Для чего казахских воинов перед боем отправляли на охоту с беркутом?

Охота с ловчими птицами – беркутами, соколами является древней традицией казахского народа, которую удалось сохранить до наших дней. В последнее время идет процесс возрождения данного вида традиционной охоты, он набирает популярность, что говорит о возможности сберечь традицию предков и передать ее следующему поколению.

Использование ловчих птиц для охоты на территории Казахстана отмечается еще в эпоху бронзового века. Долгое время занимая место в хозяйственной жизни народа, затем перейдя в разряд подсобного промысла, в конце концов, она стала излюбленной формой досуга, любимым многими поколениями видом спорта. Охота с ловчими птицами была популярна как во времена саков, в культуре которых господствовал звериный стиль, так и во времена тюрков, для которых беркут, сокол были не просто птицами, а имели сакральное значение животных-тотемов. Не случайно, беркут и сегодня является символом независимого Казахстана, заняв достойное место на государственном флаге страны. Символизируя свободу, беркут считался также олицетворением высокого положения, ханской власти, является царем птиц.

Как утверждает этнограф Болат Еликпай, в прежние времена народ верил в магическое влияние хищных ловчих птиц, таких, как сокол, ястреб, беркут на рождение будущего батыра, воина – героя. В эпосах часто встречается такой эпизод – родители видят сон накануне рождения батыра, главным действующим лицом которого являются ловчие птицы. Затем эта птица сопутствует ему в реальной жизни, а после смерти или гибели становится материальным воплощением его героической души.

С приходом ислама, охота с ловчими птицами не потеряла свою актуальность, хоть, может, ей и не стали придавать сакральное значение, а напротив оставалась любимым занятием, имея особое значение для знати.
Известно, что арабы, особенно богатые и знатные шейхи, тоже любят охотиться с соколом в пустыне. На Ближнем Востоке и в Северной Африке эта традиция идет не только из кочевой бедуинской культуры, но и со времен Древнего Египта, Ассирии. Использовали ловчих птиц для охоты в древности и в Индии, Иране, Китае, Монголии, Корее, а в средневековье – среди знати стран Европы, в Киевской Руси, Московском царстве. Особенного пика популярности царская соколиная охота в России достигла при Алексее Михайловиче в 17 веке. Но охота именно с беркутом нашла свое распространение только на территории Казахстана и среди близких казахам народов – кыргызов, башкир. Туркмены и калмыки охотятся с соколом-балобаном, а в прежние времена соколиная охота была популярна среди ноагйцев и крымских татар, особенно крымских ханов. Стоит отметить, что в Европу соколиная и ястребиная охота пришла в ходе великого переселения народов, начало которому положили гунны, а на Руси княжеская забава появилась вследствие соседства с кочевыми хазарами. В средние века польские короли приглашали к себе на службу сокольничих из Крыма. Таким образом, охота с ловчими птицами – достояние культуры кочевников, культуры Великой степи.

По преданию однажды Чингисхан собрал своих советников и спросил у них, что является высшим наслаждением для человека. Большинство его советников назвали охоту с ловчими птицами. Расхождения спорящих заключались только в том, что лучше – охота с сизым соколом или с кречетом, по весне или в другое время года, а также приносит ли радость сама охота или момент, когда птица хватает свою жертву. На что великий хан ответил, что удовольствие заключается в победе над врагом. Это показывает то, насколько популярна была охота с птицами во времена Чингисхана. Его правнук Хубилай, правящий Китаем, выезжал на охоту с
10 000 соколами и 500 кречетами. Ханская охота подробно описана итальянским путешественником Марко Поло. Особенно любил охоту с соколами самаркандский эмир династии Тимуридов, ученый-астроном Улугбек. Держать сокола эмира во время охоты считалось большой честью, удостоен которой был лишь близкий друг, ученик астронома – Али Кушчи.
Охотой с беркутом любили заниматься кюйши Таттимбет, певец и борец Иманжусуп, философ Шакарим, а Абай посвятил охоте с беркутами по первому снегу стихотворение «Кансонар».  

Кансонаром называется охота с ловчими птицами, проводимая в начале зимы после первого выпавшего снегу, когда он еще свежий. Либо охота в середине зимы во время большого снегопада, когда сугробы особенно глубоки. В целом же, охота с ловчими птицами носит названия кусбегилик, саят, салбурын. Салбурын обозначает организованную массовую, масштабную охоту, когда с беркутами в степь выезжает не один охотник,
а многочисленное количество участников, зачастую с использованием охотничьих собак. Термин салбурын особенно популярен у братского соседнего кыргызского народа, среди которого охота с беркутами и соколами также сильно распространена и упоминается еще в эпосе «Манас».

Практическая военная сторона охоты с ловчими птицами проявляется в обычае массовых выездов на охоту больших воинских соединений, а порой и целого войска, с ловчими птицами на руках. Как указывает Болат Еликпай, характер военных маневров, своеобразной репетиции военного похода – это практическая проверка готовности отряда, войска, армии к предстоящим военным действиям. Охота с ловчими птицами использовалась как фактор, поднимавший и поддерживающий высокий боевой дух воинов. Она имела строго продуманную организацию и порядок движения войска на место охоты – маневров, а также поведение во время охоты и возвращение обратно. Имела охота и ритуальное значение, исходя из которого, хищные птицы – это войско, промысловые птицы и звери – неприятель. Таким образом, охота с ловчими птицами была не просто досугом воинов страны Великой степи, но имела важное значение для боевой подготовки, физической подготовки, способствовала сплочению войска, вырабатывала боевой дух, тактику ведения боя и ловкость бойца-наездника.

В наши дни охота с беркутами активно возрождается. В последние дни января в Урджарском районе Восточно-Казахстанской области прошел 10-ый Республиканский турнир беркутчи. А 11-14 февраля в Енбекшиказахском районе Алматинской области прошли Республиканские соревнования по национальным вида спорта «Сонар-2016». Проведение соревнований по охоте с ловчими птицами не только способствует поддержке и  развитию этого вида спорта, но и воспитывает патриотизм и гордость казахстанцев за свою историю. Охота с беркутом внесена в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. На сегодня охота с беркутом как национальный вид спорта, как традиция казахского народа способствует пропаганде патриотизма, истории страны, традиций и играет большую роль в идеологическо-воспитательной работе.
Көшірмеге қайта келу
Пікірлер

Жүгіртпе / Лента