Какие изменения ждут военнослужащих РК после внесения изменений в законодательство о воинской службе?

Социальная защита людей в погонах всегда была и остается основной задачей государства. Бесплатное медицинское обслуживание, решение жилищного вопроса, достойная пенсия из государственного бюджета – это далеко не полный перечень принимаемых государством мер, направленных на повышение уровня жизни и благосостояния военнослужащих и членов их семей.

В конце июня вступил в силу Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обороны и воинской службы», который направлен на дальнейшее совершенствование системы обеспечения обороны и воинской службы, гарантий социальной и правовой защиты военнослужащих. Внесенные в Закон изменения положительно скажутся на повышении престижа воинской службы, строительстве профессиональной армии, пополнении ее специалистами ратного дела.

Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обороны и воинской службы» был подписан Главой государства 13 июня текущего года и вступил в силу 26 июня.

Законом внесены изменения в Трудовой кодекс Республики Казахстан, а также в законы «О транспорте в Республике Казахстан», «Об органах национальной безопасности Республики Казахстан», «О жилищных отношениях», «О государственном оборонном заказе», «О железнодорожном транспорте», «О чрезвычайном положении», «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан», «Об органах военной полиции», «О воинской службе и статусе военнослужащих» и в ряд других нормативных правовых актов.

 

Разовое отсутствие на службе – не основание для увольнения?

Одной из задач, на решение которых направлены изменения в законодательстве, является унификация подходов при поступлении, прохождении и увольнении с воинской службы и службы в специальных государственных органах, в том числе при обучении в организациях образования Казахстана и иностранных государств.

Что касается основных изменений, касающихся получения военного образования, то в новой редакции вместо понятия «слушатели» введены понятия «интерн», «магистрант», «докторант». А также понятия «воспитанники» были заменены на «улан», «кадет», «курсант», что позволило законодательно конкретизировать лиц, обучающихся в организациях образования Министерства обороны Республики Казахстан, а также определить их статус.

Изменен возраст лиц, привлекаемых на возмездной основе к подготовке по военно-техническим и иным специальностям. Если раньше привлекались призывники от 22 до 27 лет, то по новым требованиям Закона – призывники от 24 до 27 лет.

Раньше во время приписки граждан к призывным участкам в приписные комиссии входили начальники районных органов военного управления, сейчас членом комиссии выступает представитель МОВУ района. Председателем приписной комиссии является заместитель руководителя местного исполнительного органа района (заместитель акима).  

В соответствии со статьей 17 Закона акимы района (города республиканского значения) обязаны обеспечить доставку призывников в призывные (сборные) пункты областей и городов республиканского значения и столицы при проведении приписки допризывников и призыва граждан на срочную службу.

Внесены изменения в основания для увольнения со службы. Если ранее одной из причин для увольнения по отрицательным мотивам было отсутствие на службе без уважительной причины в течение трех и более часов подряд, то новой редакцией Закона для военнослужащих Вооруженных Сил данное основание исключено. (Сохранилось только для военнослужащих органов внутренних дел и специальных государственных органов.)

Изменились требования для поступления на воинскую службу по контракту в зависимости от назначаемой должности:  

– для назначения на должности состава солдат и младшего сержантского состава принимаются лица возрастом не позднее достижения ими предельного возраста состояния на воинской службе на пятнадцать лет (т.е. не старше 30 лет),

– для назначения на должности младшего офицерского состава и старшего сержантского состава – не старше возраста на десять лет младше предельного возраста (т.е. не старше 37 лет),

– на должности старшего офицерского или высшего сержантского состава – не старше пяти лет до предельного возраста (т.е. не старше 42 лет).

Военнослужащим в воинском звании «подполковник» увеличен предельный срок пребывания на воинской службе с 47 до 48 лет. Это позволит отдельным военнослужащим дослужить до момента наступления права на пенсионные выплаты.

На воинскую службу по контракту отныне не принимаются лица, уволенные по отрицательным мотивам с государственной или воинской службы, из специальных государственных органов, правоохранительных органов, судов, органов юстиции. (Ранее принимались по истечении трех лет с увольнения.)

Изменениями в законодательстве предусмотрена возможность продления контрактов до 5 лет для военнослужащих-преподавателей военных вузов и военных кафедр, военнослужащих-медиков, летчиков и военных прокуроров, достигших предельного возраста.

 

Теперь военнослужащие обеспечены обедом, и отпуск длится дольше

Внесены изменения в вопросы социального обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.

С 1 января 2018 года в воинских частях постоянной боевой готовности военнослужащие на должностях офицерского состава в подразделениях взвода (группы, расчета) и роты (батареи, отдельного взвода, корабля 4 ранга), а также на должностях рядового и сержантского составов обеспечиваются питанием (обедом) за счет государства в рабочие дни, установленные регламентом служебного времени.

Кроме того, новыми изменениями определена сумма возмещения расходов за счет государства на перевозки собственного имущества военнослужащих при переводе на другую местность. Сумма возмещения не более 1 МРП – на каждые 20 километров автомобильной дороги.

