История и перспективы развития армейских парашютных систем

Парашют сегодня крепко ассоциируется со службой десантников, являясь их «оружием» и неизменным атрибутом. И, кажется, так было всегда. А ведь широкому применению парашютов в военных целях еще нет и века. За годы развития парашютов менялись ткани, материалы, формы купола и многие другие характеристики парашютов, неизменными оставались общая конструкция и главные требования – простота и надежность.

Зарождение идеи

 Идея создания устройства для безопасного преодоления высоты принадлежит гениальному изобретателю Леонардо да Винчи. Он считал, что шатер из накрахмаленного полотна шириной в 12 локтей и высотой в 12 способен обеспечить безопасный для жизни и здоровья человека спуск с любой высоты. Такой прыжок был совершен спустя век после смерти гениального изобретателя – в 1617 году итальянский инженер Фаусто Веранцио спрыгнул с крыши башни и благодаря своему устройству благополучно приземлился.
Дословно слово «парашют» переводится как «против падения» (от греческого para – «против» и французского chute – «падение»). Термин предложил французский физик Луи-Себастьян Ленорман – один из пионеров в области прыжков с парашютом. Начинал ученый с прыжков с деревьев с помощью модифицированных зонтиков. После усовершенствования изобретения 26 декабря 1783 года Ленорман спрыгнул с башни обсерватории Монпелье, используя 14-футовый парашют с твердым деревянным каркасом. Назначение парашюта он видел в том, чтобы помочь людям, находящимся в горящем здании, покинуть его целыми.
Дальнейшее развитие парашюта связано с появлением аэростатов, когда возникла необходимость создания спасательных приспособлений. Парашюты, применявшиеся на аэростатах, имели либо обруч, либо спицы для того, чтобы купол был всегда в раскрытом состоянии и его можно было применить в любой момент. Парашюты в таком виде крепились под гондолой воздушного шара или являлись промежуточным соединительным звеном между аэростатом и гондолой. В XIX веке в куполе парашюта начали делать полюсное отверстие, что повысило устойчивость купола, из каркаса купола были изъяты обручи и спицы, а сам купол парашюта стали прикреплять к оболочке воздушного шара сбоку.
В 1911 году офицер Русской императорской армии Глеб Котельников разработал и запатентовал ранцевый парашют РК-1. Его испытания успешно прошли 19 июня 1912 г. Новый парашют был компактен и отвечал всем основным требованиям применения в авиации. Купол его изготовлялся из шелка, стропы разделялись на группы, подвесная система состояла из пояса, нагрудного обхвата, двух плечевых ремней и обхватов для ног. Главной особенностью парашюта была его автономность, дающая возможность пользоваться им независимо от самолета.

Рождение воздушного десанта

До конца 20-х гг. парашюты создавались и совершенствовались в целях спасения жизни аэронавта или летчика в случае вынужденного покидания летательного аппарата в воздухе. В январе 1930 г. Реввоенсовет СССР утвердил обоснованную программу строительства определенных типов летательных аппаратов (самолетов, аэростатов, дирижаблей), которые должны были полностью учитывать запросы нового, зарождающегося рода войск – воздушной пехоты. Для проверки теоретических положений в области применения воздушных десантов на аэродроме 11-й авиабригады в Воронеже 26 июля 1930 г. открылись первые в стране парашютные занятия с выполнением прыжков из самолета. Было подготовлено 30 парашютистов в целях выброски экспериментального воздушного десанта на предстоящем опытно-показательном учении ВВС Московского военного округа. В ходе решения задач учения нашли свое отражение основные элементы воздушно-десантной подготовки.

Для участия в десанте было отобрано 10 человек. Основная цель данного эксперимента заключалась в показе участникам авиационного учения техники выброски парашютного десанта и доставки ему необходимого для боя оружия и боеприпасов. Планом предусматривалось также исследование и ряда специальных вопросов парашютного десантирования: снижение десантников в условиях одновременной групповой выброски, темп выброски десантников, величина их рассеивания и время сбора после приземления, время, затрачиваемое на отыскание сброшенного на парашютах вооружения, и степень его сохранности.

