Военной прокуратуре Казахстана – 30 лет!

В этом году военная прокуратура Казахстана отмечает свое 30-летие. Долгий путь развития и история военной прокуратуры берут свое начало еще со времен нахождения Казахстана в составе Советского Союза.
Военная прокуратура осуществляла контрольно-надзорные функции в отношении воинских частей, дислоцированных на территории нашей страны, в том числе Туркестанского и Среднеазиатского военного округа.
Отсчет отечественного периода начинается с 17 февраля 1992 года, когда в Генеральной прокуратуре было создано Управление военных прокуратур, впоследствии преобразованное в Главную военную прокуратуру. С этого момента органы военной прокуратуры стали одним из ключевых элементов отечественной правоохранительной системы.
Сегодня военные прокуроры совместно с командованием проводят большую работу по поддержанию законности и правопорядка в войсках.
Укрепляется воинская дисциплина, налажена системная работа по профилактике правонарушений и защите законных прав военнослужащих.
Усовершенствованы формы и методы работы военных прокуроров, усилены надзорные функции, установлено международное сотрудничество.
Этих результатов удалось добиться, в том числе благодаря постоянному совершенствованию организации работы военной прокуратуры, которая поступательно развивается, применяются новаторские идеи и креативные решения для улучшения качества надзорной работы.
О деятельности военной прокуратуры, ее результатах, проблемах и дальнейшем развитии мы поговорим с Главным военным прокурором генерал-лейтенантом Дастаном Сартаевым.

- Уважаемый Дастан Шаймерденович, Вы прошли большой профессиональный путь, возглавляли прокуратуры нескольких областей, уже более трех лет являетесь Главным военным прокурором, что сегодня Вы можете рассказать нашим читателям о роли прокуратуры в сфере военной безопасности?  

- Да, действительно, являясь неотъемлемой частью органов прокуратуры Республики Казахстан, военная прокуратура выполняет важнейшие задачи, направленные на обеспечение военной безопасности государства и обороноспособности армии. Здесь основные инструменты - это профилактика и превентивные меры. Ведь лучше предупредить болезнь, чем лечить ее.

Главными ориентирами стали принципы «слышащего государства» и «нулевой терпимости» к любым правонарушениям. Для этого нами налажен качественный мониторинг и анализ происходящих в армейских рядах процессов. Совместная работа с командованием военных ведомств стала организованной, слаженной и предметной. Используем системный подход.

Главной военной прокуратурой с 2010 года инициирован и реализован ряд программных документов. Это трехлетние программы профилактики правонарушений. Предметные программы «Наркомании не место в армии», «Год правовой культуры в армии», «В армии нет места преступности» и другие. Это позволило сократить число многих воинских преступлений.

Практически сведено к нулю самовольное оставление мест службы, минимизированы неуставные взаимоотношения.

Для борьбы с преступлениями повсеместно внедрены видеонаблюдение, телефоны доверия, анонимное анкетирование, внезапные телесные осмотры, выездные судебные процессы, «час прокурора», принятие обязательств.

На основании анализа и условий, которые созданы в нашей стране, сейчас нами продолжается превентивная работа на 3 года. В этой связи, совместно с военными ведомствами разработана Программа профилактики правонарушений в войсках на 2022-2024 годы с акцентом на повышение воинской дисциплины и правовой культуры.

 

- Мы знаем, что немалую роль в профилактике правонарушений играет система военно-патриотического воспитания молодежи. Какая работа проводится в данном направлении? Какой вклад вносят прокуроры в эту работу?

- На сегодняшний день в стране создан республиканский штаб юнармейских объединений, объединивший и скоординировавший работу военно-патриотических, спортивных, поисковых, исторических и технических клубов. Координатором этой работы является Министерство обороны, которое на высоком уровне решает поставленные задачи.

Оборонное ведомство в тесном взаимодействии с местными исполнительными органами, культурными центрами, ветеранскими организациями планирует и проводит активную военно-патриотическую работу. Она ведется не только с военнослужащими, но и с допризывной молодежью.

Важным событием стало открытие в 2015 году Национального военно-патриотического центра, который стал открытой площадкой для обсуждения вопросов по развитию военно-патриотического воспитания молодежи.

