Что еще нужно знать про пенсионное обеспечение военнослужащих ВС РК?

Больше года назад, с 1 января 2016 года, военнослужащие Вооруженных Сил Казахстана и сотрудники силовых структур были переведены на государственное пенсионное обеспечение. Однако до сих пор по изменениям в пенсионном законодательстве у некоторых людей в погонах возникают вопросы. В связи с этим публикуем очередные разъяснения Центра пенсионного обеспечения МО РК.

В мировой практике пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется преимущественно на солидарной основе. Необходимость новых решений и подходов к организации пенсионной системы военнослужащих вызвана несопоставимостью затрат на их пенсионное обеспечение с размерами пенсионных выплат сегодня и прогнозируемой несоответствием в перспективе.

Указом Президента Республики Казахстан от 18 июня 2014 года № 841 была утверждена Концепция дальнейшей модернизации системы пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года (далее-Концепция). 
В Концепции было предусмотрено проведение реорганизации пенсионного обеспечения военнослужащих с 1 января 2016 года, а именно:
- Перевод на полное государственное пенсионное обеспечение военнослужащих, имеющих общий трудовой стаж 25 лет и более лет, из которых не менеее 12 лет и 6 месяцев лет составляет непрерывная воинская служба;
- Предоставление права на государственное пенсионное обеспечение гражданам, впервые поступившим на службу после 1 января 1998 года и уволенных с правом на пенсионные выплаты за выслугу лет, но без права получения их за счет бюджетных средств;
- Предоставление права на пенсионное обеспечение в Республике Казахстан пенсионерам, прибывшим из стран СНГ, имеющим выслугу лет более 20 лет, в размере, пропорциональном имеющемуся стажу.

Для состоявшихся пенсионеров в целях исключения дисбаланса в размерах назначенных пенсионных выплат осуществлен разовый перерасчет размеров ранее назначенных пенсионных выплат в неполном объеме с учетом доведения их до полного размера, приняв к зачету выслугу лет и трудовой стаж на день увольнения со службы, имеющиеся в пенсионном деле (за счет возвращаемых в бюджет 50% пенсионных накоплений).
Реализация предлагаемых мер привела к соответствию пенсионного обеспечения военнослужащих к международным стандартам. 
С 1 января 2016 года была отменена норма об уплате за счет бюджетных средств обязательных пенсионных взносов в размере 20% от денежного содержания.
До 1 января 2016 года военнослужащие в отношении пенсионного обеспечения были разделены на 3 категории.
1-я категория обеспечивалась пенсионными выплатами за выслугу лет в полном объеме из государственного бюджета, в размере от 50% до 65% от денежного содержания по последней занимаемой должности. Количество этих военнослужащих от общей численности ВС РК составляло 3%. Средний размер пенсионных выплат 1-й категории составлял 110,0 тыс. тенге.
2-я категория и 3-я категория были переведены на накопительную пенсионную систему. Размеры пенсионных выплат 2 категории составляли от 8 до 40% от денежного содержания, то есть в неполном объеме, и за счет произведенных пенсионных накоплений. Количество военнослужащих от общей численности ВС РК составляло 36%. Средний размер пенсионных выплат 2-й категории составлял 42,4 тыс. тенге. 
3-я категория обеспечивалась пенсионными выплатами только за счет произведенных обязательных пенсионных взносов в накопительный пенсионный фонд в размере 20% от денежного содержания. Средний ежемесячный размер пенсии данной категории (за счет пенсионных накоплений) составлял 5 000 тенге. Количество военнослужащих от общей численности ВС РК составляло 61%. Военнослужащие 3-ей категории до 1 января 2016 года пенсионные выплаты за выслугу лет за счет бюджетных средств не получали. 
В зависимости от выслуги лет по состоянию на 1 января 1998 года пенсионные выплаты назначались по разным схемам и источникам. В связи с этим, между размерами пенсий военнослужащих, призванных в разные периоды, наблюдалась значительная разница, что порождало социальную несправедливость в их пенсионном обеспечении.


Сравнительная таблица размеров пенсионных выплат за выслугу лет после проведения перерасчета с неполного объема на полный 

№ п/п

Должность и воинское звание

Размеры пенсионных выплат (тг.)

до 1.01.2016 г.

после 1.01.2016 г.