2 августа 1930 г. с аэродрома поднялись самолет с первой группой парашютистов и три самолета Р-1, которые несли под крыльями по два контейнера с пулеметами, винтовками, боеприпасами. Вслед за первой была выброшена вторая группа. Десантники, быстро собрав парашюты, направились на сборный пункт, по пути распаковали контейнеры и, разобрав оружие, приступили к выполнению поставленной задачи. 2 августа 1930 г. вошло в историю как день рождения Воздушно-десантных войск. С этого времени у парашюта появилось новое назначение – обеспечивать высадку войск в тылу противника, а в составе вооруженных сил появился новый род войск.

Следует обратить внимание, что на этом этапе десантник прыгал без стрелкового вооружения, имея при себе лишь личное оружие – нож и пистолет. Автоматы, винтовки, пулеметы сбрасывались в отдельных контейнерах, которые по приземлении еще надо было найти (считалось, что стрелковое оружие помешает свободному открытию парашюта и приземлению без травм). В Великую Отечественную десантники прыгали уже сразу с автоматами, карабинами и ручными пулеметами. Современные десантники навьючены, помимо прочего, еще и контейнерами с боеприпасами и оснащением весом около 40 кг.

В 1930 г. открылась первая в стране фабрика по производству парашютов, ее директором, главным инженером и конструктором был М.А. Савицкий. В апреле этого же года были изготовлены первые опытные образцы спасательного парашюта типа НИИ-1, спасательных парашютов ПЛ-1 для летчиков, ПН-1 для летчиков-наблюдателей (штурманов) и парашютов ПТ-1 для совершения учебно-тренировочных прыжков летно-подъемным составом ВВС, десантниками и спортсменами-парашютистами. В 1931 г. на этой фабрике были изготовлены парашюты ПД-1 конструкции М.А. Савицкого, которые начиная с 1933 г. стали поступать на снабжение парашютно-десантных частей. Созданные к тому времени парашютно-десантные мягкие мешки (ПДММ), парашютно-десантные бензиновые баки (ПДББ) и другие виды десантной тары в целом обеспечивали парашютную выброску всех видов легкого оружия и боевых грузов.

В Москве 31 мая 1933 г. была открыта Высшая парашютная школа ОСОАВИАХИМ, приступившая к планомерной подготовке инструкторов-парашютистов и укладчиков парашютов. В 1933 г. были освоены прыжки в зимних условиях, установлены возможные для массовых прыжков температура, сила ветра у земли, наилучший способ приземления и обоснована необходимость разработки специального обмундирования десантника, удобного для совершения прыжка и для действий на земле в ходе боя. В 1933 г. появился парашют ПД-2, через три года парашют ПД-6, купол которого имел круглую форму и площадь 60,3 квадратных метра.





Военные годы

В 1939 году в составе парашюта появилось страхующее устройство. Братья Доронины – Николай, Владимир и Анатолий – создали полуавтоматический прибор (ППД-1) с часовым механизмом, раскрывающим парашют через заданное время после отделения парашютиста от самолета. В 1940 г. был разработан парашютный прибор ПАС-1 с анероидным устройством конструкции Л. Савичева. Прибор предназначался для автоматического раскрытия парашюта на любой заданной высоте. В последующем братья Доронины совместно с Л. Савичевым сконструировали парашютный прибор, соединив временной прибор с анероидным и назвав его КАП-3 (комбинированный автомат парашютный). Прибор обеспечивал раскрытие парашюта на заданной высоте или по истечении заданного времени после отделения парашютиста от самолета в любых условиях, если этого по какой-либо причине не сделает сам парашютист.

