За надежной броней: боевое применение и перспективы развития бронемашин

За понятием «бронемашина» скрываются сразу несколько вполне конкретных образов, каждый из которых имеет свои особенности. Единственное, что их объединяет — повышенный уровень защищенности. Дальше в дело вступают нюансы. В зависимости от выполняемых задач создаются определенные типы бронемашин: для ведения боевых действий, автомобиль с высокой грузоподъемностью для безопасной транспортировки ценностей или легковая модель со скрытой защитой

Бронированные средства передвижения зачастую ассоциируются с чем-то непоколебимым и неприступным. ББМ, в своем развитии, прошли огромный путь от грузовиков или легковых машин с приваренными бронелистами и взгроможденными на них ручными пулеметами до современной техники каждая деталь, которой проектируется и создается с высочайшими требованиями специально для них. А сами бронемашины являются грозным оружием, которое может противостоять не только пехоте и аналогичным образцам бронетехники, но и более тяжелым, хорошо бронированным танкам современным танкам. К боевым бронированным машинам можно отнести: броневые поезда, броневые дрезины, боевые машины пехоты, боевые машины десанта, боевые разведывательные машины, бронеавтомобили, бронетранспортеры, танки.
С момента появления бронированных машин разработчики постоянно пытались оптимизировать их защиту, огневую мощь и подвижность. Доступные на сегодня платформы, вполне возможно, представляют собой эволюционный пик. Как известно, бронемашины бывают легкие, средние и тяжелые. Легкие бронеавтомобили оснащаются пулеметами, тяжелые и средние - пушками и пулеметами. Обычно бронирование предназначено только для защиты от обычных пуль стрелкового оружия и осколков, но относительно легко пробивается специальными боеприпасами, а также из противотанковых ружей и ручных гранатометов, не говоря об артиллерии и штатных противотанковых средствах пехоты (РПГ, ПТРК, противотанковые гранаты).
израиль.jpg

Преимущества бронемашины состоят в следующем:
Относительно высокая скорость. Уже к началу 30-х годов скорость большинства бронеавтомобилей превысила 60 -70 км/ч, в то время как скорость большинства танков была в полтора-два раза меньше. К нынешнему времени развитие гусеничного движителя танков несколько сгладило эту разницу.
Дешевизна. Для получения полноценной бронемашины достаточно покрыть гражданский автомобиль стальными листами достаточной толщины и установить на нем вооружение.
Экономичность. Более низкая масса машины требует менее мощный двигатель, также колесный движитель имеет меньшие механические потери при движении, следовательно, у бронемашины ниже расход горючего. Его ремонт (в большинстве случаев) не отличается от ремонта обычной бронемашины, что также упрощает ее эксплуатацию.
Надежность. Если сравнить танк и бронемашину, то за счет большой массы танка, двигатель первого подвергается высоким нагрузкам; ресурс этого двигателя относительно невысок. Траки танковых гусениц также испытывают при движении высокие нагрузки, что ведет к их быстрому разрушению. Все это приводит к низкой надежности танков. В результате, бронемашины, как правило, стали значительно надежнее танков. Лишь после Второй мировой, развитие танков почти свело на нет это преимущество. Тем не менее, на большие дистанции их все равно предпочитают перебрасывать на специальных колесных транспортерах, тогда как колесные машины чаще всего преодолевают путь своим ходом.
Практическое преимущество. К примеру, в миротворческих операциях – преимущество бронемашины - это простота заброса в зону боевых действий и менее «военный» вид. Как правило, танк проявляет свои преимущества только в масштабных боях, которых в миротворческих операциях практически не бывает, в результате в практическом применении проигрывает бронемашине.
И все же использование колесных машин с мощным вооружением требует правильного подхода к планированию операций. Разнообразные бронемашины, как правило, способны эффективно действовать исключительно на хороших дорогах, поскольку проходимость их перегруженного и снабженного узкими колесами шасси даже хуже, чем у послужившего для них базой гражданского автомобиля. Главным недостатком бронемашины можно считать плохую проходимость. Конечно, совершенствование бронемашин не стоит на месте, некоторые уже снабжены гораздо более совершенными шасси, но все значительно уступают танкам в проходимости. Лишь появление многоосных шасси (колесная формула 8×8) с системой централизованной подкачки шин, колесными редукторами и блокируемыми дифференциалами подарило бронеавтомобилям проходимость практически на уровне танков.
Так уж исторически сложилось, что бронемашины разрабатывались как средства огневой поддержки войск в бою. В ряде случаев они предполагались применяться как средства прорыва обороны противника, фактически данные функции сохранились. Однако со временем изменились взгляды на войну, возможности промышленности и многие другие факторы, определяющие облик войск. В результате сейчас бронемашины оказались, если можно так сказать, не в почете. Во всяком случае, в количественном плане. Современный броневик рассматривается, в первую очередь, как мобильное защищенное транспортное средство для армии или спецподразделений. Таким образом, бронемашина пытается «закрыть» сразу несколько ниш: собственно транспортное средство, наподобие старого «Виллиса» или современного «Хамви»; мини-бронетранспортер, доставляющий солдат к месту боя и поддерживающий их огнем и БРМ, предназначенная для разведки и других «рейдов по тылам» и как средство прорыва обороны противника.
турция.jpg

