Территориальные войска - "иммунная система" государства

Территориальные войска нашей страны отмечают четвертую годовщину со дня образования. 13 июня 2017 года Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обороны и воинской службы» были закреплены нормативные положения о территориальных войсках.

История человечества всегда ставила перед военным человеком вопросы сохранения жизни и здоровья гражданского населения, защиты объектов и коммуникаций. Рассмотрим, какие применялись подходы в отношении самой важной составляющей военного человека – защиты его семьи и очага, когда войска находились на поле боя.
Многовековой исторический опыт наших предков показал, что в годы тяжелейших испытаний, во время джунгарского нашествия, все, кто мог взять в руки оружие, вливались в войско хана. Определенное количество оставалось для охраны женщин, стариков и детей, подвоза продовольствия. Как правило, это были мужчины старшего возраста, а также имевшие ранения и увечья, которые при противостоянии врагу формировали так называемое ополчение.
Вторая мировая война показала, что партизанское движение является наглядным примером этому. Партизанские формирования, состоящие из слаженной системы органов управления и подразделений, комплектуемых на добровольной основе местным населением, по сути своей являлись территориальными войсками.
Во время Советского Союза работа по закладке населению основ территориальной обороны проводилась на производстве, в организациях образования и даже в период проведения отдыха в лагерях, а ношение значка ГТО («Готов к труду и обороне!») было символом мужественности.
История и практика современных войн показывают, что формирования ополчений, образованные для защиты своей территории, способны эффективно противостоять регулярным войскам.
Пример защиты своих селений местным населением в период проведения антитеррористической кампании в Чеченской Республике Российской Федерации показал, что защиту населенных пунктов от вторжения боевиков и наемников организовывали советы старейшин и духовные лица. Они прекрасно знают местность и в высшей степени мотивированы защитой своего дома. Знание местности, влияние на молодежь, опора на вековые традиции, позволили им создать примитивную, но действенную самооборону. Они смело выходили навстречу боевикам, имея в руках лишь вилы и лопаты, отказывали врагу в продовольствии и крове. Обеспечивали круглосуточное дежурство своих селений.


Недавние события в Ираке и Сирии показали, что после истощения людского и материального компонента армии, немаловажную, а порой и важнейшую роль стали играть ополчения этих государств.

Именно военизированные формирования ополчений ведут успешную борьбу с боевиками террористической организации ДАИШ и не допускают распространения их влияния на своей территории. Ополченцы доказали, что такая сила, как преданность Родине, даже при нехватке оружия и военной подготовки, приводит к победе.

В свою очередь, пренебрежение стратегией использования народного ополчения для локализации и предотвращения кризисной ситуации внутри государства привело к фактическому развалу Ливии, где в результате вооруженного конфликта между правительственными силами и вооруженными отрядами оппозиции произошла смена власти. По мнению экспертов, одной из причин крушения единой государственности Ливии стала утрата народной поддержки правительством, сделавшим ставку только на регулярную армию и полицию.

Новые вызовы и угрозы, а также углубленное развитие комплексного подхода к изучению опыта современных военных конфликтов привели к переосмыслению взглядов на обеспечение военной безопасности во многих странах мирах. Казахстан в этом ряду не исключение.

В современных условиях перспектива полномасштабной войны с использованием классических способов ведения военных действий маловероятна. Характер военных действий существенно изменился. Развязывание войны происходит без объявления о ней, внезапно. Адекватно реагировать на такую угрозу невозможно без наличия подготовленной системы территориальной обороны.

В условиях гибридной войны, когда страной-агрессором будут приниматься меры по дестабилизации ситуации в стране нападения через вывод на улицы и площади городов митингующих масс, совершения групповых актов неповиновения и преступлений, в период, когда вооруженные силы еще не получили приказ на применение, так как война еще не объявлена, решающая роль в противостоянии действиям противника будет возложена на заблаговременно подготовленную систему территориальной обороны с одновременным проведением мероприятий по информационному противоборству.

Указанные подходы к противостоянию противнику в разные времена свидетельствуют, что одним из основных и самым важным преимуществом системы территориальной обороны является наличие у нее твердой идеологической платформы, основанной на принципах защиты своего дома, своей семьи, родных и близких, которая является важным объединяющим фактором между системой государственного управления, деятельностью органов государственной власти и гражданским обществом в области обороноспособности страны в целом.

Фактически система территориальной обороны - это «иммунная система» страны, обеспечивающая ее защиту от внешних и внутренних посягательств, позволяющая сплотить и мобилизовать волю народа к обороне и привлечь все ресурсы для защиты своего отечества.

Кстати, большинство стран, наряду с регулярными армиями, имеют в боевом составе военного времени территориальные войска.

Примером могут быть Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Италия, Литва, Латвия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Франция, Швеция, Финляндия и многие другие. Граждане этих стран традиционно гордятся своей принадлежностью к этим войскам, а участие в плановых мероприятиях боевой подготовки воспринимают как почетные право и обязанность.

В большинстве государств именно на территориальные войска возлагаются задачи прикрытия мобилизационного развертывания вооруженных сил, охраны стратегических объектов и элементов военной и гражданской инфраструктуры, собственно ведение самой территориальной обороны.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан» территориальная оборона – совокупность мероприятий, осуществляемых Правительством страны в целях защиты населения, объектов и коммуникаций от действий противника, диверсионных актов или актов терроризма, а также введения и обеспечения режимов чрезвычайного или военного положения.

