О социальном обеспечении военнослужащих (конец 2020 года)

Законодательство о воинской службе, касающееся социального пакета, составлено таким образом, что в полной мере охватывает лишь тех граждан, которые всю свою жизнь посвятили службе Родине.

К примеру, поступив на воинскую службу в 17-18 лет курсантом или военнослужащим срочной службы, добросовестно отслужив 25 и более лет на должностях офицера, сержанта или солдата, человек имеет право на все социальные льготы и выплаты. Это, прежде всего, жилье с правом приватизации и пенсионные выплаты за выслугу лет. Вместе с тем, государство учитывает и ценит тех людей, которые отдали армии определенную часть своей жизни. Для этой категории граждан также предусмотрены льготы и социальные гарантии.  

К примеру, имеющие непрерывную выслугу воинской службы в 12 с половиной лет в льготном исчислении, при дополнительном наличии такого же «гражданского» трудового стажа, имеют право на пенсию за выслугу лет (в 45-47 лет). Причем, ее размер практически не уступает размеру пенсии тех, кто прослужил в армии всю жизнь.

Жилищный вопрос
Что касается жилья, то и здесь государство идет навстречу отдельным категориям военнослужащих, которые поступили на службу позже других или прослужили менее установленного срока. Так, основанием для бесплатной приватизации жилья или получения компенсации взамен бесплатной приватизации является срок выслуги 20 лет (в календарном исчислении). Кроме того, для тех, кто не имеет такого срока выслуги, к примеру, отслужил в армии более 10, но менее 20 лет, законодательство предусмотрело возможность обмена служебного жилья, не подлежащего приватизации, на другое жилье из фонда Министерства обороны по остаточной стоимости. Остаточная стоимость жилья в основном зависит от его места нахождения и года постройки. Причем, сроки выплаты остаточной стоимости законодательством не оговорены и позволяют уволенным в запас военнослужащим выплатить необходимую сумму и официально оформить жилье в собственность при наличии такой возможности.
Кроме того, не следует забывать, что в период прохождения службы государство в полной мере одинаково для всех выполняет свои обязательства: военнослужащие всегда обеспечиваются действующими социальными льготами: бесплатное медицинское обслуживание для всех членов семьи, служебное жилье, социальная страховка, полное сохранение денежного довольствия при нахождении в отпуске, на излечении, на учебе и т.д.
Вышеперечисленные льготы, предоставляемые военнослужащим, являются достаточно существенными, особенно в сравнении с другими категориями граждан страны, чья деятельность также важна в масштабе государства, но для которых не предусмотрены такие социальные гарантии. В их числе работники здравоохранения и образования (врачи, учителя), а также тяжелых производств (шахтеры, металлурги).
С 1 января 2018 года началась реализация новой модели обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей, а также лиц, уволенных с воинской службы. Указанные новшества предполагают четкое понимание каждым военнослужащим и должностными лицами государственных учреждений всего механизма действий и его последовательной реализации.
Внесенные изменения и дополнения в законодательство о жилищных отношениях предусматривают порядок осуществления жилищных выплат каждым государственным учреждением.
Данный порядок основан на нормах пункта 3 статьи 101-2 Закона РК
«О жилищных отношениях», предусматривающих осуществление жилищной выплаты государственным учреждением Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, в которых военнослужащий проходит воинскую службу, в месячный срок со дня их назначения.

В 2019 году:
Освоено порядка 72,2 млрд. тенге на жилищные выплаты, из них:
- обеспечено текущими жилищными выплатами 42084 военнослужащих;
- получили единовременные жилищные выплаты за период необеспеченности служебным жильем 2350 военнослужащих;
- получили денежную компенсацию взамен права безвозмездной приватизации служебного жилья 784 военнослужащих;
- получили денежную компенсацию 11 лиц, состоявших на воинской службе 20 лет и более и необеспеченных при увольнении служебным жильем, уволенных в период с 1 января 2013 года до 1 января 2018 года;
Кроме этого,
- приватизировано служебных жилищ – 520 квартир.

