Застывший полдень на часах: история трагической миссии в Ираке

В канун 21 января, дня инженерных войск СВ ВС РК, - самое время вспомнить наиболее значимые достижения, героические и ответственные миссии казахстанских военных инженеров не только на территории нашей страны, но и далеко за ее пределами, сообщает корреспондент Sarbaz.kz. Одной из таких стала миротворческая миссия в Ираке, которая позволила повысить уровень подготовки инженеров ВС РК, и сегодня накопленный ими опыт успешно внедряется в процессе боевой учебы, и они являются золотым фондом Вооруженных Сил. Личный состав миротворческого отряда при выполнении задач проявил профессионализм и мастерство. Это много раз подчеркивалось при оценке действий Казахстанского миротворческого контингента командованием Стабилизационных сил. К сожалению, доблестное время выполнения связано с гибелью капитана Казбата Кайрата Кудабаева, проявившего в далеком Ираке героизм, ответственность и мужество.

Бесценный опыт

22 мая 2003 года Совет безопасности ООН принял резолюцию №1485 с призывом оказать помощь народу Ирака в восстановлении страны и создании условий стабильности и безопасности. К тому моменту на территории Ирака находилось более 23 миллионов неразорвавшихся мин, большое количество боеприпасов, оставшихся от прежнего режима. Их обезвреживание являлось основной задачей миротворческой деятельности стабилизационных сил коалиции, действующих в рамках операции «Свобода Ираку». В соответствии с международными обязательствами, Казахстан  направил в состав Стабилизационных сил в Ирак инженерно-саперное подразделение миротворческого батальона «Казбат».

На отряд было возложено решение задач: поиск, обнаружение, обозначение на местности неразорвавшихся боеприпасов, их уничтожение, оборудование пунктов водоснабжения и очистка воды.

За время пребывания в Ираке с августа 2003 года отрядом произведена очистка от неразорвавшихся боеприпасов местности, прилегающей к бывшим военным складам в районе Эс-Сувайра, в 25 км южнее города Аль-Кут, в районе порта «Бадра» на ирано-иракской границе, а также в районах Аль-Азизия и Эн-Нумания.

Опыт, обретенный военнослужащими Казбата в ходе выполнения миссии, бесценен. Получена практика переброски личного состава, вооружения, техники и имущества на большие расстояния. При выполнении задач изучены различные типы боеприпасов, состоящих на вооружении армий различных стран, получен опыт массового уничтожения боеприпасов и очистки больших территорий местности от взрывоопасных предметов, военные медики овладели практикой оказания медицинской помощи в полевых условиях. Освоен порядок боевого, тылового и технического обеспечения подразделения в ходе выполнения задач по системе НАТО.

 

Застывший полдень на часах

Как рассказал заместитель командира в/ч 28079 по материально-техническому обеспечению гвардии майор Аскар Смагулов, он вместе с 7 казахстанскими военнослужащими и 35 украинскими в 2004 году был направлен в Ирак.

- В Ираке я был на должности старшего инструктора саперной группы инженерно-саперного отряда в звании прапорщика. За сравнительно небольшой срок мы успели внести большой вклад в поддержание согласия в мире. Говоря об этом, я в частности имею ввиду миротворческую миссию в исламской республике Ирак, где мы в составе саперного отряда казахстанского миротворческого батальона «Казбат» занимались поиском и уничтожением неразорвавшихся снарядов. Свою миссию мы выполнили, строго придерживаясь канонов главной правовой основы современных международных отношений – Устава ООН. И своими действиями каждый из нас старался принести народу Ирака мир и спокойствие.

Каждый наш день был похож на другой. Опасность преследовала на каждом шагу, поэтому просыпаясь по утрам, мы понимали, что оно может оказаться последним. Радовало то, что рабочий субботний день подходил к концу, и мы с трепетом понимали, что еще одна неделя позади и встреча с родными людьми стала еще ближе, - рассказывает Аскар Максимович.

С трудом вспоминает офицер и тот трагический день, унесший множество жизней.