Территориальная оборона является составной частью общегосударственных оборонных мероприятий и осуществляется Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями, специальными государственными и правоохранительными органами, центральными государственными и местными исполнительными органами, а также организациями, деятельность которых направлена на решение задач по обеспечению безопасности Республики Казахстан.

Для выполнения задач территориальной обороны в каждой области функционируют бригады территориальных войск, которые в мирное время содержатся в сокращенном составе и разворачиваются при введении режимов чрезвычайного или военного положений, за счет призыва военнообязанных из числа местного населения.

За годы Независимости Республики Казахстан территориальная оборона претерпела множественные преобразования.

Так, изначально бригады территориальной обороны функционировали как коммунальные государственные учреждения местных исполнительных органов, которые входили в состав Вооруженных Сил Республики Казахстан только при объявлении мобилизации. Комплектовались данные учреждения, как правило, бывшими военнослужащими-отставниками.

В то время в Министерстве обороны, в структуре Департамента оперативного планирования, функционировал отдел территориальной обороны, который в 2005 году был передан в Департамент организационно-мобилизационной работы ГШ ВС РК.

В 2011 году функции по вопросам территориальной обороны из Генерального штаба были переданы в Управление главнокомандующего Сухопутных войск ВС РК. После этого, в 2012 году, в составе Главного управления специальных войск ВС РК было образовано управление территориальной и гражданской обороны.

События на Ближнем Востоке (Сирия, Ливия, Ливан), а также события на Украине показали, что все силы военной безопасности в Казахстане должны находиться под управлением единого уполномоченного государственного органа (Министерство обороны РК).

В связи с чем, Указом Главы государства в 2015 году была утверждена Концепция интеграции системы территориальной обороны в общую систему обеспечения военной безопасности Республики Казахстан.

На основании данной Концепции в 2016 году управление территориальной и гражданской обороны Главного управления специальных войск ВС РК было преобразовано в Главное управления территориальной обороны Вооруженных Сил Республики Казахстан, а начальник данного Главного управления по должности являлся начальником территориальных войск ВС РК.

В 2019 году Главное управление территориальной обороны было переформировано в Департамент территориальной обороны Генерального штаба ВС РК.

Кроме того, в рамках развития системы ТрО были созданы отделы территориальных войск в управлениях командующих войсками региональных командований и Десантно-штурмовых войск Сухопутных войск ВС РК.

Затем в соответствии с Постановлением Правительства РК от 19 апреля 2018 года бригады территориальной обороны, находящиеся при акиматах, были преобразованы в воинские части территориальных войск ВС РК.

За непродолжительное время функционирования территориальных войск бригады территориальной обороны приняли участие в военных парадах войск в 2017 и 2018 годах.

В мае 2018 года на боевом параде Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы акимам областей и городов вручены боевые знамена бригад территориальной обороны.

В целях усиления местных исполнительных органов с декабря 2018 года введены должности помощника акима по вопросам военной безопасности и обороны, на которые в порядке откомандирования назначены военнослужащие Вооруженных Сил.

В 2020 году в период пандемии в целях обеспечения режима чрезвычайного положения впервые проведено специальное развертывание территориальных войск с призывом военнообязанных на специальные сборы.

Всего в бригады территориальной обороны было призвано более полутора тысяч военнообязанных. При этом добровольно желающих пройти сборы составило около 3000 человек. Военнообязанные бригад территориальной обороны несли службу в оперативном штабе, на блокпостах, в патруле, в медучреждениях, проводили дезинфекцию, оцепление карантинных объектов, выделялись в мобильную группу, участвовали в ликвидации ЧС в Туркестанской области. Все возложенные задачи на территориальные войска, вызванные условиями карантина, выполнены успешно.

В целом практика реального применения территориальных войск подтвердила действенность системы территориальной обороны и продемонстрировала казахстанский патриотизм наших граждан.

Проведена большая работа по совершенствованию нормативной правовой базы, внесены необходимые изменения и дополнения в законодательные акты по вопросам территориальной обороны. В марте текущего года Главой государства подписан Указ «Об утверждении общих задач и системы организации территориальной обороны», который в данной сфере является основным руководящим документом. В реализацию данного Указа приказами Министра обороны утверждены Положение о территориальных войсках и Нормы снабжения территориальных войск.

С подразделениями бригад территориальной обороны на системной основе проводятся учения и тренировки, а также курсы повышения квалификации должностных лиц местных исполнительных органов и территориальных органов территориальных войск.

Впереди еще предстоит многое сделать. Для этого необходима постоянная работа всех органов государственного и местного управления в этом жизненно важном направлении.

 

Подполковник Нуржан Боранбаев, старший офицер по боевой подготовке Департамента территориальной обороны ГШ ВС РК


Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Мобильные, всепогодные, высокоточные: О перспективных РЛС контрбатарейной борьбы зарубежных стран

Мобильные, всепогодные, высокоточные: О перспективных РЛС контрбатарейной борьбы зарубежных стран

ЗРК «Тор-М2»: сила грома

ЗРК «Тор-М2»: сила грома