История создания Военно-морских Сил Казахстана

Во время раздела Каспийской флотилии Казахстан официально отказался от военных кораблей,  в связи с отсутствием в то время необходимости в ВМС. Но весьма скоро на море начались разработки нефтяных месторождений. Потребовалось срочно создавать свой флот для защиты национальных интересов страны. 2 апреля 1993 г. Президент страны - Верховный Главнокомандующий Нурсултан Назарбаев подписал указ «О создании Военно-морских сил Республики Казахстан».

В первую очередь необходимость создания ВМС Казахстана была связана с особенностью Каспийского моря. Известно, что выход к Каспию имеют пять государств: Казахстан, Россия, Азербайджан, Исламская Республика Иран и Туркменистан. К сожалению, сегодня статус Каспия до конца не определен. Каждое государство имеет определенную позицию по вопросам статуса и раздела моря.

Основной задачей Военно-морских сил ВС РК является защита неприкосновенности государственной границы, территориальной целостности, суверенитета и экономических интересов Республики Казахстан в казахстанском секторе Каспийского моря (КСКМ). А также отражение нападения и нанесение поражения агрессору, участие в локализации и пресечении вооружённых конфликтов, охрана и оборона водных районов нашей зоны ответственности. Кроме того Военно-морские силы призваны выполнять с военно-морскими силами прикаспийских государств задачи по совместной обороне в соответствии с международными договорами, обеспечивать навигационно-гидрографическую безопасность мореплавания, осуществлять поисково-спасательные работы на море, оказывать помощь государственным органам Республики Казахстан при осуществлении ими природоохранных и контрольных функций, а также при ликвидации последствий экологических бедствий и катастроф на море. Поэтому важной составляющей безопасности Казахстана является задача по сохранности и защите данных районов, которая возложена на Военно-морские силы. Ведь у Казахстана - самая протяженная морская граница на Каспии, и ее требуется защищать.

 

Значение Каспийского моря для Республики Казахстан

 Для Республики Казахстан, его расположение в зоне бассейна Каспийского моря имеет стратегическое значение геополитического и геоэкономического характера. Важность данного фактора раскрывается в следующих основных моментах:

1) Развитие топливно-энергетического комплекса, включая, прежде всего добычу и экспорт углеводородного сырья. По наличию больших разведанных запасов углеводородного сырья в мире, Казахстан входит в число 15-ти государств. Доля в мировых запасах нефти составляет около 3,3% и порядка 1% в запасах газа.

Углеводородный потенциал КСКМ увеличивает инвестиционную привлекательность нефтегазового сектора национальной экономики.

2) Расширение дипломатических возможностей и позиций Казахстана на международной арене. По ряду оснований фактор углеводородного потенциала и геополитического положения КСКМ следует считать одним из наиболее ключевых условий обеспечения внешнеполитической активности страны и его возможностей отстаивать свои интересы в отношениях с другими странами и международными организациями. 

3) Сохранение и использование биоресурсов Каспийского моря. Несмотря на важность развития углеводородного потенциала КСКМ, не меньшее внимание руководства страны уделяется вопросам совершенствования системы и механизмов обеспечения охраны окружающей среды и особенно сохранения богатых рыбных запасов Каспия. По оценкам экспертов, в Каспийском море сосредоточены более чем 90% мировых запасов осетровых. Решение ряда важных вопросов сохранения и использования биоресурсов, тормозится вследствие нерешенности главного «каспийского вопроса» - определения правового статуса и раздела дна и вод Каспийского моря.

 

Современные угрозы на Каспийском море

Одним из актуальных направлений внешней политики Казахстана является обеспечение национальной безопасности и территориальной целостности Республики. В этом контексте скорейшее завершение делимитации и демаркации государственной границы и определение правового статуса Каспийского моря имеют важное стратегическое значение. (Справочно: делимитация границы - определение государственной границы между сопредельными государствами путем мирных переговоров; демаркация - проведение какой-либо разделяющей черты, определение границ).

Весьма важным в контексте обеспечения безопасности и суверенитета государства является урегулирование вопросов, связанных с разграничением Каспийского моря между прикаспийскими государствами и упорядочением деятельности, касающейся освоения биологических и минеральных ресурсов, судоходства, охраны природной среды. 

На сегодняшний  день разнополярные взгляды относительно вопросов о статусе Каспийского моря существуют между Россией, Казахстаном и Азербайджаном – с одной стороны, и Ираном с Туркменистаном – с другой. 

В данном случае преждевременно говорить о сближении позиций, и поэтому нерешенный вопрос о правовом статусе Каспия создает почву для разногласий и конфликтов, особенно в отношении спорных месторождений.

В Каспийском регионе уже складывалась критическая ситуация, когда Иран, недовольный притязаниями Азербайджана на спорные нефтяные месторождения, в конце июля 2001 года впервые после распада СССР начал демонстрировать военную силу в южной части Каспийского моря. В вопросе о спорных месторождениях существуют также разногласия между Азербайджаном и Туркменистаном.

