Военной прокуратуре Казахстана - 30 лет!

История военной прокуратуры Казахстана начинает свой отсчет не с объявления независимости в 1991 году, а уходит корнями гораздо глубже.

Историю военной прокуратуры нашей страны можно разделить на 4 этапа:

Первый этап - это довоенный период, до 1941 года, второй этап – военный и послевоенный периоды, третий этап - это образование военной прокуратуры Среднеазиатского военного округа и четвертый этап начался с момента обретения страной независимости и до настоящего времени.

Если смотреть от истоков, то 4 июня 1926 года приказом Революционного Военного Совета был образован Среднеазиатский военный округ на территории Узбекской и Туркменской советских социалистических республик, Киргизской, Таджикской и Казахской автономных советских социалистических республик.

В 1933 году для обеспечения надзорной деятельности за законностью и правопорядком в частях Рабоче-Крестьянской Красной Армии на территории Казахстана была создана и военная прокуратура Алма-Атинского гарнизона.

В целом, следует отметить, что все периоды, подлежащие изучению, характеризуются крайне скудными документальными данными, что связано с централизацией подчинения органов прокуратуры и сосредоточением архивных материалов в российских фондах. При содействии наших коллег из Главной военной прокуратуры Российской Федерации все же удалось получить копии части архивных материалов.

Но о довоенном периоде нам известно весьма и весьма мало.

Второй этап. Следует отметить, что, за небольшим исключением, вся территория Казахстана в составе СССР представляла из себя тыловую зону, и все усилия направлялись на обеспечение нужд фронта.

В военные годы на территории округа формировалось и убывало на действующий фронт большое количество частей и соединений, в том числе и знаменитая панфиловская дивизия. Вместе с тем, определенной структуры военных прокуратур как таковой не имелось.

В те годы транспортные прокуратуры, действовавшие на территории Казахстана, были преобразованы в военные транспортные прокуратуры.

Непосредственно к зоне обслуживания военных прокуратур железнодорожного транспорта Казахстана относились 8 участков – Чарский, Аягузский, Матайский, Алма-Атинский, Чуйский, Джамбульский, Чимкентский и Пишпекский. На каждом участке находились по два сотрудника – военный прокурор участка и военный следователь военной прокуратуры.

Из документов военных лет видно, что территориальные прокуратуры и органы милиции расследовали дела военного времени и направляли их для рассмотрения в военные трибуналы. При этом, в силу военного положения трибуналы железных дорог и войск НКВД рассматривали дела не только в отношении военнослужащих, но и нарушителей общественного порядка, организационной и исполнительской дисциплины, работников тыла и других гражданских лиц, совершивших преступления.

В послевоенное время постепенно проводилась реорганизация надзорных органов, военные прокуратуры на транспорте переводились обратно в статус транспортных прокуратур с одновременным образованием новых военных прокуратур. С 1945 по 1969 годы военные прокуратуры на территории Казахской ССР действовали в составе Туркестанского военного округа, с подчинением окружной военной прокуратуре, находившейся в Ташкенте (Узбекская ССР).

На третьем этапе, уже в 1967 году, была образована военная прокуратура воинской части 63576. В системе Главной военной прокуратуры СССР оперативно она также подчинялась военной прокуратуре Туркестанского военного округа, находившейся в Ташкенте.

В ее состав вошли военные прокуратуры Алматинского, Душанбинского, Фрунзенского, Эмбинского, Державинского и Жангиз-тобинского гарнизонов.

Летом 1969 года принятыми стратегическими решениями руководства Советского Союза, в силу военно-политических причин и обострения международной обстановки, с целью укрепления восточных и южных границ, был заново воссоздан Среднеазиатский военный округ. В этой связи военная прокуратура в/части 63576 была преобразована в военную прокуратуру Среднеазиатского военного округа.

Через месяц после образования нового военного округа, 25 июля 1969 года, военным прокурором САВО издается приказ по окружной военной прокуратуре за №1.

С учетом сложной внешнеполитической обстановки и обострением угроз пограничных конфликтов в конце 60-ых и в начале 70-ых годов советским правительством планомерно наращивалась военная группировка сил, дислоцированных в Среднеазиатском военном округе. Развертывались воинские части и соединения, переводились в Казахстан к местам новой дислокации ракетные стратегические войска и дальняя авиация. С ростом военной группировки возникала необходимость в создании новых военных прокуратур для обеспечения надзорной деятельности в гарнизонах.

