Военнослужащие Вооруженных Сил РК рассказали, как пришли в Силы воздушной обороны

Защита воздушных рубежей страны – одна из наиглавнейших задач Сил воздушной обороны ВС РК, которые были образованы 18 лет назад, 1 июня 1998 года. В состав этого вида войск входят Военно-воздушные силы, Войска противовоздушной обороны, Центр парашютной подготовки, части непосредственного подчинения и органы управления воздушным движением, которые сообща выполняют поставленные перед СВО задачи, денно и нощно охраняя границы Казахстана.

Датой образования СВО приказом главнокомандующего от 17 апреля 2008 года было выбрано 18 августа, день, который ежегодно отмечают «воздушные» военнослужащие. В этот день летчики и зенитчики, парашютисты и другие служащие СВО ВС РК празднуют совместный профессиональный праздник.

Одни летают на железных птицах, заставляя тонны металла взмывать в небо, другие осуществляют радиолокационную разведку и обороняют небесное пространство от вторжения, третьи управляют полетами воздушных суден и обеспечивают безопасность воздушного движения, четвертые же достигают невероятной высоты, чтобы прыгнуть оттуда с парашютом. Все эти люди связаны одним – любовью к небу. Каждый из них не может представить своей жизни без него.

 

Высоко в небе

Свою жизнь небу посвятил старший летчик-инспектор - начальник отдела фронтовой авиации боевой подготовки Управления командующего ВВС СВО ВС РК полковник Ерлан Козгулов. Мечтавший стать летчиком со школьной скамьи Ерлан Бекторович целенаправленно шел к поступлению в летное училище и был направлен военкоматом в легендарное Борисоглебское высшее военное авиационное училище им. В.П. Чкалова в Воронежской области. По окончании этого училища в звании лейтенант он был направлен в 1-ую воздушную армию на Дальний Восток, защищать восточные рубежи Союза. После развала СССР и с обретением независимости нашей страны, полковник Козгулов перевелся в Казахстан и продолжил службу, защищая родину.


- В целом Силы воздушной обороны Казахстана претерпели изменения с самого начала своего образования. Советский союз был мощной авиационной державой, по всей его территории были разбросаны авиационные части. Это был такой огромный щит Советского Союза. После развала в Казахстане осталась авиационная техника, далеко не новая, уже бывшая в эксплуатации, но то было на первых шагах нашей страны. Много самолетов и вертолетов требовали капитального ремонта, но, когда наша страна образовывалась, экономика была еще не настолько развита, как сейчас, поэтому приходилось летать на той технике, которая у нас осталась. Мы относились к ней бережно, со всей добротой, чуткостью и старались беречь от временных передряг, старались сохранить лучших авиационных специалистов, техников, - поделился воспоминаниями полковник Козгулов. - Когда все-таки экономика Казахстана начала улучшаться, начались вливания государственного бюджета в укрепление боеспособности нашей армии и в частности Военно-воздушных сил.

По его словам, ВВС сделали большой и серьезный шаг вперед буквально пять лет назад - был произведен закуп новой авиационной техники, в ряды Вооруженных Сил Казахстана поступила и продолжает поступать новая военно-транспортная авиация: испанские самолеты С-295, вертолеты ЕС-145. Буквально год назад, в 2015 году на военном параде 7 мая, посвященном Вооруженным Силам РК и Дню победы казахстанские летчики продемонстрировали народу новую авиационную технику по фронтовой авиации: 4 истребителя СУ-30СМ производства Российской Федерации, совершенно новые самолеты поколения 4++, которые обладают хорошими тактико-техническими данными, сверхманевренностью, и могут выполнять задачи любой сложности, уничтожая как наземные цели, так и воздушные.

В Силах воздушной обороны Казахстана пилот СУ-30СМ полковник Козгулов служит с 1991 года.