Кроме того, в НВПЦ Военно-исторический музей, который способствует приобщению молодых граждан путем к культуре и быту кочевой нации, изучению и пропаганде военной истории государства, боевых традиций и ритуалов. Посетители музея имеют возможность подробно узнать исторические этапы становления и развития современной армии Казахстана.

Стоит отметить, что в Военно-историческом музее Национального военно-патриотического центра размещена экспозиция военной прокуратуры, а в Национальном университете обороны создан тематический класс ГВП.

По инициативе Елбасы в 2018 году открылось детско-юношеское военно-патриотическое движение «Жас Сарбаз». В данный момент количество военно-патриотических клубов благодаря работе «Жас Сарбаз» достигло более 7 000, количество вовлеченной молодежи превысило 215 тысяч. Эти цифры из года в год растут, что свидетельствует об эффективности и целесообразности их деятельности.

Стали традиционными республиканские военно-патриотические сборы молодежи «Айбын». В сборе участвуют ежегодно более двух тысяч военно-патриотических клубов, а также более 55 тысяч детей. Во время данного сбора дети показывают свои навыки, умения в соревнованиях, в робототехнике и других мероприятиях.

В числе проводимых оборонным ведомством страны мероприятий стоит отметить и ежегодно проводимый фестиваль военно-патриотической песни «Сарбаз сахнасы» и «Жас сарбаз».

Важную роль в военно-патриотическом воспитании молодежи играют ветераны. Своим опытом они делятся с военнослужащими и подрастающим поколением. К примеру, проводятся уроки мужества, в ходе которых ветераны рассказами о своей службе повышают интерес юных казахстанцев к службе в армии и вдохновляют их выбрать в будущем военную стезю.

С 2017 года действует меморандум о сотрудничестве в вопросах совершенствования военно-патриотической работы, подписанный государственными органами и общественными организациями.

Стоит отметить, что военная прокуратура была одним из инициаторов нового импульса в развитии военно-патриотического движения в стране. И сегодня военные прокуроры со своей стороны оказывают всяческое содействие проводимой военно-патриотической работе.

 

- Расскажите о мерах по совершенствованию работы в вопросах призыва на воинскую службу.

- По результатам надзорной практики выработан ряд инициатив по совершенствованию призывной работы. Они поддержаны Главой государства и поэтапно реализуются.

В рамках государственной программы «Цифровой Казахстан» проводится цифровизация воинского учета и мобилизационных ресурсов.

Интегрируются информационные системы оборонного ведомства, органов внутренних дел, здравоохранения и других госорганов, что решит проблему уклонения граждан от воинского учета.

В военкоматах открыты кабинеты изучения призывников, оснащенные системами видео- и аудиофиксации.

В состав областных медицинских комиссий введен врач-нарколог, а призывных комиссий – представители общественных организаций, осуществляется видеофиксация хода заседания мандатной комиссии.

Проводится обязательное наркотестирование граждан, призванных на срочную воинскую службу. Решены вопросы по обеспечению медицинских комиссий инструментарием и оборудованием, а также комплектованию высококвалифицированными специалистами.

Установлены законодательные гарантии сохранения для призывников и военнообязанных места работы на весь период прохождения срочной воинской службы и воинских сборов.

Активная совместная с Министерством обороны работа в этом направлении продолжается.

 

- Одним из основных индикаторов правопорядка является уровень коррупции. Какие меры принимаются военными прокурорами по ее искоренению?

- Наиболее коррупциогенными сферами остаются госзакупки и охрана Государственной границы.

При осуществлении закупок незаконно меняются способы закупок, завышаются цены на военную продукцию либо поставляются некачественные товары, не обеспечивается неотвратимость наказаний для недобросовестных поставщиков.

Как показывают проверки в ряде случаев заявки потенциальных поставщиков, предлагающих более выгодные условия, необоснованно отклоняются, а победителями конкурсов признаются лица, не соответствующие квалификационным требованиям.

Участились факты, когда к участию в конкурсе по одному лоту привлекаются аффилированные между собой лица, одно из которых становится победителем.

