Защитники мирного неба: 18 августа отмечается День образования Сил воздушной обороны

Ежегодно 18 августа военные летчики, зенитчики и другие военнослужащие Сил воздушной обороны Вооруженных Сил страны отмечают свой профессиональный праздник – День образования СВО. В составе этого вида войск несут службу представители различных воинских профессий: одни управляют «железными птицами», заставляя тонны металла взмывать в небо, другие - осуществляют радиолокационную разведку и обороняют небесное пространство от вторжения, третьи – обеспечивают безопасность воздушного движения. Но все они выполняют одну важнейшую задачу – обороняют мирное небо страны.

В настоящее время СВО - наиболее мобильный и технически оснащенный вид Вооруженных Сил, перед которыми стоят задачи по обеспечению защиты воздушных рубежей страны, противовоздушная оборона государственных, административных и военных объектов, а также выполнение боевых задач по авиационной поддержке других видов и родов войск. Ежегодно авиапарк пополняется современными и грозными машинами. На казахстанских военно-промышленных предприятиях организовано производство, ремонт и модернизация авиационной техники ВВС и ПВО.
Образование Сил воздушной обороны происходило во время становления нашего государства и Вооруженных Сил. В этот период, благодаря мудрой и дальновидной политике Первого Президента – Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева удалось сохранить боевой потенциал армии. Были учтены мировые тенденции по переносу центра тяжести вооруженной борьбы в воздушную сферу, в связи с чем наибольшую угрозу стали представлять средства воздушного нападения, для которых сейчас практически не существует ограничений ни по дальности полета, ни по объектам нанесения удара, ни по мощности. Эффективно противостоять такой угрозе можно только объединенными усилиями авиации и войск ПВО, констатирует Главком СВО генерал-лейтенант авиации Нурлан Орманбетов.
Необходимо сказать и о заслуге генерала армии Алтынбаева Мухтара Капашевича. Именно он сыграл важнейшую роль в становлении Сил воздушной обороны. Его опыт, высокий авторитет среди военных и безупречное служение Родине оказались столь необходимыми в деле воспитания воинов СВО ВС РК. Также необходимо отметить роль генерал-майора авиации Ибраева Мухамеджана Шамушкеновича, первого командующего.


За прошедшие 23 года СВО стабильно развивались, совершенствовалась штатная структура, система управления, инфраструктура воинских частей. За столь малый отрезок времени был пройден колоссальный путь развития и совершенствования. В Силах воздушной обороны постоянно совершенствуется система боевой подготовки. При этом учитываются и анализируются новые формы ведения борьбы в вооруженных конфликтах. Это позволяет на практике обучать личный состав новым методам и приемам ведения борьбы в воздухе. Огромный опыт военными летчиками приобретен благодаря участию в международных, межвидовых учениях, Армейских международных играх. Он постоянно анализируется и находит применение при корректировке учебных курсов и программ, разработке методических указаний, направленных на совершенствование системы боевой подготовки личного состава. Ежедневный кропотливый труд летного и инженерного состава, специалистов тыла и связи, гражданского персонала авиационных частей направлен на повышение боевой готовности СВО РК и является достойным вкладом в дело обеспечения военной безопасности нашего государства. - Так, в 2020 году все мероприятия согласно плану боевой подготовки нами выполнены в полном объеме. Воинские части и учреждения Сил воздушной обороны принимали участие в крупномасштабных учениях, в том числе и международных. Самые значимые из которых, «Алдаспан», «Алтын Жебе», «Чистое небо», тренировки в объединенной системе ПВО СНГ. Вообще, военнослужащие СВО ВС РК являются неотъемлемой частью Казахстанской армии и поэтому принимают участие во всех проводимых учениях на территории Казахстана, а также стран ОДКБ и ШОС, - подчеркивает генерал-лейтенант Орманбетов.