 - После развала я перевелся в Казахстан, служил под родным Семипалатинском в Жангизтобе, затем был переведен в 29-й авиационный полк в Талдыкоргане, где я служил под руководством тогда еще полковника Александра Сорокина, в будущем главнокомандующего СВО ВС РК (Прим. автора – с 2007 по 2013 годы). После я поступил в Военно-воздушную академию им. Гагарина в Москве. Оттуда был опять направлен в Талдыкорган командиром эскадрильи, продолжил службу в качестве командира авиационной базы. Через некоторое время был направлен в Астану в Управление командующего ВВС служить старшим летчиком-инспектором. Уже после этого был командиром части на западные рубежи нашей страны в город Актау. Был первым командиром авиационной базы в Актау. После командования этой частью был обратно направлен в Астану и сейчас являюсь начальником отдела фронтовой авиации, - вспомнил свой путь от лейтенанта до полковника Ерлан Бекторович.

Служба, как признается полковник, научила его тому, что в Силах воздушной обороны суверенного Казахстана служат люди, верные своему делу, уверенные в своей профессии.

 - Могу сказать, что здесь служат люди, которые просто вынуждены и этому учит их сама жизнь – быть преданными своему делу и друзьям. Начиная с первых дней моей курсантской жизни, мы начинали с того, что учились подставлять плечо в нужный момент, быть товарищами друг другу, никогда никого не подводить. ВВС учит особому чувству товарищества, - сказал полковник Козгулов. Он уверен, что «временные» и те, кто думает о личной выгоде, долго в СВО не задерживаются - отсеиваются, проходят мимо, уходят из профессии. - Начиная с рядового техника, механика, пилота и заканчивая нашим главнокомандующим генерал-лейтенантом авиации Нурланом Орманбетовым, видно, что СВО – это крепкая семья, которая искренне хочет служить миру и своей профессии, которая в любой момент и днем, и ночью может выполнить любую задачу, которая перед ней поставлена.

Стать летчиком Ерлан Бекторович решил, как он сам признается, из-за романтики, романтики полета, ощущения себя хозяином неба.

 - Ты испытываешь настоящее чувство полета, когда летишь на стальных крыльях, управляешь махиной, которая весит около 40 тонн. Это чувство непередаваемо. Свой первый самостоятельный полет я помню, как сейчас. Было 21 июня 1985 года. Тогда я впервые в жизни поднялся самостоятельно на учебно-тренировочном самолете Л-29 чешского производства, сделал первый самостоятельный круг на этом самолете над родным аэродромом «Таловая». Весь полет, который занимал от силы минут 10-12, был незабываемым. Это были непередаваемые чувства. Не нажимая на кнопку передачи радио, я горланил модную на тот момент песню. Если бы мне довелось прожить вторую жизнь, я бы прожил свою заново ради таких моментов, - поделился полковник. Когда он посадил самолет, на земле его встретили семья, друзья, техники, инструкторы. Были и авиационные традиции: привезенные с собой казахстанские сигареты Ерлан Бекторович на память раздарил товарищам.

- Всем летчикам, пилотам, всему инженерно-техническому составу, всем, кто относится к Силам воздушной обороны, всем, кто принадлежит нашему океану – небу, я бы хотел пожелать крепкого здоровья. Желаю, чтобы тылы были надежными, чтобы наши вторые половинки понимали, какой профессии преданы их мужья и знали, что задачи перед нами стоят огромные. Желаю, чтобы Силы воздушной обороны шли планомерными шагами к увеличению своей мощности, численности, мобильности. Пусть наша авиационная техника обновляется. Пусть с новой техникой приходят и молодые специалисты, молодые летчики, у которых действительно в душе живет романтика, пусть они продолжают дело наших главнокомандующих, ветеранов, полковников, - пожелал полковник Ерлан Козгулов.

В небе летчик первого класса Ерлан Бекторович уже больше 30 лет, за все время он налетал около 1730 часов. Он уверен, что если человек имеет перед собой цель, то он должен и обязан к ней стремиться.