Нарушения при проведении конкурсов усугубляются игнорированием требований законов на стадии заключения и исполнения договоров.

Серьезной проблемой остается неверное составление договоров, нечеткое указание характеристик. Указанные просчеты в последующем дают основания на поставку бывшего в употреблении имущества либо с гораздо худшими свойствами и техническими данными.

В этом направлении мерами реагирования активизирована работа уполномоченных органов, в том числе государственного и ведомственного аудита, повышена ответственность заказчиков за законность использования бюджетных средств.

На Государственной границе основной проблемой наряду с нечистоплотностью самих пограничников остается оснащенность современными специальными средствами контроля.

К примеру, сейчас добиваемся окончательного решения вопроса по нагрудным видеорегистраторам, которые бы позволяли отслеживать действия пограничных нарядов при выполнении ими своих обязанностей и исключить противоправные действия, как со стороны пограничников, так и по отношению к ним.

Также, видим необходимым оснастить пункты пропуска современными автоматическими средствами распознавания лиц, имеющих ограничение на въезд и выезд из страны.

Такой опыт у нашей страны имеется при проведении выставки «Expo-2017». Это исключает так называемый «человеческий фактор» для незаконного пересечения границы.   

Сухопутная граница нашей страны составляет свыше 13 тысяч километров и не везде имеется возможность обеспечить её физическое прикрытие. Этим пользуются контрабандисты.

В таких условиях наиболее эффективным является широкое использование современных средств контроля как видеонаблюдение и беспилотные летательные аппараты, что было предложено руководству Пограничной службы на заседании Координационного совета.

Деятельность военной прокуратуры также нацелена на усиление работы по недопущению хищений военного имущества, пресечению фактов неуставных отношений и чистоте собственных рядов. Данное направление является стратегически важным, поскольку от состояния законности зависят военная безопасность и обороноспособность государства.

 

- Каким образом решаются острые вопросы в сфере социальной защиты военнослужащих и членов их семей?

- Социальная сфера в армии всегда находится в приоритете для государства в целом и органов военной прокуратуры в частности. Именно военнослужащие имеют в обществе наибольшую стабильность, и условия их жизни улучшаются с каждым годом.

Свидетельством тому является поддержанное Главой государства поэтапное трехлетнее повышение окладов для военнослужащих до 65 %.

Решаются задачи по обеспечению детей военнослужащих местами в дошкольных учреждениях, а также по трудоустройству членов их семей.

С 1 января 2018 года военнослужащие переведены на систему обеспечения жильем посредством осуществления жилищных выплат. Был тщательно изучен международный и отечественный опыт, что в итоге позволило разработать и принять данную модель обеспечения военнослужащих жильем.

В новой системе за военнослужащими сохраняется право на получение служебного жилья с дальнейшей его приватизацией или на получение денежной компенсации взамен права безвозмездной приватизации служебного жилья, не подлежащего приватизации.

При этом, в реализации жилищных прав военнослужащих по новой модели активно участвуют банки второго уровня, через которые проходят вышеуказанные выплаты, что гарантирует использование выделенных средств на обеспечение военнослужащих жильем.

Существующий механизм, помимо обеспечения военнослужащих жильем, положительно влияет на вопросы демографического роста и планирования семьи.

Военные пенсионеры, проживающие в закрытых и обособленных военных городках, также не остались без внимания. При тесном взаимодействии с военными прокурорами, принят механизм по обмену, не подлежащего приватизации служебного жилья в закрытых военных городках, на другое имеющееся в фонде военных ведомств жилье с правом его приватизации.

 

- Дастан Шаймерденович, не каждый в нашей стране знает специфику военной прокуратуры, как в этом плане строится имиджевая работа, вопросы международного сотрудничества?

- В эпоху цифровизации основной площадкой для информирования населения стали интернет-ресурсы. В этой связи, Главная военная прокуратура активно использует свои странички на портале eGov и соцсети «Facebook», где размещаются новости из жизни военной прокуратуры.

Укрепили связь со СМИ, плодотворно работаем с общественным объединением «Альянс военных юристов», через его ресурсы оказываем необходимую правовую помощь военнослужащим и членам их семей.