В текущем году планируется освоить порядка 65,1 млрд. тенге на жилищные выплаты, из них:
- текущие жилищные выплаты - 39678 военнослужащих;
- единовременные жилищные выплаты за период необеспеченности служебным жильем - 194 военнослужащих;
- денежная компенсация взамен права безвозмездной приватизации служебного жилья - 887 военнослужащих;
- денежная компенсация на лиц, состоявших на воинской службе 20 лет и более и необеспеченных при увольнении служебным жильем, уволенных в период с 1 января 2013 года до 1 января 2018 года - 78 человек;
- денежная компенсация лицам, состоявшим на воинской службе двадцать и более лет в календарном исчислении и проживающим в служебном жилище, которое не подлежит приватизации, в том числе вследствие его нахождения на территории закрытых и обособленных военных городков, пограничных застав и иных закрытых объектов, и уволенным с воинской службы до 1 января 2018 года по достижении предельного возраста состояния на воинской службе, по состоянию здоровья или в связи с сокращением штатов - 14 человек.;
Кроме этого,
- приобрели жилище по ипотечному кредитованию с 2018 года по сегодняшний день с использованием жилищных выплат 4008 военнослужащих по всей стране по ипотечной программе «Әскери баспана» АО «Жилстройсбербанка Казахстана»;
- осуществлен обмен жилищ с закрытых и обособленных военных городков на жилище подлежащее приватизации 248 лицами, уволенными с воинской службы (п.6-1 ст.55 Закона РК «О воинской службе и статусе военнослужащих») и продолжавших проживать на территории закрытых и обособленных военных городков.

В свою очередь, служебный жилищный фонд Вооруженных Сил состоит из 669 жилых домов на 12663 квартиры и 86 общежитий на 5143 комнаты. Итого 17806 квартир и комнат, в которых на сегодняшний день проживают военнослужащие ВС РК, а также лица, уволенные с воинской службы, имеющие право на приватизацию занимаемых квартир, либо обмен.
Учитывая постоянные обращения лиц, уволенных с воинской службы с выслугой более 10, но менее  20 лет, в разные инстанции с требованием о выплате им денежной компенсации, Министерством обороны рассматривался вопрос по лицам, состоявшим на воинской службе 10 лет и более, но менее 20 лет и проживающим в служебном жилье, не подлежащем приватизации. Депутатами Мажилиса Парламента по данному вопросу инициирована поправка в рамках рассматриваемого проекта Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам жилищно-коммунального хозяйства», предусматривающая уменьшение остаточной стоимости жилья подлежащего приватизации или выплаты денежной компенсации пропорционально выслуге лет. Для реализации данной поправки по предварительным расчетам потребуется дополнительно 8,9 млрд. тенге, для чего направлена заявка
в Министерство финансов. Однако, согласно заключению Правительства РК данная поправка не поддержана, ввиду сжатости срока рассмотрения законопроекта, и рекомендовано данные поправки рассмотреть в ближайших законопроектах.
Следует отметить, что лица указанной категории уже не являются военнослужащими, а относятся к гражданскому населению. Согласно ранее действовавшему Закону Республики Казахстан «О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей» (утратил силу 16.02.2012 Законом РК «О воинской службе и статусе военнослужащих») они должны были обеспечиваться жильем через местные исполнительные органы.
В целях разъяснения действующего законодательства и оказания помощи на местах Министерством обороны РК организована работа информационно-разъяснительной группы в гарнизонах. Так информационно-разъяснительной группой от Министерства обороны и Генерального штаба организована встреча с военнослужащими, уволенными из ВС РК Алматинского, Гвардейского, Капшагайского, Жетыгенского, Сарыозекского, Талдыкорганского и Жаркентского гарнизонов.
В ходе встречи были разъяснены положения действующего законодательства по обеспечению жильем (механизм обмена жилья) и вносимых изменениях, проводимой Министерством обороны работе по совершенствованию действующей нормативно-правовой базы, где акцентировано внимание на реализацию прав в рамках правового поля и действующего законодательства РК.
С момента введения данного права, из общего количества 742 лиц воспользовались правом обмена 248.
По оставшимся 494 лицам продолжается работа по обмену.
При этом, имеется нехватка необходимого количества служебного жилья, находящегося в крупных городах с развитой инфраструктурой.
Так, на официальном сайте Министерства обороны предлагается на обмен 207 служебных квартир в разных регионах страны. Наиболее привлекательным является жилье, расположенное в городах Нур-Султан, Алматы, Семей, Талдыкорган и Тараз.
Основным критерием для выплаты денежной компенсации военнослужащим и лицам, уволенным с воинской службы, является состояние на воинской службе 20 лет и более в календарном исчислении и проживание в закрытых и обособленных военных городках.

