Когда зовет мечта: как служат продолжатели летного дела великого казахского покорителя неба

В прошлом году, 19 июля, в Каркаралинском районе отмечали 100-летний юбилей со дня рождения «крылатого батыра» Нуркена Абдирова. Сегодня его имя носит 610-я авиационная база Сил воздушной обороны РК, расположенная близ областного центра. Мастерство личного состава части ежегодно подтверждается при проведении совместных командно-штабных, оперативно-тактических учений, в том числе с боевой стрельбой, проводимых как в рамках Вооруженных Сил РК, так и в международных учениях стран-участниц ОДКБ

В августе личный состав войсковой части будет отмечать очередную годовщину с момента образования. Первые самолеты выполнили перелет с аэродрома «Жана Семей» на карагандинский аэродром «Сары-Арка» 16 августа 2001 года под командованием министра обороны РК, обладателя звания «Халық Қаһарманы», генерала армии Мухтара Алтынбаева и полковника Николая Рубанова - старшего летчика-инспектора службы безопасности Сил воздушной обороны Вооруженных Сил РК. А уже 18 сентября 2001 года, практически через месяц, личный состав части приступил к круглосуточному несению боевого дежурства по защите воздушных рубежей нашей Родины. Немногим более года спустя авиабазе было присвоено имя Героя Советского Союза Нуркена Абдирова, а также вручено Боевое знамя части как символ мужества, отваги и чести.

3 Молодой летчик (4).jpg

С момента возникновения части на вооружении здесь состояли тяжелые перехватчики МиГ-31. Эта стремительная машина с плавными обводами способна мчаться втрое быстрее скорости звука и подниматься в стратосферу. В мире мало летательных аппаратов, способных состязаться с ней. Выполняя задачи противовоздушной обороны в любую погоду, она может перехватывать не только вражеские самолеты, но и малоразмерные цели, такие как крылатые ракеты. Звено из четырех МиГов, сведенных в единый боевой и информационный комплекс, способно контролировать воздушное пространство на фронте порядка 1000 км. А расстояние до Нур-Султана на форсаже эта машина преодолеет менее чем за 5 минут!

Кстати, летчики объясняют, почему всепогодный сверхзвуковой перехватчик МиГ-31 следует называть воздушным кораблем. Дело в том, что согласно принятой классификации самолеты разделяются по взлетной массе. К примеру, военно-транспортный самолет Ил-76 с его взлетной массой в 195 тонн - корабль, а вот Ан-26 (24 тонны) до этого показателя еще не дотягивает! Соответственно, МиГ-31 - тоже воздушный корабль, поскольку с полными баками топлива и вооружением весит более 40 тонн.

На сегодняшний день авиационная база имеет достаточное количество авиационных специалистов: летного и штурманского, инженерно-технического состава, специалистов тыла и связи. Их ряды постоянно пополняются выпускниками высших военных учебных заведений Казахстана и России, а также других стран. Один из них - лейтенант Данияр Сарсенбаев, который служит в части уже год. Первый самостоятельный вылет молодой человек осуществил еще в 16 лет, когда учился в Государственном авиационном центре в столице.

- Когда впервые сел в кабину без инструктора и поднялся в небо, то осознал, что это безграничная свобода, без которой я не представляю свою дальнейшую жизнь, - рассказывает он.

Родители Данияра — родом из Актобе. В возрасте 10 лет он поступил в республиканскую военную школу «Жас Улан» в Нур-Султане. Когда предложили освоить профессию летчика, у него встрепенулось сердце. О покорении воздушной стихии парень мечтал с юных лет — зачитывался мемуарами известных авиаторов, просмотрел множество художественных и документальных фильмов, посвященных представителям этой мужественной профессии. Он согласился, не раздумывая — и не разу не пожалел об этом. По его словам, мать одобрила выбор сына стать летчиком. Зато сейчас женщина им искренне гордится.

3 Молодой летчик (1).jpg

Обучение проходило в Нур-Султане на базе Государственного авиационного центра, который и по сей день занимается подготовкой пилотов для гражданской авиации и отечественных ВВС. Данияр успешно прошел отбор по состоянию здоровья, сдал психологические тесты. Предстояли полеты на TL-2000 — легких многоцелевых самолетах чешской конструкции, предназначенных в основном для обучения будущих покорителей неба. Первые полтора месяца занимались изучением материальной части, аэродинамики и многих других теоретических основ, сдавали зачеты. Затем — вылеты с инструктором, который оценивал потенциал молодых людей.

- И, наконец, меня выпустили самостоятельно. Волнение, конечно, присутствовало, потому что государство мне доверило дорогостоящую машину. Затем охватил восторг, когда почувствовал, что самолет послушно реагирует на каждое отклонение рукоятки управления, а также положение элеронов. Это можно назвать чувством свободы, - вспоминает Данияр.

К моменту выпуска из «Жас Улана» в 2014 году общий налет курсанта составлял порядка 100 часов, из них 60 — самостоятельно. Это помогло молодому человеку успешно поступить в авиационный университет ВВС Народно-освободительной армии Китая. Перед зачислением с ним обстоятельно побеседовал атташе посольства КНР в Нур-Султане, который ознакомившись с личным делом Данияра, сказал: «У тебя много самостоятельных вылетов, берем без всяких вопросов». Между тем, прошения многих отклонили...

- Здесь мы летали на винтовых учебно-тренировочных РТ-6, это аналог советских машин Як-52. Уникальная сверхманевренная конструкция. Вместе с китайскими инструкторами мы отрабатывали даже вывод из штопора (неуправляемое движение самолета на закритических углах атаки по крутой нисходящей спирали малого радиуса с одновременным вращением относительно всех трех его осей, штопору предшествует потеря скорости и сваливание). К слову, этот маневр запрещено отрабатывать в Казахстане. После РТ-6 перешли на JL-8 — это уже реактивный учебно-боевой самолет, разработанный в КНР совместно с Пакистаном. В общей сложности, к моменту выпуска я налетал 250 часов, из них 90 — самостоятельно. Моя мечта исполнилась, - говорит Данияр Сарсембаев.

После окончания вуза ему присвоили звание лейтенанта и направили для прохождения службы в войсковую часть 50185 Сил воздушной обороны РК, именно так официально именуется 610-я авиационная база. Его должность сейчас – командир воздушного корабля.

В настоящее время, как подчеркнул заместитель командира по воспитательной и идеологической работе Арман Кудайбергенов, несмотря на сложную ситуацию с пандемией коронавируса, все занятия летного и технического персонала проводятся в соответствии с планом боевой подготовки. Внимание в первую очередь уделяется здоровью военнослужащих — строго соблюдаются правила социального дистанцирования, гигиены, проводятся регулярные медицинские осмотры.

В материале использованы архивные фото


Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"