Что предусматривают изменения в жилищном обеспечении военнослужащих Казахстана?

Публикуем ответы на часто задаваемые вопросы по планируемым изменениям в жилищном обеспечении военнослужащих.

- Как решается вопрос приватизации жилья у военных пенсионеров с выслугой более 10, но менее 20 лет, проживающих в закрытых военных городках?

- В настоящее время в военных городках проживает большое количество военных пенсионеров с выслугой менее 20 лет на 01.01.2013 год (637 чел.), не реализовавших свое право приватизации.

Решение данной проблемы видится следующим образом.

На сегодняшний день определенное количество военнослужащих с выслугой менее 10 лет на 1 января 2013 года (1 919 в чел.) проживают в служебных квартирах, находящихся в открытых городках.

Учитывая отсутствие у них права приватизации, в 2018 году прогнозируется освобождение ими занимемого служебного жилья в связи с переходом на жилищные выплаты.

Соответственно, в высвобождаемое служебное жилье будут переселены военные пенсионеры, которые в последующем смогут реализовать свое право на приватизацию жилья.

- При увольнении по причине признания не годным к воинской службе планируется выплата единовременной денежной компенсации в размере, равном стоимости нового жилища. Не вызовет ли это неравноправия среди военнослужащих?

- Согласно требованиям, предъявляемым к соответствию состояния здоровья лиц для службы в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан, утвержденных приказом Министра обороны от 29 января 2013 года № 37, к категории «Е - не годен к воинской службе с исключением с воинского учета относятся: лепра, туберкулез органов дыхания (активный с выделением микобактерий и (или) наличием распада легочной ткани, активный прогрессирующий), ВИЧ-инфекция, злокачественные новообразования.

В 2016 году ВВК по иным основаниям признан не годным к воинской службе 801 военнослужащий.

С исключением с воинского учета – 64 военнослужащих.

В этой связи введение данной нормы считаем допустимым.

Кроме того, такая практика действует на протяжении последних нескольких лет в специальных государственных органах и нареканий не вызывала.

- Почему при расчете жилищных выплат применяются данные статистики по аренде за 1 кв.м. в регионе, а не по средней стоимости нового жилья по стране?

- Рынок аренды более стабилен, статистическая стоимость продажи нового жилья не совсем соответствует реальной. Так, например, в г. Шымкенте в 2016 году было построено элитное жилье. В этой связи стат. стоимость за 1 кв. м. превысила в Астане (311 915 тенге против 309 872 тенге).

За основу взят опыт модели обеспечения жильем сотрудников специальных государственных органов.

Военнослужащий согласно законодательству обеспечивается жильем на период службы. Для расчета сумм жилищных выплат взят минимальный отрезок времени обеспечения жильем – 1 месяц. Наиболее приближенная величина стоимости обеспечения жильем в отрезок времени является стоимость его аренды за месяц.

Компенсация за аренду трансформируется в жилищную выплату, которую можно использовать на приобретение жилья в ипотеку, аренду с последующим выкупом, накопление жилищных строительных сбережений.

Сохранение действующего подхода расчета жилищных выплат не только не ухудшит положение более 40 000 военнослужащих по действующему законодательству, но и предоставит им возможность в полной мере участвовать в системе жилищных строительных сбережений наравне с сотрудниками специальных государственных органов.

- Как будут обеспечиваться жильем военнослужащие, которым осталось служить непродолжительное время?

- Законопроектом предусматривается осуществление ежемесячных жилищных выплат всем военнослужащим независимо от выслуги лет. При увольнении с воинской службы военнослужащим будет разово выплачиваться единовременная денежная выплата (ЕДВ) за период его необеспеченности жильем в прошлые периоды службы.

Аналогичная модель предусмотрена для сотрудников специальных государственных органов.

Например, жилищные выплаты начнутся с 2018 года, военнослужащий до 2018 года 5 лет был нуждающимся в жилье. ЕДВ при увольнении составит порядка 4,5 млн. тенге.

- Не возникнет ли у военнослужащих проблема определения даты признания его нуждающимся в жилище, может быть, надо предусмотреть иной порядок?

- Действующий в специальных государственных органах порядок исчисления и выплаты ЕДВ, на наш взгляд, является социально ориентированным, так как учитывает период прохождения службы и фактический состав семьи, с которым он нуждался в жилье все эти годы, значительные затраты на найм жилья военнослужащими, проходившими службу в населенных пунктах с высокой стоимостью аренды жилья.

- Как будут обеспечиваться собственным жильем военнослужащие, которые обеспечены на время службы служебным жильем в закрытых городках, не подлежащим приватизации?

- Получив служебное жилье, военнослужащий утрачивает статус нуждающегося в жилье, соответственно теряет право на жилищную выплату. Указанная категория наиболее социально не защищена, так как получая служебное жилье, теряет возможность приобрести собственное.

Законопроектом предлагается перечислять денежные средства на счет в банки второго уровня в размере 50% от положенной жилищной выплаты. При введении данной нормы перечисление семье из 3-4 человек составит 35,0 – 46,0 тыс. тенге в месяц, или 420,0 – 561,0 тыс. тенге в год.

За 10 лет накопления составят от 4,2 до 5,6 млн. тенге, за 25 лет – от 10 до 14 млн. тенге, которые позволят военнослужащему также участвовать в системе ипотечного кредитования.

Кроме того, в Жилстройсбербанке предусмотрена премия государства в размере 20% от годовой суммы перечислений, но не более чем от 200 МРП. Максимально 90 760 тенге в год.

При этом учитывая, что у военнослужащего нет необходимости в аренде жилья и в оплате коммунальных услуг (все предоставлено государством), у него будет право дополнительно зачислять на спец. счет собственные средства.

- Если у военнослужащего закончился контракт, а жилищные выплаты он в банке не снимал и не использовал, может ли он использовать их на другие цели?

- При утрате статуса военнослужащего последнему жилищные выплаты прекращаются, и он вправе распорядиться накопленными денежными средствами по своему усмотрению. Обязательства государства по обеспечению военнослужащего жильем считаются выполненными.

- Почему у военнослужащих из числа членов семьи исключены совершеннолетние дети в возрасте до 23 лет, родители, опекуны, попечители?

- Учитывая проводимую работу по переводу военнослужащих на систему обеспечения жильем сотрудников специальных государственных органов, где указанная категория граждан не признается членами семьи сотрудника, потребовалась унификация норм по признанию лиц, помимо сотрудников СГО и военнослужащих, членами их семей.

Кроме того, приняты во внимание необходимость исключения иждивенческих настроений среди военнослужащих и экономии бюджетных средств.

- Каковы гарантии сохранности жилищных выплат, могут ли их изъять или наложить арест?

- Концепция законопроекта предусматривает использование военнослужащими денег со счета жилищных строительных сбережений, ранее полученных ими в виде жилищных выплат, только на цели улучшения жилищных условий.

Для обеспечения сохранности жилищных выплат предусматириваются поправки в Гражданский кодекс, Законы «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» и «О жилищных отношениях», «О жилищных строительных сбережениях в Республике Казахстан» ограничивающие изъятие и арест жилищных выплат.


Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"