В перспективе при дальнейшей активной разработке Азербайджаном месторождений углеводородов в спорных районах нельзя исключать возможности обострения конфликта на Каспии.

В условиях снижения угрозы открытых межгосударственных конфликтов большую опасность представляют "новые" вызовы, такие как международный терроризм, экстремизм, организованная преступность, наркотрафик, незаконная миграция и др.

Республика Казахстан в целях поддержания мира и стабильности в каспийском регионе последовательно выступает за установление стабильного баланса вооружений на Каспийском море и создание пятистороннего механизма по контролю над их количеством, который должен стать еще одним залогом обеспечения безопасности и надежным средством предотвращения конфликтов.

 

Состояние Военно-морских сил прикаспийских государств

В последнее время на фоне нерешенности правового статуса Каспийского моря, наличия спорных нефтегазовых месторождений в каспийском бассейне и сложной ситуацией вокруг ядерной программы Ирана, в прикаспийских государствах наблюдается рост военно-морских вооружений и военной техники.

Под видом проведения мероприятий оборонительных усилий Военно-морские силы прикаспийских государств оснащаются современными образцами вооружения и военной техники (кораблями и катерами) наступательного характера. Каждым прикаспийским государством принимаются активные меры по развитию национальных Военно-морских сил в Каспийском море в целях военного обеспечения интересов страны на богатом углеводородными ресурсами море.

 

Туркменистан

В Туркменистане быстрыми темпами продолжается развитие Военно-морских сил и их береговой инфраструктуры посредством активного военного и военно-технического сотрудничества с зарубежными странами (в основном с Россией, Украиной и Турцией.

В рамках «Программы развития ВМС Туркменистана на период до 2015 года» в г.Туркменбаши создан Военно-морской институт, сформирована бригада морской пехоты, ведутся работы по строительству судостроительного завода.

Кроме того, проводится модернизация имеющихся на вооружении ВМС боевых кораблей и катеров, путем оснащения и усовершенствования их приборами и средствами вооружения турецкого производства.

Таким образом, военно-политическим руководством Туркменистана принимаются активные меры по развитию национальных Военно-морских сил для достижения паритета на Каспии.

 

Исламская Республика Иран

Исламская Республика Иран (ИРИ), несмотря на санкции, введенные международным сообществом против Ирана, успешно строит и спускает на воду современные корабли и катера с ракетным оружием.

Таким образом, иранское военное руководство продолжает наращивать на Каспии военно-морскую группировку для отстаивания своих интересов на спорных с Азербайджаном районах моря, а также блокирования угрозы извне.

Азербайджанская Республика

За последние годы Азербайджанская Республика (АР) вдвое увеличила свой военный бюджет и закупает (модернизирует) современные вооружения и военную технику для национальных Военно-морских сил.

 

Российская Федерация

Руководство Российской Федерации (РФ) с целью обеспечить политику в нефтегазовой сфере и оградить Каспийское море от иностранного влияния принимает меры по ограничению присутствия на море корабельных сил государств, не имеющих границ на Каспии.

Таким образом, в связи со складывающейся обстановкой в Каспийском регионе и в целях обеспечения своих интересов на Каспии, руководства прикаспийских государств будут в ускоренном порядке развивать и оснащать современным вооружением и военной техникой национальные военно-морские группировки на море.

В связи с политической активностью вокруг Каспийского моря прикаспийских и других развитых стран, Военно-морские силы приобретают большое значение, являясь силой, способной обеспечить интересы государства в этом богатом нефтью и газом Каспийском море.

 

Анализ перспектив оснащения Военно-морских сил мира

Адмирал флота Российской Федерации Иван КАПИТАНЕЦ в статье «Об основных направлениях развития Военно-морского флота» проводит анализ локальных войн и военных конфликтов последних десятилетий. Согласно которой убеждает в необходимости дальнейшего развития средств поражения и систем освещения обстановки.

Новое время внесло существенные изменения в характер вооруженной борьбы. Из них применительно для Каспийского региона можно выделить следующее:

 - в локальных войнах применялись только обычные средства поражения;

- современная война охватывает не только непосредственно зону ведения военных действий, но и глубокий тыл воюющих сторон;

- интеграция оружия и боевых систем, в том числе систем освещения обстановки, в единые разведывательно-ударные комплексы, которые позволили создать многофункциональные ударные системы, позволяющие поражать объекты территории противника;

-основой боевых разведывательно-ударных комплексов являются воздушно-космические системы освещения обстановки и целеуказания в реальном масштабе времени.

Особенности сил флота - высокая маневренность, способность скрытно сосредоточиваться и образовывать мощные ударные группировки оперативно-стратегического назначения – выдвигают ВМС в первый ряд современных видов вооруженных сил.

Таким образом, военно-морское искусство развивается на основе научно-технического и военно-экономического факторов. Главное влияние на него оказывает военно-технический фактор – это морское оружие и военная техника, интегрированные в ударные боевые системы.


Cвязанные новости:
Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента