Морское ополчение: как КНР применяет рыболовные суда в военных целях

В соцсетях появились фотографии сотен китайских рыболовных судов в Южно-Китайском море.

Данияр Ищанов
24/08/2023 - 16:21

Фото: X

https://sarbaz.kz/cache/imagine/300x170/uploads/news/2023/08/24/64e6eb1f82ba2726049786.jpg
Фото: X

5 августа судно береговой охраны Китая в Южно-Китайском море применило водометы против филиппинского флота. По данным France24, китайское судно береговой охраны вместе с «морским ополчением» Китая окружило два филиппинских судна на спорных территориях Южно-Китайского моря. Гражданские корабли доставляли припасы филиппинским войскам, находящимся на Второй отмели Томаса. 

США, Австралия и Япония недавно объявили об учениях в этом регионе вскоре после инцидента. В учениях примут участие вертолетоносцы и авианосцы. США планируют разместить авианосец USS America, а Япония направит один из крупнейших военных кораблей – вертолетоносец JS Izumo. Королевский военно-морской флот Австралии направит свой HMAS Canberra, который также перевозит вертолеты.

Позже в соцсетях появились фотографии сотен китайских рыболовных судов в Южно-Китайском море. На изображениях, опубликованных в X (ранее – Twitter) 16 августа, видно огромное скопление рыболовных судов, возможно, насчитывающее несколько сотен, в Южно-Китайском море плывущих вокруг группы небольших островов. Многие ученые и эксперты по Китаю называют эти судна «морским ополчением» – это квазигосударственное формирование, использующееся для влияния и давления на страны, с которыми КНР имеет спорные территории. 

Фото: Х (Twitter)

Хоть и история морского ополчения уходит в XX век, широкое развитие и распространение оно получило относительно недавно. Как пишет Центр стратегических и международных исследований в оборонном документе, опубликованном в 2000 году, КНР описывает морское ополчение как «объединенная военно-гражданская система пограничного контроля, возглавляемая ВМС, но разделяющая обязанности между гражданским и военным персоналом».

Однако, несмотря на ведущую роль ВМФ КНР, китайское правительство постепенно перешло к системе «разделения труда» в вопросе контроля морских границ. ВМФ постепенно ушел на вторую роль и ведущую роль начало играть морское ополчение. 

Морское ополчение, состоящее в основной массе из рыболовных судов, судя по всему играет роль логистическую, нежели боевую. КНР описывает их как «массовую организацию, состоящую из гражданских лиц, сохраняющих свои обычные рабочие места», «вспомогательные и резервные силы». Ополчение помогает НОАК «выполняя функции безопасности и логистики во время войны».

Корабли морского ополчения можно разделить на две категории: профессиональные суда ополченцев и коммерческие рыболовные, завербованные в рамках субсидируемой программы развития рыболовства на островах Спратли – еще одной спорной территорией Китая.

Суда профессиональных ополченцев обычно строятся по более строгим спецификациям, которые включают в себя явно военные черты, такие как стальной корпус, длина не менее 35 метров и улучшенные радиостанции. 

Морское ополчение часто развертывается в крупных масштабах в рамках операций по утверждению китайского суверенитета над оспариваемыми территориями. Своим массовым присутствием они не только создают видимость присутствия Китая на отдаленных безлюдных островах, но также препятствуют мореходству кораблей иных государств. Например, в нарушение всех морских законов и конвенций, рыболовецкие траулеры препятствуют работе иностранных кораблей, создавая опасность столкновения и вынуждая их покинуть спорные воды. 

Фото: CSIS. Судна морского ополчения, пришвартованные у рифа Витсун островов Спратли, оспариваемого между КНР и Филиппинами. Март 2021 

История морского ополчения

После окончания гражданской войны в Китае и создания Китайской Народной Республики в 1949 году, у КПК возникла необходимость защиты береговой зоны от сил Гоминьдана, отступивших в Тайвань. Не имея флота как такового, морское бюро КПК начало процесс коллективизации морских хозяйств. При этом активное участие военно-морских офицеров в бюро стало явным индикатором участия рыболовецких судов в военных целях, особенно на фоне начавшейся партизанской войны на море между Гоминьданом и КПК.