Выпускается ежемесячная республиканская военно-правовая газета «Әскери заңгер», учрежденная Главной военной прокуратурой при поддержке Министерства обороны, которая стала новой площадкой для проведения праворазьяснительной работы.

Периодически издаются книги-альманахи, посвященные истории и деятельности военной прокуратуры. Так, в 2015 году была издана книга «Военная прокуратура. Прошлое и настоящее» (680 с.), на сегодня подготовлена книга «Военной прокуратуре 30 лет».

Выпущены юбилейные медали, открыта Аллея военных прокуроров.

В сфере международных отношений приоритетным направлением остается развитие сотрудничества с нашими партнерами по Организации Договора о коллективной безопасности, Шанхайской организации сотрудничества.

В результате организации визитов и двусторонних встреч налажены тесные деловые контакты с военными прокурорами Российской Федерации, Китайской Народной Республики.

В ходе визита Военного прокурора Народной освободительной Армии Китая в г.Нур-Султан подписан Меморандум о сотрудничестве. В рамках его реализации 30 сотрудников военной прокуратуры Казахстана прошли обучение на краткосрочных курсах в военных учебных заведениях КНР.

Налажено длительное и плодотворное сотрудничество с Главной военной прокуратурой Российской Федерации.

Помимо обмена опытом и обучения международное сотрудничество приносит конкретные результаты при расследовании уголовных дел и осуществлении международной правовой помощи.

В связи с развитием миротворческого потенциала Казахстана, Главной военной прокуратурой налажено надзорное сопровождение при участии национального военного контингента в миротворческих миссиях и международных военных учениях.

 

- Залогом успешной деятельности является сильный кадровый потенциал. Расскажите, какая работа проводится по совершенствованию и профессиональному становлению военных прокуроров.

- На сегодня органы военной прокуратуры представлены центральным аппаратом Главной военной прокуратуры, 4 региональными и 18 гарнизонными военными прокуратурами.

Специфика надзорной деятельности в военной сфере отличается особенностями прохождения воинской службы. По статусу органы военной прокуратуры являются воинским формированием.

Поэтому одним из основных требований к кандидатам на службу в рядах военных прокуроров, помимо юридического образования, является наличие базовых знаний о военном деле и сложном воинском механизме, готовность исполнять свои обязанности в любой точке Казахстана.

Работа с кадровым составом проводится на постоянной основе. Созданы условия для карьерного роста, за 2021 год вдвое больше сотрудников назначены на вышестоящие должности (с 6 до 10).

Повышены денежные оклады для военнослужащих на 30 %, введены надбавки за классность для специалистов. На сегодня 16 сотрудников обеспечены жильем, 163 получают жилищные выплаты.

Для повышения профессионального уровня за последние 7 лет половина личного состава прошла краткосрочные курсы специальной военной подготовки в военных институтах Сухопутных войск, Национальной гвардии и Академии Пограничной службы.

Успешно завершили обучение в магистратуре и докторантуре Национального университета обороны 12 сотрудников. Ежегодно не менее трети личного состава повышает свою квалификацию на курсах Академии правоохранительных органов.

На постоянной основе проводятся огневые и строевые занятия, внезапные тревоги и проверки готовности к действиям в кризисных ситуациях. Принимаются зачеты по гражданской обороне.

Каждый сотрудник умело владеет табельным оружием. Проводится большая работа по популяризации занятием спортом и физической культурой. Созданы и функционируют спортивные клубы по футболу, волейболу, настольному теннису и шахматам.

Команда Главной военной прокуратуры принимает активное участие в различных межведомственных соревнованиях и неоднократно удостаивалась призовых мест.

Сегодня органы военной прокуратуры – это развитая надзорная структура, обладающая высокопрофессиональным кадровым потенциалом.

Могу с полной уверенностью заявить, что обеспечение высокой боеготовности и боеспособности армии, повышение ее престижа и авторитета – это результат совместной работы командиров и военных прокуроров.

В заключении хочется поздравить всех сотрудников и ветеранов органов военной прокуратуры с 30-летием со дня образования военной прокуратуры Казахстана, а также пожелать всем здоровья и плодотворной работы на благо общества и государства.



Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"