Так, с начала 70-ых годов появились военные прокуратуры Карагандинского, Шымкентского, Талдыкорганского, Усть-Каменогорского и Семипалатинского гарнизонов. Их формирование и комплектование сопровождались рядом организационных трудностей и проблем, которые, впрочем, с успехом решались и преодолевались руководством окружной военной прокуратуры. Передислокации и размещению войск предшествовало развертывание военно-строительных отрядов, которые зачастую не отличались строгостью воинской дисциплины и законопослушностью.

Ежегодно на период проведения уборки урожая и оказания помощи сельскому хозяйству формировались временные военные прокуратуры Целиноградского, Кустанайского и Петропавловского гарнизонов. Они обслуживали автомобильные батальоны и другие воинские части, которые в больших количествах находились на целине в летние и осенние месяцы. На должности военных прокуроров и их заместителей, как правило, назначались сотрудники окружного аппарата, а помощники военных прокуроров, военные следователи и дознаватели комплектовались за счет прикомандированных из военных прокуратур и воинских частей других советских республик.

Первый военный прокурор независимого Казахстана Марат Бизаулович Мукашев начинал свою служебную деятельность в 1971 году с должности военного следователя военной прокуратуры Алма-Атинского гарнизона.

Более 25 лет М.Б. Мукашев отдал военной прокуратуре, служил в самых разных гарнизонах, в том числе и на Камчатке. Но уже в самом начале своего славного пути Марат Бизаулович отличался профессионализмом, вдумчивым отношением к делу, умелым использованием научно-технических средств и грамотным планированием расследования уголовных дел.

Среди приказов и документов 1970-ых годов можно обнаружить и упоминания о назначениях на различные должности и других заслуженных ветеранов органов военной прокуратуры Казахстана – Александра Николаевича Калюпы, в будущем заместителя военного прокурора округа, военного прокурора армии, Адильхана Быкыбаевича Шегирова, начинавшего службу в Державинском гарнизоне, Нургали Молдагалиевича Медетбаева, впоследствии бывшего военным прокурором Алматинского гарнизона, и многих других. Впоследствии они занимали более высокие должности, продвигались по службе и оставили яркий след в истории военной прокуратуры, являясь примерами истинного беззаветного и добросовестного служения народу и государству на страже законности.

В декабре 1979 года политическим руководством Советского Союза было принято решение о вводе ограниченного контингента советских войск в Демократическую Республику Афганистан (ОКСВА). Это сказалось и на деятельности военных прокуратур, входящих в состав Краснознаменного Среднеазиатского военного округа. Хотя основная тяжесть легла на Краснознаменный Туркестанский военный округ, часть воинских частей и соединений КСАВО также вошли в состав ОКСВА. Вместе с ними выдвинулись на южную границу и обслуживающие их офицеры военной прокуратуры.

К сожалению, казахстанские архивы не сохранили списки тех офицеров военных прокуратур, которым пришлось обеспечивать надзор за законностью в войсках в этой «горячей точке».

В рядах военной прокуратуры уже независимого Казахстана проходили службу воины-интернационалисты, исполнившие свой воинский долг в рядах Советской Армии, такие как Т.М. Бегаев, М.С. Омаров, Д.Л. Темирбеков, А.Б. Балыкбаев, Б.К. Сулейменов. Они с честью вынесли всю тяжесть выпавших на их долю испытаний и невзгод и достойно служили затем в органах военной прокуратуры и других органах правоохранительной системы.

Между тем, подготовка и комплектование личного состава органов военной прокуратуры по-прежнему продолжалось, в основном, за счет выпускников Военного института Министерства обороны СССР (город Москва).

В меньшей степени кадры пополнялись выпускниками ведущих юридических вузов, с присвоением первого офицерского воинского звания «лейтенант» по окончании военной кафедры. Практиковались частые переводы и назначения к новому месту службы. Подробно свой личный опыт службы в одном из самых отдаленных краев Советского Союза, на Камчатке, в этом плане описал в своих очерках М.Б. Мукашев. Такая бытовавшая практика, а также отсутствие соответствующих военных учебных заведений на территории Казахской ССР по подготовке и выпуску военных юристов приводили к тому, что в национальном составе органов военной прокуратуры число военных следователей и прокуроров-казахов было весьма незначительным.

В последующем эти обстоятельства негативно сказались на деятельности органов военной прокуратуры после массовых увольнений или переводов офицеров в Россию, Украину, Белоруссию, другие страны СНГ.

Вместе с тем, профессиональный уровень сотрудников органов военной прокуратуры был весьма высок, что обуславливалось как качественной подготовкой будущих военных юристов в учебных заведениях, так и постоянным повышением квалификации действующих сотрудников в самых различных формах.

Нельзя не отдать должное многолетнему Главному военному прокурору СССР генерал-полковнику юстиции А.Г. Горному, благодаря которому военная прокуратура во многом сложилась как правоохранительная структура. Он принимал самое активное участие в совершенствовании форм и методов работы органов военной прокуратуры, оптимизации ее структуры.