- Завтра воскресенье, и в этот день мы обычно отдыхаем, звоним домой, покупаем сувениры для жен и детей и готовимся к следующей неделе. Но оказалось так, что эта неделя еще не закончилась. Для меня она не закончилась и до сих пор. Об этом я стараюсь не вспоминать, но порой то, что ты хочешь забыть навечно, обязательно о себе напоминает. Мне всегда тяжело об этом говорить, но я считаю, что люди должны знать и помнить наших героев.

Во время нашей командировки мы жили на украинской базе, которая находилась неподалеку от города Эс-Сувейра. Туда мы приехали из города Аль-Кут для очистки местности.

В субботу вечером после совещания наш командир группы прибыл в место расположения, где объявил нам, что командир украинской базы просит казахстанский отряд оказать помощь. Все дело было в том, что наши коллеги не имели погрузчика снарядов.

Наступило роковое воскресенье. С утра мы выехали в город, где нашей задачей было забрать 32 авиационные бомбы из местного полицейского участка, которые полисмены изъяли у какой-то местной вооруженной банды. Поскольку остальные мелкие снаряды украинцы вывезли еще вчера, мы управились достаточно быстро.

Загрузив авиабомбы, наш отряд в составе колонны выдвинулся на место утилизации снарядов. Добравшись до точки, мы оперативно выложили бомбы штабелями в два ряда. Когда последняя авиабомба заняла свое место, я принялся сверху выкладывать на них взрыватели. В это время ко мне сзади подошел мой командир группы старший лейтенант Ембергенов и приказал убрать заряды, аргументируя тем, что командир украинского миротворческого контингента решил выложить остальные боеприпасы рядом и произвести общий взрыв соединительными касаниями.

Наши отошли в сторону, и в это время заехали пять украинских бронетранспортеров. Их ребята начали загружать заряды, и когда осталась ровно половина, неожиданно произошел взрыв, и все, кто находился в это время вокруг, уже лежали. Ударной волной меня отбросило назад на 2,5 метра, а задняя часть одного из снарядов ударила меня в шлем. Уже лежа на земле, я наблюдал, как шлем катится куда-то в сторону. Пытаясь встать, я несколько раз упал. Но, немного придя в себя, я встал и, обернувшись, увидел, как горят люди, расползаясь в разные стороны: кто лежа, а кто на четвереньках. Собрав все силы в кулак, я побежал в их сторону, чтобы хоть как-то помочь. Все мое лицо было в крови от мелких осколков, а из ушей сочилась кровь. После взрыва украинские БТР в спехе пытались уехать на безопасное расстояние , но мы за это время успевали закидывать на них раненые тела наших. У водителя последней машины я попросил огнетушитель и начал тушить тех, кто еще был жив и остальных сгоревших.

Нам очень повезло в том, что рядом находился наш врач – капитан Сабынбекулы. Он не только помогал в погрузке раненых, но и успевал оказывать первую медицинскую помощь. В это время водитель самопогрузчика сержант Марат Даутов, отбегая в сторону, схватил и потащил на себе украинского офицера майора Козлова. Когда Марат отнес майора на достаточно безопасное расстояние, я крикнул ему, чтобы он пригнал УАЗик командира украинской базы, который был уже мертв.

Вытащив всех наших раненых ребят, мы принялись спасать оставшихся украинцев. Пока все это происходило, я заметил двух человек, лежащих на земле в маскхалатах. Ко мне сразу пришли мысли, что и несколько казахстанцев были одеты также. Перевернув первого, я увидел лицо командира украинской группы. Второй человек еще немного шевелился, и я потащил его в сторону. Вдруг слышу взрыв и теряю сознание. Когда пришел в себя, было уже трудно шевелиться, но поскольку я находился в состоянии шока, все же мне удалось это сделать. Я встал и дотащил украинца до конца.