1

Командир танка, «сержант»

34780

54182

2

Командир роты,

«капитан»

53967

84182

3

Командир бригады,

«полковник»

94172

146671


В настоящее время право на пенсионные выплаты за выслугу лет имеют следующие военнослужащие (кроме военнослужащих срочной службы):

1) имеющие выслугу на воинской службе, службе в специальных государственных и правоохранительных органах, государственной фельдъегерской службе не менее 25 лет и достигшие установленного законодательством Республики Казахстан предельного возраста состояния на службе при увольнении со службы;

2) имеющие выслугу на воинской службе, службе в специальных государственных и правоохранительных органах, государственной фельдъегерской службе не менее 25 лет, уволенные по сокращению штатов или состоянию здоровья;

3) имеющие общий трудовой стаж 25 и более лет, из которых не менее 12 и 6 месяцев составляют непрерывная воинская служба, служба в специальных государственных и правоохранительных органах, государственная фельдъегерская служба, и уволенные по достижении установленного законодательством Республики Казахстан предельного возраста состояния на воинской службе, службе специальных государственных и правоохранительных органах, государственной фельдъегерской службе либо по сокращению штатов или состоянию здоровья.

Пенсионные выплаты за выслугу лет военнослужащим, сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов, государственной фельдъегерской службы устанавливаются из расчета 50 процентов от денежного содержания.
За каждый полный год выслуги лет на воинской службе, службе в специальных государственных и правоохранительных органах, государственной фельдъегерской службе свыше 25 лет размер пенсионных выплат за выслугу лет увеличивается на 2 процента, за каждый полный год трудового стажа, выработанного на день увольнения со службы, - на 1 процент от денежного содержания.

За каждый полный год общего трудового стажа, выработанного на день увольнения со службы свыше 25 лет, размер пенсионных выплат, согласно настоящему Закону, увеличивается на 1 процент от денежного содержания.
До настоящего времени проводится работа по возврату 50% от суммы обязательных пенсионных взносов.

В соответствии с Концепцией произведен перерасчет размеров ранее назначенных пенсионных выплат в неполном объеме с учетом доведения их до полного размера. 
На 1 января 2016 года на пенсионном обеспечении по линии МО РК числилось 6067 получателей пенсионных выплат за выслугу лет в неполном объеме, в настоящее время произведен перерасчет по 5336 получателям, не произведен перерасчет по 731 получателям в связи с отсутствием пенсионных накоплений на индивидуальном пенсионном счете получателей на дату их возврата или из-за недостатка сумм обязательных пенсионных взносов, подлежащих к возврату.

  На 1 сентября 2017 года осуществлен возврат в республиканский бюджет 50% от суммы обязательных пенсионных взносов на сумму 36 млрд. 473 млн. 548 тыс. тенге с 61046 человек.

  Законом Республики Казахстан от 20 июня 2017 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социального обеспечения» были внесены изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан от 21 июня 2013 года «О пенсионном обеспечении в Республики Казахстан», предусматривающие замену пособия по инвалидности на пенсионные выплаты за выслугу лет по выбору их получателя, которые ранее не были предусмотрены.

  В соответствии с частью второй пункта 1 статьи 68 Закона в случае получения государственного социального пособия по инвалидности пенсионные выплаты за выслугу лет осуществляются со дня обращения за назначением пенсионных выплат за выслугу лет, но не ранее дня прекращения выплаты государственного социального пособия по инвалидности.

  Министерство обороны постоянно проводит работу по совершенствованию пенсионного обеспечения военнослужащих и вносит предложения по внесению изменений и дополнений в пенсионное законодательство Республики Казахстан.
Информация, распространяющаяся среди военнослужащих ВС РК, в электронных средствах массовой информации и социальных сетях о планируемом с января 2018 года снижении размеров пенсионных выплат военнослужащим до 38%, является не достоверной и не имеет правового смысла.
Разработка законопроекта, предусматривающего изменения, ухудшающего социальное обеспечение военнослужащих, ни уполномоченным органом – Министерством труда и социальной защиты населения, ни другими силовыми структурами Республики Казахстан не проводится.

  В связи с вышеизложенным, предпосылок для волнения и беспокойства по поводу ухудшения пенсионного обеспечения военнослужащих не прогнозируется. 

Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"