В 1940 г. был создан парашют ПД-10 с площадью купола 72 квадратных метра, в 1941 г. – парашют ПД-41, перкалевый купол этого парашюта площадью 69,5 квадратных метра имел квадратную форму. В апреле 1941 г. в НИИ ВВС были завершены полигонные испытания подвесок и платформ для сбрасывания парашютным способом 45-мм противотанковых орудий, мотоциклов с колясками и т.д. Уровень развития воздушно-десантной подготовки и парашютно-десантных средств обеспечивал выполнение задач командования в ходе Великой Отечественной войны.

Первый в Великой Отечественной войне небольшой воздушный десант был применен под Одессой. Он был выброшен в ночь на 22 сентября 1941 года из самолета ТБ-3 и имел задачу рядом диверсий и огнем нарушить связь и управление противника, создать панику в тылу врага и тем самым оттянуть с побережья часть его сил и средств. Благополучно приземлившись, парашютисты-десантники в одиночку и небольшими группами успешно выполнили поставленную задачу. Выброска в ноябре 1941 г. воздушного десанта в Керченско-Феодосийской операции, десантирование 4-го воздушно-десантного корпуса в январе – феврале 1942 г. в целях завершения окружения вяземской группировки противника, десантирование 3-й и 5-й гвардейских десантных бригад в Днепровской воздушно-десантной операции в сентябре 1943 г. внесли неоценимый вклад в развитие воздушно-десантной подготовки.

В целом обстановка, сложившаяся в ходе войны, потребовала использования Воздушно-десантных войск как для действий в составе воздушных десантов в тылу противника, так и для действий с фронта в составе гвардейских стрелковых соединений, что предъявляло дополнительные требования к воздушно-десантной подготовке.

 

Считаясь со скоростью

Все парашюты, выпускаемые до 1946 года, были предназначены для совершения прыжков из самолетов на скорости полета 160–200 км/ч. В связи с появлением новых самолетов и увеличением скорости их полета возникла необходимость в разработке парашютов, обеспечивающих нормальное совершение прыжков на скорости до 300 км/ч. Увеличение скорости и высоты полета самолетов потребовало коренного усовершенствования парашюта, разработки теории прыжка с парашютом и практического освоения прыжков с больших высот с применением кислородных парашютных приборов, на разных скоростях и режимах полета.

Фото ПД-47:

ПД47.jpg

В 1947 г. был разработан и выпущен парашют ПД-47. Парашют имел перкалевый купол квадратной формы площадью 71,18 квадратных метра и массу 16 кг. В отличие от всех предшествующих парашютов ПД-47 имел чехол, надеваемый на основной купол перед укладкой его в ранец. Наличие чехла снижало вероятность перехлестывания купола стропами, обеспечивало последовательность процесса раскрытия и уменьшало динамическую нагрузку на парашютиста в момент наполнения купола воздухом. Так была решена задача обеспечения десантирования на больших скоростях. Вместе с тем наряду с решением главной задачи – обеспечением десантирования на больших скоростях парашют ПД-47 имел ряд недостатков, в частности, большую площадь рассеивания парашютистов-десантников, что создавало угрозу схождения их в воздухе при массовом десанте.

Фото Д-1:

Д1.jpg

В 1955 г. на снабжение Воздушно-десантных войск был принят парашют Д-1 с куполом площадью 82,5 квадратных метра круглой формы, изготовленный из перкаля, массой 16,5 кг. Парашют позволил совершать прыжки из самолетов на скорости полета до 350 км/ч. Из-за его тяжести за парашютом закрепилось прозвище «Дуб». В советское время он был самым массовым парашютом, применявшимся для тренировочных прыжков начинающих парашютистов. Отличительными чертами этого парашюта являются простота и надежность.