В последние несколько лет в мире наблюдается новая волна интереса к броневикам. Одной из причин этого считают опыт последних военных конфликтов - Балканы, Афганистан и Ирак. Традиционно корпуса и башни ББМ изготавливались, как правило, из броневой стали или алюминия, при этом с целью повышения уровня живучести машин производители всегда стремились применять материалы с самыми высокими характеристиками, включая бронепробиваемость. Например, один из ведущих специалистов в этой сфере, шведская компания SSAB, постоянно совершенствует свое семейство сталей Armox, предлагая производителям бронированных машин широчайший ассортимент марок стали с различными механическими свойствами. Вспыхивающие в разных уголках планеты локальные войны и вооруженные конфликты стали полигоном для отработки новых способов применения бронетанковой техники в различных видах боя, условиях местности и климата. Результаты анализа боевых действий сторон подбрасывали конструкторам пищу для совершенствования уже реализованных в металл решений. Например, в США уже несколько десятков лет не применяются классические бронеавтомобили. Вместо них бойцы используют легкие БТР. Однако реалии афганской или иракской войн вынуждают армию и спецподразделения что-то менять. Как результат – огромное количество самоделок на основе старого доброго HMMWV, которые отлично подходят для ухабистой местности. Бронемашины Marauder («Мародер»), производимые южно-африканской корпорацией Paramount Group приглянулись Вооруженным Силам Казахстана не только по техническим характеристикам, в пользу данной техники сыграл также и тот факт, что условия для военных действий в ЮАР чем-то схожи с нашей природой – те же степи, и пустыни.
Тем не менее, в международном праве есть распространенные военные стандарты, по которым боевыми бронированными машинами считаются самоходные (колесные или гусеничные, а в целях Регистра обычных вооружений ООН также полугусеничные): обладающие бронезащитой; обладающие проходимостью по пересеченной местности; либо сконструированные и оборудованные для перевозки пехотного отделения в составе не менее 4 чел., либо вооруженные (встроенным или штатно устанавливаемым) оружием калибром не менее 20 мм (ДОВСЕ и регистр ООН первоначально) или 12,5 мм, либо вооруженные пусковой установкой ПТУР (ДОВСЕ и регистр ООН первоначально) или любых других ракет, кроме зенитных. Для существующих ББМ разработано огромное количество комплектов и пакетов модернизации любого уровня «продвинутости» и для любых задач. Комплект TUSK, например, включает бронирование днища, блоки ДЗ по бортам, телефон для связи с пехотой в корме, защитные щитки для командира и заряжающего, дистанционно управляемый тепловизионный прицел для командира, улучшенный смотровой прибор водителя и пулемет, устанавливаемый на 120-мм орудии М256 для борьбы со снайперами и материальными объектами.
Живучесть машины не ограничивается только лишь комплектами защиты, жизнь экипажа очень сильно зависит от акустических и визуальных демаскирующих признаков (сигнатур). Гусеничные ББМ традиционно представляют собой очень шумные платформы, особенно большой вклад, вносят системы выхлопа и гусеницы. В связи с этим постоянно ведется большая работа по снижению их акустических сигнатур. Одним из путей является замена традиционных стальных гусениц композитными резиновыми гусеничными лентами.
полиция.jpg

Также бронемашины находят применение и в городских условиях. Зачастую транспортно-боевую машину используют при подавлении уличных демонстраций. Стандартная машина состоит из трех компонентов - самого транспортного средства, трехтонного стального щита и бака для воды. Вооружение - две водяные пушки - прикрывает броневик спереди и сзади. Если мощная струя воды не принесет желаемого результата, справиться с бунтующими поможет слезоточивый газ, распыляемый под высоким давлением. Но то, что производит впечатление в бронетранспортере - это щит, который может разъезжаться вверх и в стороны, обеспечивая стражам порядка надежную защиту от камней, бутылок, палок и других предметов, которыми обычно бросаются агрессивные протестующие или футбольные фанаты, а также от непосредственного столкновения с толпой. Щит закрывает обзор для водителя, поэтому машина оборудована камерами видеонаблюдения, которые не только передают изображение на внутреннюю панель управления в кабине пилота, но и записывают происходящие события.
В заключение, отметим, что в условиях современной войны требования к вооружению, защите и маневренности бронемашин и другой бронетехники постоянно растут. Ведь одна из ключевых потребностей человека — безопасность. Таким образом, «крепости на колесах» пусть и косвенно, но все же имеют отношение и ко всем нам.
Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"