Казахстанские летчики рассказали об эвакуации сограждан из Афганистана

Главной темой мировой информационной повестки конца лета стал политический кризис в Исламской Республике Афганистан. Буквально за несколько дней обстановка в стране изменилась, что повлекло правительства многих стран принять меры по эвакуации своих граждан с целью обеспечения их безопасности. В связи с непростой политической обстановкой в Афганистане было принято решение об эвакуации наших соотечественников.

18 августа в Алматы приземлился военно-транспортный самолёт С-295 ВВС РК, который доставил в Казахстан 42 пассажира (25 граждан Республики Казахстан, 14 граждан Республики Кыргызстан, 1 гражданин Российской Федерации и 1 гражданин Литвы). Содействие в эвакуации иностранных граждан, летевших данным бортом, оказало Посольство РК в Афганистане.
Военно-транспортный самолет С-295 – это турбовинтовой самолет средней дальности, способный выполнять задачи по перевозке войск, боевой техники и грузов. Данный самолет способен выполнять полеты в любых метеорологических условиях, а также совершать посадку на заснеженном или грунтовом аэродромном покрытии. На борту С-295 могут разместиться  69 солдат, 48 десантников, 27 раненных или больных (в санитарном варианте).
Группу эвакуированных граждан сопровождало пять членов экипажа, среди которых: начальник службы разведки и радиоэлектронной борьбы штаба командир экипажа капитан Шынгыс Алдонгаров, второй командир экипажа (командир корабля авиационного отряда военно-транспортной авиации) капитан Станислав Бирюков, помощник командира экипажа старший лейтенант Хайдыла Байдаулет, а также бортовой механик и бортовой техник. Каждый из них проходит службу в авиационной базе г. Алматы.
Командир экипажа капитан Шынгыс Алдонгаров выбор в пользу военной профессии сделал еще в юном возрасте. Он окончил Военный колледж имени генерала армии Сагадата Нурмагамбетова МО РК, а затем Крснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова. Свою служебную деятельность в качестве летчика казахстанской армии капитан Алдонгаров начал в 2012 году.
В день, когда был назначен эвакуационный полет в Афганистан, Шынгыс Алдонгаров вместе с другими членами экипажа находился на службе. Им  была поставлена задача совершить данный рейс, проходиший через воздушное пространство Узбекистана, Таджикистана и Афганистана.  Эвакуационный полет выполнялся из г. Шымкент и занял 2,5 часа. В обратном же направлении пунктом пребытия С-295 стал Алматы. Его длительность составила 3 ч 40 мин.


- В мои обязанности командира экипажа входило выполнения поставленной задачи, то есть взлет, непосредственный полет и посадка. По прилету обстановка была спокойной. Аэродром был уже подготовлен. Рядом с нами находились самолеты других стран, в основном США. Все пребывание на территории Афганистана, включая эвокуацию граждан, заняло 1,5-2 часа.

Командир экипажа пояснил, что ввиду изменившейся обстановки, воздушное пространство над Афганистаном не контроллируется.

- Необходимо было учитывать тот факт, что над территорией Афганистана летает множество бортов других государств. Наш самолет оборудован системой TCAS (система раннего предупреждения столкновения самолетов в воздухе). Данная программа позволяет проводить мониторинг обстановки вокруг самолета и координировать радиообмен с другими бортами, находящимися в воздухе. Благодаря системе TCAS все пилоты видят друг друга, выполняя полет в заданных границах своей высоты, – поясняет капитан Алдонгаров.

Обязанности второго командира экипажа на борту военно-транспортного самолета «С-295» выполнял уроженец Жезказгана капитан Станислав Бирюков. Он также является выпускником Краснодарского высшего авиационного училища летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова, которое окончил в 2013 году. По окончании училища по распределению был направлен в отдельную авиационно-транспортную эскадрилью г. Жетыген, затем был переведен в Алматы.

- Непосредственно перед полетом командиром экипажа проводится подготовка как экипажа, так и воздушного судна. Кроме того, заполняется перечень специальных авиационных документов. Данный полет прошел благополучно без эксцессов. Он был выполнен в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства, без нарушения воздушных границ других государств. Задача выполнялась в кризисном районе в сложных метеусловиях - повышенной температуры окружающей среды. Эвакуация также проходила в запланированном порядке: сверка по списку, проверка документов и погрузка пассажиров. Далее наступала уже наша работа, которая заключалась в доставке пассажиров, – говорит Станислав Бирюков.

Безусловно, на борту полета столь большой важности не мог обойтись без помощника командира экипажа. Данная обязанность легла на плечи старшего лейтенанта Байдаулета Хайдылла. В 2012 году он поступил в Военный институт Сил воздушной обороны имени дважды Героя Советского Союза Т.Я. Бегельдинова, который окончил в 2016 году, откуда и был направлен на авиационную базу в Алматы.


По его словам, в день вылета экипажу поступила важная задача по эвакуации наших граждан с территории Исламской Республики Афганистан. Была объявлена часовая готовность, то есть в течение часа было необходимо завершить все приготовления и вылететь в пункт назначения.

- В мои обязанности помощника командира экипажа входило передача плана полета (Flight plan), осуществление радиообмена, а также обеспечение безопасности пассажиров и воздушного судна. Полет проходил в штатном режиме. Процедурой эвакуации руководили представители нашей страны в Афганистане. Мы же в это время находились в самолете, ожидая окончания погрузки пассажиров.

При выполнении обратного полета было важно держать радиообмен с другими воздушными судами, так как воздушное пространство страны регулируется лишь частично. В частности, хорошо контролируется пространство над Кабулом. Ближе границы бесконтрольная зона. Однако нам помогала система TCAS, благодаря которой на дисплее можно увидеть местоположение других самолетов. Над территорией Таджикистана радиообмен наладился и полет завершился благополучно, – рассказал помощник командира экипажа.

Важно отметить, что данный полет был выполнен с целью обеспечения безопасности наших соотечественников. Наша страна всегда защищает интересы и права своих граждан, находящихся за рубежом. Летчики отмечают, что выполнение полета – это лишь часть их работы по охране граждан, попавших в непростую обстановку.

Нариман ДЮСЕНОВ


Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"