В 1959 г. в связи с появлением скоростных военно-транспортных самолетов возникла необходимость усовершенствования парашюта Д-1. Парашют был снабжен стабилизирующим парашютом, были модернизированы также ранец парашюта, чехол основного купола и вытяжное кольцо. Авторами усовершенствования были все те же братья Доронины. Парашют получил наименование Д-1-8.

В 70-е годы на вооружение поступил более совершенный десантный парашют Д-5. Он прост по конструкции, удобен в эксплуатации, имеет единый метод укладки и обеспечивает совершение прыжков из всех типов военно-транспортных самолетов в несколько потоков на скорости до 400 км/ч. Основные его отличия от парашюта Д-1-8 заключаются в отсутствии вытяжного шарового парашюта, немедленном вводе в действие стабилизирующего парашюта, отсутствии чехлов основного и стабилизирующего парашютов. Основной купол площадью 83 квадратных метра имеет круглую форму, изготовлен из капрона, масса парашюта – 13,8 кг. Более совершенным видом парашюта Д-5 является парашют Д-6 и его модификации.

Фото Д-6:

Д-6.jpg

Он позволяет свободно разворачиваться в воздухе с помощью специальных строп управления, а также значительно уменьшать скорость сноса парашютиста по ветру путем перемещения свободных концов подвесной системы.

В конце ХХ века была создана еще более совершенная парашютная система – Д-10, которая благодаря увеличенной площади основного купола (100 м2) позволяет увеличить полетный вес десантника и обеспечивает меньшую скорость его снижения и приземления.

Д-10 предназначен как для тренировочных, так и для боевых прыжков. Его конструкция позволяет десантироваться с полным комплектом вооружения и снаряжения из всех типов военно-транспортных самолетов: Ил-76, Ан-22 и Ан-26, даже из «кукурузника» Ан-2, а также из вертолетов Ми-8 и Ми-26.

Единственное ограничение - это масса десантника, которая не должна превышать 150 килограммов. Максимальная высота, с которой можно совершать прыжок с Д-10 составляет четыре километра, а минимальная - 200 метров. В зависимости от высоты, на которой происходит выброска парашютистов, ввод в действие Д-10 может осуществляться сразу же после отделения от летательного аппарата или с задержкой.


Западный вектор развития

Эволюция парашютных систем активно шла и в других странах. Без преувеличения легендарным можно назвать американский парашют Т-10, применявшийся для проведения боевых десантно-штурмовых операций и тренировок и ставший одним из самых массовых в производстве.

Фото Т-10:

т-10 американский.jpg

Имеет классическую округлую форму. В зависимости от плотности воздуха и общего веса парашютиста, средняя скорость парашюта составляет от 6,7 до 7,3 м/с; общее ограничение веса составляет 360 фунтов (160 кг). Вся сборка весит 31 фунтов (14 кг). Купол имеет полюсное отверстие, а также отверстия в задней части. По расчетам американских экспертов, нормальное функционирование основной парашютной системы обеспечивается с вероятностью не ниже 0,75-0,80.

Парашют был представлен в начале 1950-х годов и с того времени подвергался множественным модификациям. Так, в 1976 году модель B представила сетку против инверсии; в 1986 году была представлена модель C, которая изменила свободную длину карманной ленты с 4 дюймов до 7,5 дюймов. Модель T-10D, принятая на вооружение в 2000 году, включает в себя съемный лоток для упаковки, который сам по себе включает 15-дюймовую универсальную статическую линию и 5-дюймовую удлинительную статическую линию. 

Позднее технологически устаревший Т-10 было решено заменить на более современный Т-11. Он включает в себя полностью переработанный основной и резервный парашют и интегрированный узел крепления, который подходит для более широкого диапазона веса солдат, чем предыдущая система. В отличие от предшественника «одиннадцатый» имеет купол квадратной формы. Крестообразные поля купола завернуты внутрь так, чтобы обеспечить бо́льшую аэродинамическую устойчивость несущей поверхности, для уменьшения вероятности схлопывания купола в полете. Купол T-11 раскрывается медленнее, что снижает динамический удар при раскрытии. Увеличенная на 28 %, по сравнению с T-10, площадь купола позволила уменьшить скорость снижения груза или парашютиста. Так, для груза массой 175 кг скорость снижения равна 5,8 м/с, что эквивалентно падению с 1,5-метровой высоты. Парашют Т-11 используется канадской, финской и австралийской армиями.

