Система MRAP: тенденции и развитие

         Бронемашины MRAP в современных профессиональных армиях используются перемещениях личного состава по территориям на которых действуют различные иррегулярные формирования, для снабжения удаленных опорных пунктов и гарнизонов и в других подобных случаях. Эти броневики, построенные на грузовых агрегатах очень хорошо защищены.  Несмотря на критику многих MRAP резко сократили число погибших солдат, продемонстрировав весьма неплохую защищенность от мин

MRAP впервые начали создаваться в ЮАР в конце 70-х годов прошлого столетия. В таких машинах совмещалось сварные коробки для защиты водителя и экипажа в самой удаленной от земли точке. Их особенность заключалась в том, что машины размещали личный состава как можно дальше от места подрыва.

В Южной Африке такие машины широко использовались в борьбе против СВАПО (Организация Народов Юго-Западной Африки) и других повстанцев и подтвердили их достаточную эффективность для защиты солдат и систем вооружения. Технология минной защиты, в основном базирующаяся на концепции V-образного корпуса и расходуемы элементах подвески, мигрировала на другие средства, например, грузовики снабжения (Samil и др.) и даже самоходные гаубицы типа G6.
Изначально, бронемашины МРАП рассматривались в качестве замены бронетранспортерам при ведении боевых действий в условиях контрпартизанской войны. Причиной тому было, то, что они способны обеспечить защиту экипажа и десанта при подрывах на минах и СВУ, имеют больший ресурс, позволяют обеспечить более комфортные эргономические условия при длительном нахождении личного состава внутри такого боевого средства.
Первой такой машиной стал южноафриканский БТР «Casspir». Этот бронетранспортер специально создавался для обеспечения защиты экипажа от поражения при подрыве на минах или иных взрывных устройствах. Днище корпуса БТР «Casspir» выполнено в виде клина и высоко поднято от земли – сила ударной волны снижалось пропорционально кубу расстояния от места взрыва до точки ее воздействия. После взрывов под машиной не гарантировалась техническая исправность самого БТРа, но увеличивалась шансы выживания экипажа.
Так, на демонстрации бронетранспортера на полигоне «Макатра» в 1997 году, после подрыва корпус машины практически встал вертикально на переднем мосту. После падения кормы на землю открылась кормовая дверь БТР и оттуда, как ни в чем, ни бывало, вышли два представителя завода-изготовителя.
С тех пор прошло немало времени, на смену «Casspir» пришло новое поколение миннозащищенных машин в самой ЮАР, появились подобные машины и в других странах.
Например, в ведущих капиталистических странах было принято решение перенять опыт южноафриканских инженеров. В начале 2000-х годов в Великобритании и США компании «BAE Systems», GM и другие стали скупать лицензии на производство южноафриканских броневиков и создавать на их основе обновленные версии подобных машин. Тогда-то и появилось название программы – MRAP (Mine Resistant Ambush Protected – минная стойкость и защита от действий из засад), предусматривающей создание семейства бронированных автомобилей с высокой защитой от подрыва на минах и фугасах и баллистическую защиту.
На сегодняшний день существуют десятки образцов машин, которые выполнены по технологии MRAP. Помимо традиционных разработчиков машин MRAP компаний ЮАР, сейчас на рынке вооружений действуют машины, разработанные в США, Великобритании, Китае, Украине, Польше, Турции, Сербии и т.д.

Bushmaster.jpg



В США выпускаются такие модели, как «International MaxxPro», «Cougar», «Golan» и др. В Российской Федерации это: СПМ-3 ВПК-3924 «Медведь»,
«Тигр», «Рысь» и др. На данный момент одними из таких известных бронеавтомобилей являются: «Marauder» (ЮАР и Иордания), «Matador» (ЮАР и Иордания) и «Bushmaster» (Австралия). В ЮАР – «RG33», «Marauder», «Matador».
Общей чертой у всех таких бронеавтомобилей является то, что они спроектированы так, чтобы увеличить защищенность экипажа от поражающих факторов при взрыве мин и взрывных устройств. Главная их особенность заключается в клинообразном днище, усиленным дополнительным броневыми пластинами. Такое решение позволяет уменьшить силу взрыва, рассеяв ударную волну по обе стороны корпуса.
При этом стоит отметить, что при проектировании таких минно-защищенных бронированных автомобилей в мире просматривается устойчивая тенденция увеличения минной стойкости в соответствии с требованиями программы MRAP II (от 6 до 8 кг ТНТ). Практически все машины типа MRAP разрабатывались на базе коммерческих грузовиков или включают их агрегаты от них, что позволяет снизить стоимость и удешевить сервисное обслуживание и ремонт автомобилей. Конструкции машин позволяют в кратчайшее время переоборудовать их в любую версию в зависимости от назначения: транспортер, патрульную, разведывательную, машину управления, машину технической помощи, медицинскую машину или платформу для установки различного вооружения.
Основная комплектация МЗБА включает: централизованную систему подкачки шин; систему ABS; систему безопасности сидений водителя и десанта; систему внешней связи, в том числе переговорные устройства внутренней связи и связи экипажем с десантом, находящимся вне машины; интегрированную систему управления с GPS-приемником и систему аварийного спутникового маяка; систему кондиционирования воздуха; боестойкие шины в комплектации со вставками, позволяющими продолжать движение на спущенных шинах; одно или два запасных колеса. В качестве дополнительных опций предлагается модульная броня, а также система обнаружения снайперов.

СПМ-3 ВПК-3924 «Медведь»,.jpg
В связи с тем, что военные конфликты в мире стали носить больше локальный характер, такие бронемашины пользоваться большим спросом, нежели БТР.
Главное достоинство MRAP – это более низкая стоимость по сравнению с БТРами. К основным же недостатком таких современных бронемашин военные специалисты относят: высоко расположенный центр тяжести (ограничивает возможности машин на пересеченной местности, и особенно в горных условиях); высота машин, а также наличие внешних антенн (усложняют эксплуатацию в населенных пунктах, где проходят линии электропередач).

«Marauder» 2.jpg
Бронемашины MRAP удобны для действия в локальных войнах. Это показал опыт США в военных конфликтах в Афганистане и Ираке. МРАП подходят для перевозки личного состава при освобождении территории после прохождения войск. Это уменьшает потери личного состава в ходе проведения таких операций, особенно при борьбе с засадами и приведении противником в действие СВУ. В США на данный момент такие бронемашины одни из основных при тыловых обеспечений Вооруженных Сил.
На сегодняшний день сохранение жизни солдата и его боеспособности в мировых профессиональных армиях – одна из ключевых задач. Это связано с «повышением» стоимости солдат. Наблюдается тенденция отказа от военной
техники, которая не обеспечивает должным образом высокую защиту жизни солдат. Бронемашины MRAP на данный момент – это современная военная техника, повышающая в разы безопасность жизни солдат в военных конфликтах.
«Cougar» 2.jpg

Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"