 Так и поступил командир вертолета МИ-17 старший лейтенант Асхат Сеилов, который в детстве грезил небом. Ему всегда нравилось смотреть, как в небе летают самолеты, вертолеты, хотелось почувствовать, каково это – летать, управлять таким аппаратом. Поэтому он претворил свою детскую мечту в реальность и стал летчиком.


- На службу я пришел сразу после окончания школы в 2008 году, поступил в Актобе в Военный институт Сил воздушной обороны им. дважды Героя Советского Союза Т.Я.Бегельдинова. К службе в ВВС шел целенаправленно. До поступления в вуз, три года с 2005 по 2008 годы я учился в школе юных летчиков им. Пацаева. Моим наставником был Александр Курбанов. Для поступления в институт мне были нужны, в первую очередь, физическая подготовка, хорошие оценки в школе, высокие результаты экзаменов по математике и физике. Я упорно готовился, сдал ЕНТ и набрал необходимые для поступления в вуз баллы. В 2012 году в октябре окончил учебное заведение в звании лейтенант и был направлен на службу. Вот так, с детства появилось желание, и я его исполнил, - рассказал Асхат Бахиевич.

Старший лейтенант Сеилов - вертолетчик по специальности обучался не только теории, но и со второго курса – практике, летая на МИ-8. Кстати, он был в потоке курсантов, у которых впервые в Казахстане практика началась по окончании первого курса.

 - Первый самостоятельный полет был 19 июня 2012 года, до сих пор помню этот полет. Ощущения, конечно, были непередаваемые. В тот момент я осуществил свою мечту. Каждый полет для меня неодинаков. Я не могу выделить какую-то одну часть полет, я люблю весь полет, от взлета и до посадки. Ощущения не притупились, каждый раз, когда взлетаешь, это все еще адреналин. Не могу передать это ощущение, это хорошее ощущение, по-другому не могу сказать, - поделился старший лейтенант. 

Сейчас за плечами молодого вертолетчика 380 часов налета. За 4 года в СВО он старанием и трудом дослужился до командира вертолета МИ-17.

- Служба учит большой ответственности. Мы же не по земле ходим, а летаем в воздухе. В ВВС развилось особое чувство ответственности, долга и товарищества. Экипаж, технический коллектив, который обеспечивает полеты для тебя – это как вторая семья, на работе, с которой ты бок о бок выполняешь боевые задачи, поставленные цели, - отметил Асхат Бахиевич.


Как и любой пилот, Асхат Сеилов с радостью говорит о положительных переменах в СВО, о закупе новой техники.

 -  Появились новые вертолеты МИ-171Ш, самолеты СУ-30, С-219. Вертолеты ЕС-145 впервые появились в нашей части, именно на них обучались наши летчики. Это, конечно, большая мотивация. Я думаю, СВО кардинально изменятся с новой авиационной техникой. СВО выполняет значимые задачи. Желаю, чтобы мы не останавливались на достигнутом, чтобы всегда были на передовых позициях, чтобы все нами гордились, - поздравил с наступающим (?) старший лейтенант Сеилов.

 На страже воздушных границ

На момент образования Вооруженных Сил Республики Казахстан 7 мая 1992 года, на территории страны Войска противовоздушной обороны были представлены 37 корпусом ПВО ВС СССР. Именно на его базе было сформировано Управление Командующего Войсками ПВО, а имевшиеся на территории Казахстана соединения и части вошли в состав Войск противовоздушной обороны. Они были созданы на основании директивы Министерства обороны Республики Казахстан от 19 июня 1992 года для предотвращения нанесения ударов с воздуха по административным районам, особо важным государственным, промышленным и военным объектам, районам дислокации войск, обеспечения надежного контроля за воздушным пространством Республики Казахстан. Таким образом, в Казахстане сформировались Войска ПВО – защитники мирного неба, которые непрерывно осуществляют контроль за соблюдением порядка в воздушном пространстве Казахстана.