Продлилась продолжительность ежегодных отпусков военнослужащим с выслугой более 15 лет в календарном исчислении. Теперь они по продолжительности приравнены к отпускам сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов.

Для военнослужащих с выслугой от 15 до 20 лет продолжительность отпуска теперь составляет 40 суток (было 35 суток), а для военнослужащих с выслугой свыше 20 лет – 45 суток (было 40 суток).

В целом, с 40 до 60 суток увеличена максимальная общая продолжительность основного и дополнительных видов отпусков.

Возвращена ранее изъятая из закона норма о возможности предоставления супруге военнослужащего отпуска в то же время, что и военнослужащему, по согласованию с работодателем. Также возвращена возможность предоставления супруге военнослужащего такой же продолжительности неоплачиваемого отпуска, что и военнослужащему.

Отпуск военнослужащего по контракту теперь может быть разделен на части с учетом интересов службы. Ранее действовала норма о разделении отпуска только на две части.

Военнослужащим, находящимся на летной работе, корабельной службе, несущим боевое дежурство, боевую службу, проходящим службу в местностях по перечню, устанавливаемому Министром обороны Республики Казахстан, дополнительно к ежегодному основному отпуску предоставляется 10 суток отпуска.

 

Предусмотрен новый механизм обеспечения жильем

По информации Юридического департамента Министерства обороны РК, в целях дальнейшего совершенствования системы обеспечения жильем военнослужащих разработан проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам жилищных отношений» (введение в действие планируется с 1 января 2018 года), который постановлением Правительства от 28 июня 2017 года № 395 внесен в Мажилис Парламента для рассмотрения.

Проектом Закона предусмотрен новый механизм обеспечения жильем военнослужащих, членов их семей и военных пенсионеров путем осуществления жилищных выплат независимо от выслуги лет с учетом состава семьи. Жилищные выплаты будут производиться всем категориям военнослужащих, нуждающихся в жилье, на ежемесячной основе путем их перевода на личный специальный счет военнослужащего, открытый по его выбору в одном из банков второго уровня. Далее по поручению получателей жилищных выплат банки второго уровня будут перечислять денежные средства на предусмотренные законом цели (приобретение жилья в собственность, в том числе посредством ипотеки или в рассрочку, аренда жилья, накопление жилищных строительных сбережений и пр.). Таким образом, военнослужащие уже во время службы будут иметь возможность приобрести собственное жилье.

Кто имеет право на приватизацию жилья? Согласно статье 55 Закона РК «О воинской службе и статусе военнослужащих», военнослужащим, состоявшим на воинской службе 10 лет и более в календарном исчислении на 1 января 2013 года, предоставляется служебное жилище из государственного жилищного фонда, которое они имеют право приватизировать (за исключением жилищ, расположенных в закрытых и обособленных военных городках, на пограничных заставах и в комендатурах) на условиях и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством РК. Военнослужащие, состоявшие на воинской службе 15 лет и более в календарном исчислении на 1 января 2013 года, имеют право приватизировать служебное жилище безвозмездно после двадцати лет воинской службы в календарном исчислении.

Для военных пенсионеров, с выслугой 20 и более лет, продолжающих проживать в закрытых и обособленных военных городках, предусмотрена единовременная выплата компенсации взамен права приватизации жилища по аналогии с действующими военнослужащими, что позволит разово решить жилищный вопрос военных пенсионеров.

 

 

Подразделения территориальной обороны получили статус войск

В вопросах совершенствования законодательства об обороне следует отметить, что появление современных форм вооруженной борьбы, опыт зарубежных государств в этой сфере требуют модернизации существующей системы территориальной обороны.

Подразделения территориальной обороны, подчиняющиеся акимам областей, получили статус территориальных войск, которые включены в состав Вооруженных Сил Республики Казахстан. Помимо выполнения своих основных задач территориальные войска будут привлекаться к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и при введении чрезвычайного положения для разрешения кризисных ситуаций.

Проведение государственных закупок для нужд обороны передано от Министерства обороны операторам государственного оборонного заказа, которых будет выбирать Министерство оборонной и аэрокосмической промышленности. Тем самым будет максимально снижен коррупциогенный фактор.

Состав оборонного заказа расширяется за счет включения в него фундаментальных и прикладных научных исследований в области обороны и национальной безопасности государства. Выбор операторов (исполнителей) государственного оборонного заказа будет осуществляться только из числа организаций и юридических лиц, включенных в реестр отечественных товаропроизводителей и поставщиков работ и услуг.

Таким образом, руководством страны делается все необходимое для обеспечения высокого уровня обороноспособности и боеготовности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан. Изменения в законодательстве также направлены на повышение престижа воинской службы, строительство профессиональной армии, пополнение ее специалистами ратного дела.

Принятые в Законе нововведения позволят создать необходимые условия для комплектования Вооруженных Сил, прохождения воинской службы и придать новый импульс дальнейшему развитию армии с учетом требований по повышению ее боевой готовности и боеспособности.


Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"