В 1966 году именно его усилиями было преодолено сопротивление руководства Министерства обороны и принято первое в законодательстве СССР Положение о военной прокуратуре. В нем впервые и полно раскрывались полномочия военных прокуроров, их статус и роль в укреплении правопорядка в Вооруженных Силах, обязательность рассмотрения и исполнения представлений об устранении нарушений законов военным командованием и органами военного управления.

Также на командование возлагалась обязанность обеспечивать органы военной прокуратуры помещениями, транспортом, связью. С принятием Положения существенно усилилась независимость органов военной прокуратуры от командования, была упорядочена их деятельность по надзору за законностью и правопорядком в войсках.

Четвертый этап

С объявлением Независимости 16 декабря 1991 года начался новый, четвертый этап истории казахстанских военных прокуратур.

Основной датой образования казахстанских органов военной прокуратуры принято считать 17 февраля 1992 года, когда в структуре Генеральной прокуратуры было создано Управление военных прокуратур. Данное Управление впоследствии было преобразовано в Главную военную прокуратуру.

Начальником Управления военных прокуратур с полномочиями Военного прокурора Республики Казахстан стал полковник юстиции Марат Бизаулович Мукашев. Были утверждены структура и штаты органов военной прокуратуры.

В том же году Главным военным прокурором стал известный казахстанский государственный деятель генерал-лейтенант юстиции Юрий Александрович Хитрин, впоследствии Генеральный прокурор (1997-2000 г.г.), Председатель Конституционного Совета Республики Казахстан (2000-2004 г.г.).

Смена уклада и государственного строя в первые годы независимости негативно отразились на общем положении дел в стране в целом. Не обошли эти проблемы стороной и армию. Сложная криминогенная обстановка отличалась резким всплеском нарушений прав и свобод военнослужащих, ростом преступности, совершением не только воинских, но и общеуголовных преступлений. Не способствовал наведению порядка и отток военно-прокурорских кадров в страны постсоветского пространства.

В этих условиях необходимо было принимать решительные меры. Первым Президентом Республики Казахстан было проведено специальное совещание по вопросам укрепления законности и правопорядка в Вооруженных Силах. По итогам совещания 11 июня 1992 года Глава государства подписал Постановление о военных судах и органах военной прокуратуры Республики Казахстан за № 802. В соответствии с этим Постановлением из запаса сроком на 2 года в органы военной прокуратуры были призваны 100 военнообязанных, имеющих высшее юридическое образование. Впоследствии большинство из них остались на службе и составили профессиональный костяк военной прокуратуры.

Из той первой сотни военных юристов, призванных в органы военной прокуратуры, до сих пор в строю и проходит дальнейшую службу полковник юстиции Ермек Есенгельдиевич Жанатаев, начинавший службу следователем военной прокуратуры, ныне военный прокурор Павлодарского гарнизона.

До 2018 года служили в органах военной прокуратуры выпускники Московского Военного института Министерства обороны полковники юстиции Кайрат Алдангорович Сарсембаев и Аскер Эльдарович Алиев, также начинавшие службу в 1990-1991 годах.

Среди ветеранов органов военной прокуратуры, стоявших у истоков ее образования, полковники юстиции Болат Алдабергенович Тазабеков, Асхат Амангельдиевич Казиев, Марат Сергазиевич Жаксыбаев, братья Анатолий и Владимир Александровичи Рымзины. От лейтенантских погон до звания «полковник юстиции» на ответственных должностях служили Даулет Оразбаевич Бекенов, Тимур Дауысбекович Кундакбаев, Марат Акынович Оспанов, Жанья Хайруловна Алимова, Нуржан Малькенярович Нурахметов и многие другие.

Большой вклад в укрепление материально-технической оснащенности и обеспечения органов военной прокуратуры внес полковник в отставке, опытный тыловик Джуракул Раджабович Ходжаев. Вместе со своей супругой, Ниной Ивановной, заведующей секретной частью Главной военной прокуратуры, многие годы он работал и отдавал все свои силы на этом посту.

В середине и во второй половине 1990-ых годов пришли молодыми специалистами на должности помощников военных прокуроров гарнизонов и продолжают служить уже в званиях полковников юстиции Данияр Бегдаирович Джумадилов, Даурен Болатович Жумагулов, Турали Бакирович Бакиров, Серик Байболатович Тореханов, Талгат Сапарбекович Бекбергенов, Галымжан Тулеевич Маханбетов, Алтынбай Ермекбаевич Раев, Жанболат Амантаевич Аекенов.