Капитан Сыбанбекулы и я оттащили еще нескольких человек. Вернувшись, увидел еще одного человека в маскхалате. Переворачиваю, лежит капитан Кайрат Кудабаев. В момент взрыва именно он, закрыв от гибели своих сослуживцев, совершил героический подвиг.

Верхняя часть черепной коробки отсутствовала, а мозг был сдвинут с места. Меня схватила его рука, и я начал его оттаскивать. Тут опять взрыв. Прихожу в себя, тело Кайрата лежит на мне. Руки и ноги перестали меня слушаться, и я не мог из под него вылезти. Но в отчаянных попытках мне это удалось. Мои руки намертво вцепились в разгрузку капитана Кудабаева, и я не мог ее отпустить. Таким образом я дотащил его до УАЗика и положил в машину, где лежал еще один раненый. Их сразу увезли на базу. По дороге в госпиталь Кайрат умер.

Также благодаря нашему медику на месте была спасена жизнь воина-интернационалиста сапера Жораева, который получил опасное осколочное ранение. Вокруг нас была кровь и лежало мясо. Те, кто остались, складывали трупы и их оторванные части тела рядом. Сам пожар произошел из-за детонации взрывателя. Взрыв зацепил четвертую часть авиабомб, которые оказались зажигательными и выплеснулись на находившихся там людей.

Когда мы всех вытащили, на помощь со своей базы приехали украинские миротворцы. Когда все завершилось, мы поехали на свою базу, где по дороге мое шоковое состояние начало проходить, и я потерял сознание. Дело в том, что при ударе осколком в мою каску, она вдавила кость в височной части головы и постепенно увеличивающаяся гематома продолжала еще большее давление на мозг.

Сам вопрос о помощи в злополучное воскресенье решался сверху, и мы не имели к нему никакого отношения. После прокурорской проверки было обнаружено халатное отношение украинских миротворцев к мерам безопасности. Снаряды, которые они загружали, не были проверены, и в одном из них оказался часовой механизм, который стоял ровно на 12 часов и было предназначен для подрыва террористами полицейского участка.

Почти у каждого, кто в тот день погиб, были наручные часы. Все они вместо со взрывом остановились ровно в 12.00. И даже часы Кайрата показали это время.

 

Вечная память

За отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского и служебного долга, Указом Президента РК капитан Кайрат Кудабаев был посмертно награжден орденом «Айбын» первой степени и многими другими наградами Вооруженных сил Польши, Украины и США. Бюст Кайрата Кудабаева расположен в в/ч 32363, кроме того, на территории части открыли уголок памяти погибшего офицера.


Как отмечают сослуживцы, Кайрат Кудабаев был организованным, грамотным офицером, всегда помогал сослуживцам, был хорошим человеком. Его уже несколько лет нет в живых, но память о нем жива и навсегда останется в сердцах его родных, близких и боевых товарищей.


За успешное выполнение задач личный состав отряда был отмечен высокими правительственными наградами. За период с 2003 по 2008 годы награждены:

- Орденом «Айбын» 1 степени – подполковник Берик Кабылов и капитан Кайрат Кудабаев (посмертно)

- Орденом «Айбын» 2 степени – 15 военнослужащих

- Орденом «Айбын» 3 степени – 8 военнослужащих

- Медалью «Жауынгерлік ерлігі үшін» - 60 военнослужащих.


Выполненные задачи с августа 2003 года по сентябрь 2008 года в Ираке:

- Совместно с инженерно-саперными подразделениями ВС Украины и США уничтожено около 4 миллионов взрывоопасных предметов;

- Подготовлено 340 специалистов по уничтожению взрывоопасных предметов из числа сотрудников различных силовых структур Ирака;

- Подготовлено 10 расчетов войсковых фильтрованных станций для сил безопасности Ирака;

- Проверено и очищено от взрывоопасных предметов 9646 погонных метров периметра базы «Дельта»;

- Установлено 2043 км незравных заграждений;

- Произведена очистка воды для обеспечения водоснабжения;

- Врачами отряда оказана медицинская помощь 3 тысячам человек из числа местного населения.


Cвязанные новости:
Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"