- С момента своего создания войска противовоздушной обороны играли особо важную роль в любом боевом действии, предупреждая о появлении вражеской авиации или не подпуская ее к государственным рубежам. В Войсках противовоздушной обороны есть непреложный закон - постоянная боевая готовность. Главные отличительные качества военнослужащих ПВО, то, чему нас научила служба, - товарищеский дух и вместе с ним личная ответственность каждого военнослужащего, - рассказал заместитель командира группы зенитно-ракетного дивизиона в/ч 97616 по воспитательной и идеологической работе подполковник Турсунжан Миталипов.

Войска противовоздушной обороны СВО включают в себя радиотехнические и зенитные ракетные войска, каждые из которых выполняют свои задачи. В то время как, радиотехнические подразделения ведут радиолокационную разведку воздушного противника, предупреждая о нападении и информируя зенитные ракетные войска о положении дел в воздушном пространстве, последние, имеющие на вооружении зенитные ракетные системы и комплексы, обороняют и прикрывают объекты государственного и военного управления.

В ПВО боевые задачи выполняются успешно при слаженной работе всего расчета. Хотя, конечно, высокая индивидуальная выучка каждого офицера тоже очень важна. Огромная ответственность лежит на плечах каждого военнослужащего войск ПВО, день и ночь бдительно охраняющего воздушные границы нашей страны. Получив информацию, «воздушный пограничник» должен ее немедленно передать и действовать в соответствии с приказом, не теряя ни секунды драгоценного времени, исполняя свой долг перед Родиной.

 - Желаю всем военнослужащим Сил воздушной обороны здоровья, семейного благополучия. Пусть Силы воздушной обороны развиваются и становятся мощнее, достигают новых высот и всегда показывают достойные результаты как внутри страны, так и за ее пределами, - заключил подполковник Миталипов.

 

Паря как птица

В состав Сил воздушной обороны входит и Центр парашютной подготовки ВС РК. Он был создан в 2010 году на базе спортивной парашютной команды воинской части 53975. А она в свою очередь была образована Василием Титовым в 1994 году. Здесь готовят специалистов по парашютно-десантной подготовке и авиа-наводчиков, которые пользуются заслуженным авторитетом и признанием на международной арене.


Так, например, финалистка второго конкурса «Батыр Арулар» старший специалист спортсмен-инструктор отдела оперативного реагирования центра парашютной подготовки ВС РК младший сержант Римма Рамазанова, которая служит в Силах воздушной обороны уже 8 лет, а прыгает с парашютом все 11, является серебряным призером военного чемпионата мира по парашютному спорту, неоднократным призером республиканских соревнований. За то время, что Римма увлекается парашютным спортом с 2005 года, когда она впервые прыгнула с парашютом в пустоту неба, она совершила более 1200 прыжков, не получив ни одной травмы.

В спорт, как и в армию она пришла в юном возрасте. В 15 лет Римму Рамазанову в спортивно-парашютную команду в 2005 году привела родная тетя. Экстремальный спорт настолько понравился девушке, что она осталась в команде, и через три года, в 2008 году призвалась в ряды Вооруженных Сил РК, чтобы продолжить заниматься любимым делом.

Она принимала участие в нескольких чемпионатах, один из которых – Военный чемпионат мира по парашютному спорту, который проходил в Китае в 2013 году. Там Римма заняла второе место в двух зачетах: по точности приземления и в двоеборье.

И это только результат одного спортсмена. За 20 лет существования спортсменами команды завоевано на международных соревнованиях 450 медалей, из них 93 золотые. Команда неоднократно становилась чемпионом Азии и Океании в различных дисциплинах парашютного спорта. Начальником Центра парашютной подготовки подполковником Леонидом Дудкиным и тренерским коллективом подготовлено 25 мастеров спорта международного класса.

 - Я хочу поздравить Силы Воздушной Обороны, а именно всех тех, кто подымается в воздушное пространство и тех, кто обеспечивает путь туда! Пусть будет лётная погода, высокое небо и трепет воспоминаний от полётных дней! – пожелала прекрасная Батыр Ару, военнослужащая Сил Воздушной обороны младший сержант Римма Рамазанова.


Cвязанные новости:
Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"