Практически все они занимают сейчас или занимали должности военных прокуроров гарнизонов, бережно хранят и передают молодым офицерам славные традиции органов военной прокуратуры Казахстана, являются для них примером образцовой службы, достойно выполняют свои служебные обязанности на благо страны.

Дальнейшее развитие органов военной прокуратуры напрямую было связано со строительством военной организации государства, в тесной привязке к принимаемым военным доктринам.

Были образованы военные прокуратуры Акмолинского, Актауского, Капшагайского, Костанайского, Сарыозекского и Уральского гарнизонов, а также военная прокуратура Внутренних войск, расформированы и упразднены военные прокуратуры Державинского, Эмбинского, Экибастузского, Байконурского гарнизонов.

По состоянию на 2000 год Главная военная прокуратура состояла из центрального аппарата, военной прокуратуры Внутренних войск, военной прокуратуры Пограничных войск, а также 16 гарнизонных военных прокуратур, личный состав которых полностью справлялся с возложенными на него задачами и функциями.

По своему статусу Главный военный прокурор, возглавляя всю систему органов военной прокуратуры, одновременно являлся заместителем Генерального Прокурора Республики Казахстан.

В связи с образованием военных округов военные прокуратуры гарнизонов при округах были преобразованы в соответствующие военные прокуратуры Южного, Восточного, Центрального и Западного военных округов. Кроме того, за счет упразднения военной прокуратуры Внутренних войск была создана военная прокуратура Атырауского гарнизона (в дальнейшем она была переименована в военную прокуратуру Западного региона). В 2003 году военные округа были реорганизованы в региональные командования Сухопутных войск под названиями «Астана», «Восток», «Запад» и «Юг», что также привело к переименованию военных прокуратур военных округов в военные прокуратуры Центрального, Восточного, Западного и Южного регионов. В том же году были созданы военные прокуратуры Кызылординского и Петропавловского гарнизонов.

7 января 2005 года с принятием Закона «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан» военная прокуратура обрела статус воинского формирования. Это стало результатом долгой кропотливой работы аппарата Главной военной прокуратуры, идущего в ногу с военными реформами в стране.

В целях улучшения эффективности надзорной деятельности в 2008 году была создана военная прокуратура Приозерского гарнизона, и в 2009 году были образованы военные прокуратуры Павлодарского и Сарыагашского гарнизонов.

Так система органов военной прокуратуры приобрела современный вид, в котором она существует и поныне, то есть, аппарат Главной военной прокуратуры, 4 региональных и 18 гарнизонных военных прокуратур.

С 1997 по 1999 годы Главным военным прокурором являлся генерал-полковник юстиции Жармахан Айтбаевич Туякбаев, с 1999 по 2001 годы – генерал-майор юстиции Абдукадыр Каримович Карим. С 2001 по 2009 годы Главную военную прокуратуру возглавлял генерал-лейтенант юстиции Айтмухамет Айтказинович Толеуханов. С 2009 по 2018 годы – генерал-лейтенант юстиции Ергали Серикбаевич Мерзадинов.

С июля 2018 года Главным военным прокурором назначен генерал-лейтенант юстиции, Почетный работник прокуратуры, кандидат юридических наук Дастан Шаймерденович Сартаев.

Специфика надзорной деятельности в военной сфере отличается и особенностями прохождения воинской службы. По статусу органы военной прокуратуры являются воинским формированием. Поэтому одним из основных требований к кандидатам на службу в рядах военных прокуроров, помимо юридического образования, является наличие базовых знаний о военном деле, представление о процессах и взаимоотношениях в сложном воинском механизме, готовность честно и преданно исполнять свои обязанности в любой точке Казахстана.

Но проблема подготовки военных юристов и кадровое наполнение до сих пор не решена окончательно. Вместе с тем, принимаются определенные меры.

За последние 7 лет почти половина личного состава органов военной прокуратуры прошла краткосрочные курсы специальной подготовки в военных институтах Сухопутных войск, Национальной гвардии и Академии Пограничной службы. Успешно завершили обучение в магистратуре и докторантуре Национального университета обороны имени Елбасы 12 сотрудников. На постоянной и системной основе проводятся огневые и строевые занятия, изучаются общевоинские уставы, строго соблюдается воинская и служебная дисциплина. Каждый сотрудник умело владеет табельным оружием, имеет глубокие юридические и военные познания, подает пример профессионализма другим военнослужащим. Ежегодно не менее трети личного состава повышает свою квалификацию на курсах и семинарах Академии правоохранительных органов.

Сегодня органы военной прокуратуры – это развитая надзорная структура, обладающая высокопрофессиональным кадровым потенциалом, способная обеспечить законность и правопорядок в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан.

 

Главная военная прокуратура



Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"