Наличие самолетов различного типа позволяет Военно-воздушным силам Казахстана эффективно решать задачи защиты воздушного пространства, оказания поддержки сухопутных войск и быстрой транспортировки вооружения и личного состава по воздуху. На вооружении имеются многоцелевые боевые самолеты Су-25, Су-27 и Су-30СМ, военно-транспортные вертолеты Ми-8, Ми-171Ш, Ми-17, боевые вертолеты Ми-24, Ми-35М, вертолеты «Хьюи-1» и ЕС-145 «Еврокоптер», а также самолеты военно-транспортной авиации Ан-26, Ан-72 и С-295, беспилотные летательные аппараты «WingLong» и «SkyLark». По оценке ведущих специалистов многих стран это авиационные комплексы, которые в настоящее время по своим аэродинамическим, летным и боевым характеристикам являются одними их лучших в мире.
На вооружении войск противовоздушной обороны в настоящее время находятся зенитные ракетные комплексы большой, средней дальности, а также ближнего действия, современные радиолокационные станции, которые предназначены для обнаружения других воздушных объектов, их сопровождения и при необходимости, уничтожения. Наши войска постоянно совершенствуются, модернизируются, изучается мировой опыт в области обороноспособности нашего государства, отмечает командование СВО РК.
В начале прошлого года в рамках Государственной программы «Цифровой Казахстан» была внедрена и запущена система автоматизированного управления Силами воздушной обороны, значительно расширяющая возможности подразделений находящихся на защите воздушных рубежей Казахстана по обнаружению, идентификации, сопровождению и захвату, а в случае необходимости уничтожению воздушных целей предполагаемого противника.
Как известно, летная профессия была и остается опасной. Данная профессия требует от человека постоянной психологической готовности к действиям в экстремальных условиях. Для формирования такой готовности необходимо развитие личностных, интеллектуальных, мировоззренческих, профессиональных, организаторских, нравственных, психофизиологических и физических качеств.
Об этом не понаслышке знает заместитель командира в/ч 53975 по воспитательной и идеологической работе Ерлан Мырзалин. В 1998 году он закончил Военный институт СВО РК имени Дважды Героя Советского Союза Талгата Бегельдинова и с тех пор не расстается небом. С начала 2000-х годов летчик принимал участие во всех крупнейших республиканских и международных учениях. Освоил вертолеты Ми-8, Ми-17, Ми-171 и Ми-26. Именно последнюю машину многие летчики называют «самым впечатляющим вертолетом» и «гигантом, которому на сегодняшний день в мире равных нет». При взлетном весе свыше 50 тонн, она способна поднимать порядка 20 тонн груза, в том числе легкобронированную технику, брать на борт большое число десантников. Кроме того, Ми-26 способен переносить негабаритные грузы на внешней подвеске, например, транспортировать еще один такой же вертолет.
- Ми-26 — универсальная машина с потрясающими характеристиками, которую можно применять в любых природно-климатических условиях. Это не только перевозка десанта и грузов, но и тушение пожаров, выполнение спасательных и эвакуационных работ. Мало в каких странах есть подобная техника. Управляемость примерно такая же, как и у хорошо известного и популярного вертолет Ми-8. Единственное, приходится учитывать габариты машины, поскольку длина фюзеляжа составляет более 30 метров, но ощущения примерно такие же, как от «восьмерки», - рассказывает Ерлан Мырзалин.
На вопрос, какие качества он прежде всего ценит в молодых летчиках, наш собеседник отвечает - ответственность, самоконтроль, решительность и хладнокровие. Немаловажным является и стремление к постоянному самообучению — летная техника является сложной и постоянно совершенствуется.
- Мы часто можем наблюдать во время спортивных соревнований в той или иной спортивной игре, как два равных по классу игрока или две команды долго борются с одинаковым успехом. И вдруг один из игроков или одна из команд сдает, уступает. Почти всегда причина в этом случае – дрогнувшая, сломленная воля к победе. В летной профессии воля к победе, умение бороться до конца в самых трудных условиях всегда означает победу. Тот, кто думает в такие моменты только о своей жизни, подводит других и себя, - рассуждает он.
В авиации есть свои карьерные ступени и подводные камни. «Вечный правак» — так в строевых частях иронично называют тех, кто много лет подряд летает вторым пилотом. В двухместной кабине самолета или вертолета в левом кресле сидит командир воздушного судна, ну а справа — «чашка» для молодых, из которой все летчики хотят поскорее вырасти. Совсем недавно «с правой чашки на левую» пересел молодой вертолетчик Рустем Бейсенбеков — он совершил свой первый полет в качестве командира экипажа. Молодой человек рассказывает, что мечтал об этом с детства.
- Волнение, конечно, присутствовало, но не в такой большой степени, все-таки это далеко не первый мой вылет. Только осознаешь гораздо большую ответственность за свою работу, поскольку государство доверило тебе грозную и дорогостоящую военную технику. Кроме того, никому не хочется подводить командиров, которые тебя обучали, возлагали надежды. Поэтому в преддверии Дня образования Сил воздушной обороны призываю всех военнослужащих быть верным военной присяге и вместе оправдать оказанное нам Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами Республики Казахстан, руководством Министерства обороны и нашими гражданами высокое доверие. От нашего профессионализма и мастерства во многом зависит успешное выполнение задач, поставленных перед нашим видом Вооруженных Сил, - отмечает молодой летчик.

Фархат КИНЖИТАЕВ,
В материале использованы фото Армана АКЫБАЕВА

Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"