Мьянма стала самым жестоким местом в мире, обогнав Сирию и Палестину.
Государственный переворот в Мьянме в 2021 году привел к введению экономических санкций, направленных на ограничение доходов военных генералов от продажи природных ресурсов и ведения бизнеса.
Существует мнение, что режим ослабевает из-за скоординированных наступательных действий этнических вооруженных организаций, жестокая военная кампания показывает его устойчивость к сопротивлению и экономической изоляции. Как утверждают эксперты Foreign Policy, военный режим Мьянмы процветает за счет контрабанды редких пород деревьев, передает Sarbaz.kz.
Одна из стратегий, которую военные используют для обхода санкций, заключается в экспорте древесины. В период с октября 2021 года по середину 2023 года Мьянма официально сообщила об экспорте древесины на сумму 235,6 миллионов долларов. Однако фактический уровень производства, вероятно, намного выше из-за масштабной трансграничной контрабанды, при которой до 80% древесины контрабандным путем поступает в Индию и Китай. Исследования показывают, что контрабандисты используют такие методы, как сокрытие бревен в нефтяных танкерах и транспортных средствах с гуманитарной помощью. Отечественные производители мебели также предпочитают нелегальную древесину из-за ее более низкой стоимости по сравнению с сертифицированными бревнами.
Страны, переживающие высокий уровень конфликтов или нестабильности, такие как Мьянма, борются за эффективное управление лесными ресурсами. Глобальный спрос на тропические лиственные породы стимулирует участников региональных конфликтов и транснациональные преступные сети обходить санкции и запреты на экспорт. Хотя закупка древесины в зонах конфликтов не всегда является незаконной, она сопряжена со значительными рисками коррупции и финансирования конфликтов. По оценкам Интерпола, до 30% мировой торговли древесиной может осуществляться из незаконных источников.
Богатые страны, включая Китай, Индию и США, несут ответственность примерно за 40% вырубки лесов из-за своего спроса на продовольствие и лесные товары. Спрос на элитную древесину лиственных пород привел к резкому росту таких пород, как палисандр, сапеле, падук и красное дерево, что способствовало активной незаконной торговле. Расследования показали, что предприятия в Соединенных Штатах и Италии закупали тиковое дерево из Мьянмы для производства высококачественной продукции. Китайский рынок элитной мебели из твердых пород дерева оценивается в 26 миллиардов долларов в год.
Несмотря на такие меры политики, как Закон Лейси США и Регламент Европейского союза по лесозаготовкам, а также программы сертификации, незаконные рубки леса продолжаются. Программы сертификации основаны на уникальных идентификационных номерах и документах для отслеживания древесины, но в условиях высокой коррупции эти меры неэффективны. Контрабандисты используют несколько стратегий, чтобы обойти этот контроль
Отмывание на взаимных условиях: нелегальные бревна смешиваются с легальными на лесозаготовительных заводах и лесопилках, а затем маркируются фальшивыми идентификационными номерами. Это может происходить как внутри страны происхождения, так и за рубежом. Также контрабандисты подделывают сертификаты происхождения и разрешения на экспорт, иногда используя подлинные документы с ложной информацией. Это наблюдалось при заготовке сомалийского древесного угля и секвой в Демократической Республике Конго (ДРК).
Взяточничество и сговор между лесозаготовительными предприятиями, организованными сетями и государственными структурами способствуют незаконной торговле древесиной. В Мьянме, Камбодже и Южном Судане контрабандисты подкупают чиновников, чтобы обеспечить безопасную перевозку древесины через границы.
Спрос на древесину растет во всем мире. Компании могут пойти на более высокие риски, чтобы выйти на эти рынки. Это приведет к тому, что в их цепочках поставок будет использоваться древесина, затронутая конфликтами. Хорошей новостью является то, что ученые совершенствуют методы проверки происхождения древесины и выявления ложных деклараций о происхождении. Однако эти методы пока не поддаются масштабированию в соответствии с объемом торговли, а также экономически нецелесообразно тестировать все лесоматериалы в лаборатории. Если крупные импортеры древесины из зон конфликтов не усилят свои требования по борьбе с коррупцией, отмыванием денег и должной осмотрительностью, потребление изделий из древесины в богатых странах будет продолжать подпитывать конфликты и обезлесение в Мьянме, Демократической Республике Конго и других странах по всему миру.