 

Парашюты нового поколения

Сегодня признанными лидерами в производстве парашютных систем являются США, Россия и Израиль. Рассмотрим несколько моделей, появившихся в небе за последнее десятилетие.

Спецназ США на сегодняшний день имеет в своем распоряжении модель парашюта RA-1, которая позволяет, в том числе, осуществлять прыжок с высоты около 7,3 тысячи метров и выходить на цель на расстоянии примерно 47 км от места выброски. Можно с ним прыгать и с высоты более 10,6 тысячи метров. Парашют в состоянии нести груз весом до 204 кг. Соответственно солдаты могут прыгать в полном боевом снаряжении, включая бронежилеты. В целом по своим тактико-техническим показателям RA-1 значительно превосходит парашют прежней модели MC-4, не уступая ему в надежности. 

Для массовой выброски десанта он при своей маневренности и соответственно угрозе столкновений в воздухе заведомо не предназначен. В отличие от обычных парашютов RA-1 снабжен сидением, чтобы в полете у солдата не затекали ноги.

Фото Hi5:

hi5.jpg

Еще одна относительно новая американская парашютная система — Hi-5, разработанная Airborne Systems North America. Граница применения по высоте — до 7600 метров над уровнем моря. Был представлен и доработанный вариант парашютной системы той же компании, способный поднять груз до 250 кг. Система была разработана в ответ на современные оперативные потребности в увеличенной дальности и грузоподъемности при затяжных и незатяжных прыжках с парашютом с больших высот.

Парашютная система Hi-5 имеет аэродинамическое качество 5.5:1 (в сравнении с существующими парапланами, у которых аэродинамическое качество варьируется от 3:1 до 4:1) с дополнительной возможностью быстрого перехода к аэродинамическому качеству (относительной дальности планирования) 1:1, контролируемому системой изменения планирования Glide Modulation System. (Аэродинамическое качество — отношение подъемной силы к лобовому сопротивлению)

Что касается российских моделей, то особого внимания заслуживают «Арбалет-2», «Стайер» и «Штурм».

Первые управляемые купола-крылья появились в парашютно-десантных подразделениях российской армии в составе парашютной управляемой системы специального назначения «Арбалет-2». Главной особенностью «Арбалета-2» является то, что он позволяет привести купол в заданную ограниченную площадку приземления, обеспечить безопасное приземление и приступить к выполнению задач.

Эта система обеспечивает безопасное выполнение прыжков при полетной массе парашютиста со спецснаряжением до 150 кг в диапазоне температур воздуха у земли от -35 до +35 градусов по Цельсию, на скорости полета воздушного судна в момент десантирования до 350 километров в час. Примечательно, что основная и запасная парашютные системы с планирующими идентичными девятисекционными куполами размещаются в одном наспинном ранце и имеют общую подвесную систему.

Еще одной российской парашютной системой спецназначения, используемой в военных целях, является «Стайер». Также, как и «Арбалет-2», она состоит из двух (основной и запасной) девятисекционных куполов с общей подвесной системой.

«Стайер» предназначен для десантирования специальных подразделений с высот 400-8000 метров. При скорости летательного аппарата до 255 километров в час купол можно раскрывать сразу же после отделения, если же десантирование происходит на скорости в 350 километров в час, то ввод купола в действие происходит с задержкой пять секунд и более.

