Как военнослужащему защитить свои трудовые права?

Конституцией Республики Казахстан гарантировано право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии, а также на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы.

Помимо Конституции, указанное право военнослужащих закреплено Общевоинскими уставами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан. 

В свою очередь, защита трудовых прав военнослужащих реализуется различными способами, как в индивидуальном, так и в коллективном порядке. Как в организации, в которой трудится работник, так и в суде.

Что касается организаций, то в них, согласно Трудовому кодексу Республики Казахстан, создаются согласительные комиссии, рассматривающие индивидуальные споры. По неурегулированным вопросам индивидуальных споров их разрешение осуществляется в суде.

Порядок разрешения коллективных споров несколько отличается.

В первую очередь, такой категории споры рассматриваются работодателем или объединением работодателей, при невозможности разрешения – в примирительной комиссии, при недостижении соглашения в ней – трудовым арбитражем, по вопросам, неурегулированным им, – судами.

В армейских коллективах практикуется обращение к командованию, а в отдельных случаях напрямую в органы военной прокуратуры, которые рассматривают заявления военнослужащих и при выявлении нарушений законности принимают необходимые меры прокурорского реагирования.

При этом органы военной прокуратуры, осуществляя соответствующий надзор, являются гарантом защиты трудовых прав, способствуя тем самым развитию правового государства.

К примеру, в августе этого года Главной военной прокуратурой рассмотрено обращение А. о неправомерных действиях должностных лиц одной из воинских частей, выразившихся в нарушении гарантированных законом социальных и трудовых прав.

Установлено, что вопреки требованиям законодательства А. не оказывалась материальная помощь на оздоровление, при этом, поданный им рапорт рассмотрен ненадлежащим образом. Заявитель проходил воинскую службу в воинской части в Кызылорде.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье» территория города Кызылорда отнесена к зоне экологического кризиса.

Гражданам, пострадавшим в результате Аральской экологической катастрофы, гарантирована социальная защита в виде материальной помощи на оздоровление в размере месячной тарифной ставки или должностного оклада сверх действующих выплат одновременно с предоставлением ежегодного трудового отпуска.

За время прохождения воинской службы А. трудовой отпуск предоставлялся трижды (с 2013-2015 годы) с выплатой пособия на оздоровление в размере двух должностных окладов, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О воинской службе и статусе военнослужащих».

Предусмотренная же Законом Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье» материальная помощь не оказывалась.

По результатам рассмотрения обращения Главной военной прокуратурой в воинскую часть внесено представление об устранении нарушений законности. Права А. защищены.

Возвращаясь к теме разрешения трудовых споров, хотелось бы отметить, что приведенный в качестве примера индивидуальный спор мог быть разрешен согласительной комиссией, действующей в воинской части в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом.

Заявление, поступившее в согласительную комиссию, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией в день подачи, а сам спор рассматривается в присутствии заявителя и (или) уполномоченного им представителя в пределах делегированных ему полномочий в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

Срок рассмотрения спора составляет 15 рабочих дней со дня регистрации заявления. По результатам разрешения спора согласительная комиссия в трехдневный срок со дня принятия решения выдает сторонам его копии.

Такое решение подлежит исполнению в установленный комиссией срок, за исключением спора о восстановлении на службе, а в случае неисполнения, военнослужащий или руководитель воинской части вправе обратиться в суд.

В целом, военнослужащие имеют возможность разрешить индивидуальные или коллективные споры на досудебной стадии посредством действующих согласительных или примирительных комиссий, путем обращения в органы прокуратуры или уполномоченного органа по инспекции труда, а также в судебном порядке.

При этом право выбора разрешения трудовых споров остается за работником.

 

Майор юстиции Ермек Шалбаев,

военный прокурор Управления Главной военной прокуратуры 


Cвязанные новости:
Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента