Как уберечься от суррогата религии?

Как отличить приверженцев псевдорелигиозных течений от представителей мировых и традиционных религий? Кто уязвим перед миссионерами радикальных организаций, и как не попасться им на удочку? На эти и другие вопросы военнослужащие получают ответы на профилактических мероприятиях, проводимых в Вооруженных Силах РК, по противодействию проникновения идей терроризма и экстремизма, сообщает корреспондент Sarbaz.kz.

Недавно такое общепрофилактическое мероприятие провели с участием личного состава войсковых частей Приозерского гарнизона.

 

Основанием для проведения мероприятия послужила религиозная обстановка в Карагандинской области среди гражданского населения, а также возможное увеличение числа последователей нетрадиционной религиозной идеологии «салафизм», в том числе в окружении воинских частей Приозерского гарнизона. В частности, во время месяца Рамазан в этом году мечети в Карагандинской области посещали лица, внешние признаки которых, поведение во время выступления имама, способы чтения намаза, косвенно указывали на их принадлежность к салафитской идеологии.

…На общепрофилактическом мероприятии, в котором приняли участие представители официального духовенства города Приозерска и военнослужащие, начальник отдела военной контрразведки КНБ РК майор Еркен Жумаханов рассказал защитникам Родины о религиозной обстановке в стране, количестве последователей традиционной религиозной идеологии, видах мировых религий, а также имеющихся так называемых ответвлениях от них и течениях, пропагандирующих экстремистские идеи.

Подробно он остановился на псевдохристианских организациях, действующих на территории Казахстана, таких, как «Свидетели Иеговы», «Грейс Благодать», «Новая жизнь», «Церковь Саентологии», рассказал о характере их деятельности, преследуемых целях и роли в дестабилизации как религиозной обстановки в республике, так и основ конституционного строя.

Также майор Жумаханов рассказал о религиозно-экстремистских организациях и течениях, действующих под прикрытием ислама, таких как МРЭО «Хизб-ут-Тахрир», «Таблиги джамаат», идеях салафизма, такфиризма и джихадизма.

Особый интерес у военнослужащих вызвал вопрос о выявлении последователей и адептов нетрадиционной религиозной идеологии по различным признакам. В частности, по способу чтения молитв (намаза), соблюдению иных религиозных обрядов, сознательно допускаемому с их стороны искажению основных положений Корана и Сунны. Наиб-имам городской мечети Айтбай Жалғабай подробно разъяснил интересующие военнослужащих темы, а также официальную позицию Духовного управления мусульман Казахстана по данному вопросу, принимаемые меры по противодействию и контрпропаганде распространению нетрадиционных религиозных идей, а также принятую в традиционном исламе интерпретацию понятия «джихад» и образ жизни правоверного мусульманина Ханафитского мазхаба. Наиб-имам рассказал об основных различиях между существующими в исламе мазхабами и подчеркнул недопустимость использования как ислама, так и любой иной религии в реализации политических целей путем совершения экстремистских, террористических и других насильственных акций в отношении государства и граждан.

В завершение мероприятия майор Жумаханов довел до командиров воинских частей и офицеров воспитательных структур важность постоянного проведения подобной работы с подчиненными военнослужащими, изучения соответствующей литературы, нормативных и правовых актов, в том числе чтобы не допустить ущемления конституционных прав военнослужащих в связи с излишне буквальным пониманием требований Закона РК «О религиозной деятельности».

 

Кто такие салафиты?

Мы попросили начальника отдела ВКР КНБ РК майора Еркена Жумаханова разъяснить нашим читателям, как отличить салафитов от представителей традиционного ислама.

- Термин «салафизм» происходит от арабского слова «сáляф» («предок, предшественник»), имеются в виду «саляф-ус-салихун» («праведные предшественники») – сподвижники Пророка Мухаммада и последующие два поколения. Иначе говоря, термин «салафит» можно истолковать как «мусульманин, стремящийся полностью подражать праведным предшественникам в вероубеждении и образе жизни». Религиоведами салафиты подразделяются на две категории: умеренных салафитов (мадхалиты и сурруриты) и радикалов (такфириты и джихадисты).

К примеру, вот какую трактовку салафизма предлагает известный религиовед, глава общественного объединения «Нұрлы білім» Рустем Сыздыков, объясняя природу происхождения «салафизма»: «Салафизм – этот тот же «ваххабизм». Это слова-синонимы, как нацизм и гитлеризм. Нацизм – это идеология, гитлеризм – название явления по фамилии человека, который эту идеологию в жизнь претворял. В нашем случае есть салафизм как идеология, и ваххабизм по имени человека, который претворял это учение в жизнь, - Мухаммад Абд аль-Ваххаб».