Подвесная система «Стайера» имеет возможность крепления грузового контейнера спереди, а также возможность крепления на ней вооружения и другого оборудования парашютиста. Также она дает возможность совершения прыжка в тандеме. Это позволяет, при необходимости, доставить на место проведения спецоперации конкретного специалиста, не имеющего опыта прыжков - авианаводчика, корректировщика артиллерийского огня или врача.

Внимания заслуживает и российский безранцевый парашют «Штурм» для спецназа ВДВ. С ним бойцы смогут десантироваться с высоты 70-80 метров. Его особенность следует из описания - «Штурм» не имеет ранца, купол в специальном мешке закреплен в салоне самолета и крепится на десантника облегченной подвесной системой.

Главное назначение «Штурма» - сократить время на десантирование бойцов. Одним из вариантов его применения может быть высадка десанта на хорошо укрепленные позиции противника после огневого воздействия на них. Например, при выброске с борта ударно-транспортного вертолета Ми-8АМТШ эта машина может нанести удар по вражеским позициям, а до тех пор, пока противник придет в себя, у него на позициях уже окажутся десантники.


Тенденции и перспективы развития ПС

Подводя итоги, стоит отметить, что как и прежде главными критериями любой парашютной системы остаются: простая конструкция – чтобы вовремя сработать в нужной ситуации, неприхотливость в эксплуатации – система сама заботится о раскрытии купола. Даже десантник без особой подготовки способен с этим справиться – просто шагнуть в небо из самолета и не забыть свести ноги вместе в момент приземления.

Если говорить о материалах, то за годы развития парашютных систем произошла значительная их эволюция. Если на начальном этапе использовались натуральные материалы, такие как шелк, то позднее на первый план вышли синтетические – полиамид (капрон) и полиэфир (лавсан). Каждый из них имеет как недостатки, так и достоинства. К примеру, лавсан не так восприимчив к солнечному свету, температуре и внешним повреждениям.

Одна из ключевых характеристик парашютной ткани – воздухопроницаемость. К примеру, шелк довольно сильно пропускает воздух, капрон уже не так, а воздухопроницаемость современных тканей совсем мала и иногда доходит до нуля. Чем меньше купол пропускает воздух, тем меньше может быть его размер, а соответственно, и масса. Обычно вес купола составляет порядка 15 кг.

А в 2019 году в США были созданы так называемые самоуничтожающиеся парашюты. Материал был создан химиками из Технологического института Джорджии и Министерства обороны США. Благодаря данному изобретению парашюты, а также другие устройства смогут исчезать «по команде». То есть они будут уничтожены сразу после использования.

В основу материала положены циклические полимеры, у которых очень низкая предельная температура распада. Также разрешение хотя бы одной цепи звеньев-мономеров, приводит к тому, что распадается вся цепь.

Разработчики сообщили, что новый материал можно уничтожить после подачи специального сигнала фотокатализаторам, когда устройство уже использовано. Сам сигнал при этом может варьироваться. Также ученые смогли заставить полимер реагировать на ультрафиолет.

Современные парашюты могут обеспечить мягкую посадку десантникам весом до 200 килограммов. Тогда как ранее этот показатель был не больше 120 кг. Тенденция к увеличению массы десантников за счет увеличения объема вооружения накладывает отпечаток на производство современных парашютов. Если в 30-е годы десантник делал шаг в небо, имя при себе пистолет и нож, то сегодня спустя почти 100 лет, воин несет на себе амуницию весом в половину собственного. Поэтому и необходимы новые легкие ткани, которые позволяют ощутимо снизить укладочный объем парашюта.

Нельзя не отметить и тенденцию ко все более узкому целевому назначению парашютных систем в зависимости от решаемых задач: с высокой дальностью планирования, для десантирования с больших высот, безранцевые для малых высот и т.д.

Современные парашюты, отличающиеся высокой надежностью раскрытия и дающие возможность выполнять прыжки с любой высоты и при любых скоростях полета военно-транспортных самолетов, постоянно совершенствуются.

 

Тимур АУБАКИРОВ


Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"