По данным Глобальной инициативы по борьбе с транснациональной организованной преступностью, незаконная торговля проходит в малых масштабах.
Украина так и не стала крупнейшим черным рынком оружия из-за коррупции и широких поставок вооружений, как ожидалось, передает Sarbaz.kz со ссылкой центр Глобальной инициативы по борьбе с транснациональной организованной преступностью (GI-TOC).
Согласно опубликованному отчету аналитического центра, существует очень мало свидетельств того, что западное оружие, поставляемое в Украину, в конечном итоге попадает на черный рынок. Это подрывает тезис, выдвигаемый Россией. В октябре прошлого года российский дипломат сообщил Совету Безопасности ООН, что пятая часть западного оружия, поставляемого в Украину, попадает на черный рынок для перепродажи террористам и повстанческим группировкам.
Хотя войны всегда повышают риск утечки оружия, правительство Украины ввело в действие такие строгие механизмы контроля, что оборот оружия крайне ограничен. При этом, на черный рынок в основном попадают винтовки советского производства.
«Мы не нашли никаких свидетельств попадания западного оружия в Западную Европу и очень ограниченных свидетельств каких-либо сделок с западным оружием в Украине. Оружие, поставленное Западом, находится в надежных руках», - сказал Даниэль Бромбахер, директор Европейской обсерватории GI-TOC.
Анализ основан на мониторинге даркнета и интервью с представителями правоохранительных органов ЕС и преступного мира. Предположения о том, что оружие НАТО используются для вооружения европейских гангстеров оказалось ложным.
В мае Гражданская гвардия Испании заявила, что группа контрабандистов гашиша стреляла в полицию из винтовок американского и европейского производства, а в ходе предыдущих рейдов были обнаружены боеприпасы стандарта НАТО. СМИ утверждали, что латиноамериканские наркокартели направляли своих представителей в Киев для осуществления массовых закупок. Однако аналитический центр не нашел никаких подтверждающих доказательств.
GI-TOC стало известно, что трое финских криминальных авторитетов действительно ездили в Восточную Европу в середине 2022 года с намерением привезти оружие, но не смогли этого сделать, поскольку у них не было необходимых организационных навыков или доступа к финансированию.
Украинское правительство проявило поразительную эффективность в предотвращении незаконных диверсий со стороны военнослужащих: в 2022 году было зафиксировано всего 250 случаев кражи оружия.
Киев запустил единый реестр оружия и ввел обязательную регистрацию трофейного оружия. Он также расширил мониторинг всего потерянного и украденного оружия в Украине. До вторжения России Украина имела 400 000 единиц утерянного оружия, а на 2024 год эта цифра составляет 600 000 единиц. Для сравнения, в ЕС насчитывается около 630 000 таких пропавших единиц оружия.
«Солдаты, с которыми мы беседовали, подчеркивали серьезность отношения к потере оружия, вплоть до того, что демобилизоваться без своего оружия было бы невозможно», – говорится в отчете.
На черном рынке появилось небольшое количество трофейного оружия, в основном старого советского образца, проданного демобилизованными ветеранами. Некоторое количество оружия было переправлено через границы с Польшей, Венгрией, Словакией и Румынией. Высокий риск и низкая прибыль делают эту деятельность неформальной, не связанной с традиционной организованной преступностью. Кроме того, в Украине автомат Калашникова продается по цене 1000 евро, по сравнению всего лишь с 400 евро в Сербии и Албании, где по-прежнему имеется большое количество югославских складов.
Окончание войны или замораживание конфликта приведет к серьезному сдвигу, который повлияет на цены на оружие. По состоянию на январь 2024 года объемы экспорта через Одессу важный канал поставки оружия до вторжения вернулись к уровню, существовавшему до вторжения. Иностранные боевики, покидающие Украину со своим оружием, также могут помочь заложить основу для новых транснациональных каналов. В настоящее время сохранится непростой статус-кво, при котором на арену конфликта поступает все больше оружия, что способствует незаконному сбору и накоплению запасов. Часть этого оружия, в свою очередь, будет медленно возвращаться через Украину, попадая в руки как гражданских лиц, так и преступников.