Ваххабизм же, по сути, представляет собой агрессивное практическое руководство к действию, опирающееся на культ насилия и на сознательную примитивизацию мировоззрения, упрощение понятийного аппарата, создание краткого цитатника, вырванных из контекста фраз священных текстов, - все это сделало ваххабизм доступным для очень широких слоев населения. Получился суррогат религии, орудие манипуляции сознанием людей, некий новый продукт, замешанный на суррогате религиозно-политических структур. Продукт, созданный для исламистов, между прочим, английскими спецслужбами. В данном случае ислам – мировая религия, религия добра и мира,  исламизм – религиозно-политическая идеология, имеющая конкретную прагматическую конструкцию, направленную на определенные геополитические и геоэкономические цели.

При этом для салафитов-ваххабитов приоритетом является достижение власти, а религия выступает лишь как метод на пути к цели.

Внешних признаков салфита-ваххабита много, приведем основные:

Борода – неотъемлемый атрибут (в отличие от остальных мусульман, которые считают ношение бороды желательным, салафиты-ваххабиты считают ношение бороды обязательным). Хотя в последнее время, чтобы не обнаружить себя, могут коротко обстригать, в вредких случаях вообще сбривать бороду.

Ношение укороченных снизу брюк (выше щиколотки).

- Могут носить пакистанскую или арабскую одежду.

- В мечети не надевают тюбетейку (как остальные мусульмане), не пользуются четками.

- Отрицают мазхабы.

- Отрицают возможность дружбы с другими религиями.

- Отрицают поклонение могиле Пророка, а также могилам предков.

Не признают Конституцию РК и другие законы, кроме шариата.

- Считают, что ваххабизма не существует и не считают себя ваххабитами (салафитами), а только правоверными (самыми «правильными») мусульманами.

- Считают всех, включая мусульман, кто служит государству, неверными, врагами и вероотступниками, даже мирных гражданских лиц. Особенно сотрудников органов и военных (радикальные салафиты).


 

Незнание делает уязвимым

- Учитывая, что большая часть военнослужащих в нашей армии - это военнослужащие по контракту, которые после службы уходят к месту проживания, как правило, на территории города, поселка, то объективно военнослужащие могу столкнуться с представителями запрещенных течений, - отвечая на другой наш вопрос, отметил майор Еркен Жумаханов.  - В том числе военнослужащие могут быть объектами целенаправленных устремлений со стороны представителей нетрадиционных религиозных течений, в особенности экстремистских, радикальных, поскольку по роду службы они имеют прямой доступ к оружию и боеприпасам, взрывчатым веществам, что является средством террора. В том числе многие из нас имеют родственников, регулярно посещающих мечеть, либо являющихся верующими, которые также могут оказаться втянутыми в деструктивное религиозное течение.

Как правило, подобное происходит с людьми, в том числе так называемым «верующим контингентом», которые только начинают познавать азы религии в силу каких-либо жизненных обстоятельств. При этом, ошибочно полагают, что ответы на интересующие их религиозные вопросы в полном объеме можно найти в Интернете, на различных религиозных форумах социальных сетей и не считают нужным посоветоваться с имамом мечети, являющимся, как правило, специалистом с теологическим образованием. Миссионеры же псевдорелигиозных, в особенности радикальных организаций, осуществляют целенаправленный поиск таких, скажем, «неокрепших душ» для их вербовки, насаждения своих взглядов и зачастую  дальнейшей отправки в места ведения боевых действий, такие как Сирия, Ирак с конкретной целью – война с неверными, так называемый «джихад».

Что такое джихад в его истинном понимании, как предписывает Коран, на профилактическом мероприятии пояснил приглашенный нами наиб-имам мечети города Приозерска Айтбай Жалғабай.

В вопросах организации контрпропаганды и противодействия проникновению псевдорелигиозных экстремистских идей в воинскую среду органы военной контрразведки КНБ РК активно взаимодействуют с офицерами воспитательных структур, подразделениями по делам обороны и военными правоохранительными органами, поскольку нетрадиционная религиозная идеология приходит в войска извне.

В этой связи мы работаем с данными структурами как в период призыва молодежи на срочную воинскую службу, так и призыва граждан на воинскую службу по контракту в рамках обязательной спецпроверки граждан, поступающих на госслужбу. При этом, с первой категорией лиц на раннем этапе сталкиваются как раз таки работники подразделений по делам обороны, которые выявляют людей с нетрадиционными религиозными взглядами путем собеседований, различных анкетирований, просто наблюдения так скажем «со стороны». Поэтому всеми государственными органами в этом направлении проводится большая работа, в том числе разъяснительная как в средствах массовой информации, Интернете, так и путем проведения лекций и бесед, вроде проведенного нами мероприятия.

Одной из задач органов военной контрразведки КНБ РК является оказание содействия военному командованию в поддержании высокой боеготовности войск, а присутствие нетрадиционной религиозной идеологии в воинских коллективах, я думаю, излишне напоминать, может нанести максимальный ущерб успешности выполнения войсками стоящих перед ними задач.
Cвязанные новости:
Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"