Пенсионное обеспечение
В рамках пенсионного обеспечения Министерством обороны РК были направлены в Министерство труда и социальной защиты РК предложения по внесению изменений и дополнений в Закон РК от 21 июня 2013 года «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (далее - Закон):
1) Для решения вопроса военнослужащих, впервые призванные на службу после 1 января 1998 года и уволенных до 1 января 2016 года, пенсии за выслугу лет, которых были назначены после возврата 50% от сумм обязательных пенсионных взносов (с задержкой на 6-8 месяцев), а не с 1 января 2016 года, а также без учета ежегодных повышений их размеров с момента увольнения со службы до 2016 года было предложено:
- пенсионные выплаты за выслугу лет назначить с 1 января 2016 года, с учетом повышений, произведенных в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан».
2) Для назначения пенсии в полном объеме лицам, прибывшим на постоянное место жительства в Республику Казахстан из государств - участников Содружества Независимых Государств, не участвовавшим в накопительной пенсионной системе, было предложено:
- пенсионные выплаты за выслугу лет, назначенные до 1 января 2016 года в неполном объеме лицам, прибывшим на постоянное место жительства в Республику Казахстан из государств-участников Содружества Независимых Государств перерасчитать с учетом их доведения до полного объема со дня обращения за перерасчетом».

Медицинское обеспечение военнослужащих
Оно организовано в соответствии со статьей 44 Закона Республики Казахстан «О воинской службе и статусе военнослужащих».
Медицинское обеспечение военнослужащих в военно-медицинских учреждениях (организациях, подразделениях) осуществляется за счет бюджетных средств.
При отсутствии по месту прохождения воинской службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений (организаций, подразделений) или соответствующих отделений в них, специалистов либо специального оборудования по медицинским показаниям медицинская помощь военнослужащим оказывается субъектами здравоохранения:
1) в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»;
2) в системе обязательного социального медицинского страхования в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании».
Для медицинского обеспечения прикрепленного контингента медицинская служба Вооруженных Сил Республики Казахстан располагает сетью военно-медицинских учреждений (9 военных госпиталей, 4 военных лазарета, 3 военные поликлиники, 3- учреждения хранения медицинского имущества и техники, 2 санитарно-эпидемиологических учреждения с филиалами, 1 военно-экспертное и 1 образовательное учреждение), а также медицинскими подразделениями воинских частей и учреждений (14 -медицинских рот и 123 медицинских пункта).
Штатный коечный фонд военно-медицинских учреждений составляет 1050 коек. В условиях военно-медицинских учреждений ежегодно стационарное лечение получают в среднем около 21 тысячи пациентов.
В Республике Казахстан в целях обеспечения права граждан на медицинскую помощь внедрена государственная система обязательного социального медицинского страхования.  
Медицинские организации Министерства обороны Республики Казахстан будут принимать участие в системе обязательного социального медицинского страхования. Военными госпиталями и лазаретами будут заключаться договора с Фондом обязательного социального медицинского страхования для возмещения затрат за оказание медицинской помощи всем категориям обслуживаемого контингента за исключением военнослужащих.
Денежные средства, полученные от Фонда платных услуг, будут направляться на развитие военной медицины (приобретение медицинского оборудования, обучение медицинского персонала, стимулирование и т.д.).
В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании» военнослужащие от уплаты взносов в Фонд освобождены, при этом являются застрахованными в системе ОСМС, и объем медицинской помощи в рамках ГОБМП и в системе ОСМС будет оказываться бесплатно.

Санаторно-курортное лечение
В соответствии с действующим законодательством в ВС РК совершенствуется система санаторно-курортного лечения военнослужащих и ветеранов Вооруженных Сил.  
Изучив климатогеографические особенности размещения санаторно-курортных организаций на территории Республики организована работа по приобретению услуг санаторно-курортного лечения (лечебно-оздоровительного отдыха) по четырем регионам.
Ежегодно для приобретения услуг санаторно-курортного лечения выделяется 120 млн. тенге.
За счет средств МО РК лечение получают более 1000 военнослужащих и пенсионеров МО РК. Так, в 2017 году приобретено 1517 путевок (военнослужащие – 1302, пенсионеры МО -  215), в 2018 году – 1000 (военнослужащие – 493, пенсионеры МО -  507), в 2019 году – 1338 путевок (военнослужащие – 998, пенсионеры МО -  340), на 2020 год запланировано приобретение 1096 путевок.
Таким образом медицинское обеспечение военнослужащих осуществляется в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и в системе обязательного социального медицинского страхования в полном объеме за счет государства.
В целом социальное обеспечение военнослужащих соответствует реалиям времени.


Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента