательной традицией Наурыза в Западном Казахстане.

 

Скифы встречали новый год в красном

Как известно, Наурыз – не религиозный праздник. Но, по мнению Серика Ергали, каждая религия – это своеобразная идеология, которая накладывает свой отпечаток на традиции народа. И наоборот. Ученый считает, что именно поэтому праздник весеннего обновления дошел до нас не в своем первоначальном названии, а как Наурыз, Ұлыстың ұлы күні, «Көрісу айты»... Чтобы сохранить древние традиции в народе, мусульманским праздникам Құрбан и Ораза айт казахские муллы дали название Наурыза - Ұлыстың ұлы күні.

– В письменных источниках говорится, что новый год у казахов и персов наступает не 20 и 21 марта – это всего лишь время весеннего равноденствия – а гораздо раньше, 14 марта. В частности, об этом писал казахский историк, востоковед Машхур Жусуп Копеев. По его данным, с 1 по 8 марта по старому стилю праздновали наурыздама. По нынешнему стилю получается, мы должны отмечать Наурыз с 14 до 21 марта. Об этом говорил и сын философа Шакарима Кудайбердиева Ахат, вспоминая слова своего отца, – пояснил культуролог и привел новые аргументы, свидетельствующие о древних корнях праздника. – Этнограф Жагда Бабалыкулы писал, что в 1970-е годы в одной из библиотек Москвы он нашел запись арабской вязью, повествующую о том, как гунны отмечали день весеннего равноденствия. Они ожидали рассвет и, когда наступал восход солнца, начинали играть на кобызах 9 кюев. В этой записи говорится, что Наурыз ведет свое начало еще со времен Ноя и всемирного потопа. (Можно сказать, что наурыз-коже, сочетающий в себе 7 ингредиентов, олицетворяет большое наводнение. Само слово «коже» состоит из двух слов: «кок» - «небесное», «же» - питание.) Этнограф, литератор, журналист Акселеу Сейдимбек в своей книге «Қазақ әлемі», ссылаясь на одного древнегреческого историка, отмечал, что скифы встречали новый год - Наурыз - в красном одеянии. Наряжали в эту одежду 360 детей, которые таким образом олицетворяли солнечные лучи.

Наурыз-коже имеет свою альтернативу в виде оливье в календарном новом году, а японцы, отмечая свой оригинальный праздник Нанакуса мацури, делают салат из семи растений, называя Яаяпкуса... Серик Ергали
По его словам, праздники некоторых народов земли берут свое начало с Наурыза.

– У славян есть масленица, древний праздник, сохранившийся и после принятия христианства. На масленицу пекут блины, а у нас на Наурыз – майшелпек, запахом лепешек, по поверью тюрков, питаются аруахи. Этими мучными изделиями принято угощать их.

 

Лучший подарок девушке - «селтеткізер»

Как отмечает ученый, древний Наурыз мейрамы в современном понимании преподносится как день этнографии и фольклора. Чтобы сделать праздничные мероприятия более содержательными и наполненными смыслом, Серик Ергали разработал концепцию празднования Наурыза.

О «Көрісу» писал Абай в своем стихотворении «Весна»:

Қырдағы ел ойдағы елмен араласып,

Күлімдесіп, көрісіп, құшақтасып. Серик Ергали
Культуролог предлагает начинать встречу праздника 14 марта. Этот день он назвал днем солнечных лучей, в который можно проводить цветочные выставки, дарить женщинам цветы. Далее следуют дни благодарения, очищения, изобилия, пробуждения природы, воссияния, вдохновения и гармонии. В каждый из них люди могут готовиться к Ұлы істің ұлы күні, помянув усопших родственников, приведя в порядок и чистоту жилище, посадив растения, позвав гостей на накрытый дастархан и поделившись своим достатком с нуждающимися.

– В день гармонии, 21 марта, дома или в организациях можно соорудить жолтерек – мифическое дерево, связывающее верхний, средний и нижний миры. У нас в столице уже несколько лет подряд в столичной школе-лицее №56 на Наурыз сооружают такую национальную елку. В этот день в местах массовых гуляний можно установить алтыбакан - ритуальный инструмент, символизирующий семь планет и гармонию луны и солнца. У этих качелей молодежь может встретить рассвет. Нам не нужно ждать 22 часов, нам нужно ждать восхода солнца, как делали это наши предки, – продолжает Серик Ергали. – Есть такое казахское слово «бастаңғы», которое переводят как «девичник». Думаю, на самом деле значение его иное. Это слово происходит от «бас» и «таң» - «главная заря». До сих пор на западе страны в ночь с 21 на 22 марта люди не спят и ждут рассвета. Старики разговаривают за дастарханом, поют песни. Девушки готовят для своих возлюбленных вкусное блюдо – «уйқыашар», а джигиты – подарки для девушек, называемые «селтеткізер». Сегодня для обозначения сюрприза используется искусственное слово «тосын сый». Считаю «селтеткізер» для этого наиболее образным и точным словом, которое дословно переводится как «то, от чего вздрагивает сердце».

Ұлы іс күні можно встретить карнавалом (наурызшеру), как делали это наши далекие предки, исполнив 9 кюев и организовав спортивные состязания, считает ученый. Среди игр может быть «жамбы ату». Раньше участники этой игры-ритуала, обожествляющей солнце, стреляли в солнцеобразный диск - жамбы, и тот, кто попадал в него, на один день становился правителем.

Помимо наурыз-коже, культуролог предлагает приготовить к праздничному дастархану блюдо «науан», разместив на трехъярусной вазе «красные», «белые» и «зеленые» блюда – мясные, молочные продукты и овощи с фруктами. Науан, по мнению Серика Ергали, тоже олицетворяет единство трех миров, что принесет благополучие и достаток в дом, в котором его приготовили. 


Көшірмеге қайта келу

Құрметті оқырмандар!

Электронды пошта арқылы Қазақстан және әлем әскерлерінде болып жатқан оқиғалар, жаңа қару-жарақтар мен әскери техникалар жөніндегі ақпараттарды, әскери қызметшілердің ар-намыс, әскери борыш жайындағы керемет әңгімелерін оқу үшін біздің жаңалықтар жіберіліміне тіркеліңіз. Онда «Сарбаз» газеті мен «Айбын» журналындағы материалдар жарияланады. Сіз әр аптаның басында бірінші болып, әскери жаңалықтарды біле аласыз!
Пікірлер
Тақырып бойынша материалдар:

Жүгіртпе / Лента