Помимо этого, по данным института RAND, есть еще как минимум два объяснения возросшей роли морского ополчения в КНР: коллективизация и влияние морской доктрины СССР. 

  •  Коллективизация: В рамках принятия КНР марксизма-ленинизма Мао стремился провести коллективизацию во всем китайском обществе. Традиционные прибрежные общины находились в разрухе после гражданской войны, и как только КПК пришла к власти, она быстро коллективизировала эти территории. Например, в Шаньдуне «к апрелю 1956 года КПК создала 786 рыболовецких коллективов, в которых участвовало почти семьдесят шесть тысяч семей, что составляло девять десятых рыбаков Шаньдуна». Огосударствливание частных рыболовецких судов позволило КНР использовать их в том числе в военных целях.
  • Советская морская доктрина: Второе объяснение существования морской милиции Пекина связано с отношениями КНР с Советским Союзом при формулировании своей ранней военно-морской стратегии. В 1920-е годы в недавно образованном Советском Союзе возникло направление военно-морской мысли, получившее название «Молодая школа». Суть этой школы заключалась в том, что морской флот должен концентрироваться на защите береговой линии путем изготовления множества небольших и дешевых судов, в отличие от концентрации на крупных линкорах, способных действовать в открытом море. Идея была прагматичной и не давала перерасходовать средства в сфере, в которой западные державы уже имели значительное преимущество.

Создаваясь как силы береговой обороны в КНР, морское ополчение к 1970 годам трансформировалось во вспомогательные силы ВМФ. Рыболовецкие суда все чаще выполняли функции по спасению на море, борьбе с контрабандой и, в конечном счете, по обеспечению суверенитета на спорных территориях.

Первой успешной операцией морского ополчения стала кампания по захвату Парасельских островов у Южного Вьетнама. Однако успех операции обеспечил больше тот факт, что ополчение было более функциональным и готовым к десантным операциям, чем сам ВМФ КНР.  Два рыболовных траулера доставили 500 военнослужащих НОАК в Западные Парасельсы, что привело к немедленной капитуляции южновьетнамских солдат, защищавших спорные острова. Присутствие китайских рыболовных судов вокруг Парасельских островов замедлило принятие решений Южного Вьетнама о применении силы, а также время их реагирования для противодействия маневрам ВМФ КНР.

Фото: Х (Twitter)

Субсидирование правительством КНР

В последние годы был реализован широкий спектр программ центрального и местного правительства для финансирования ополчения. 

К ним относятся различные субсидии, называемые программами развития рыболовства и судоходства. Так, к ним относятся субсидии на топливо, на строительство рыболовных судов, действующих на спорных территориях Южно-Китайского моря, льготные кредиты для судостроительных верфей и программы обучения, направленные на набор ветеранов Вооруженных сил для работы в ополчении.

При этом суммы субсидий и компенсаций стимулируют производство и эксплуатацию крупных траулеров, не создавая при этом стимулов для рыболовства. Одни только специальные выплаты за топливо по ставке около 4 тысяч долларов в день уже значительно превосходят эксплуатационные расходы, что позволяет владельцам получать прибыль, просто находясь на спорных территориях. 

Потенциальное применение в конфликтах

Морское ополчение может сыграть значительную роль в военно-морских конфликтах КНР сегодня. Дешевые лодки массового производства, в больших количествах использующие тактику роя, могут представлять асимметричную угрозу для военных кораблей, подобно тому, как военно-морские силы Корпуса стражей исламской революции (КСИР) беспокоят ВМС США в Персидском заливе.

Институт RAND, описывая перспективы морского ополчения подчеркивает, что даже при замедлении экономического роста или недофинансировании ВМФ, КНР может положиться на массовую армию маленьких рыболовецких кораблей для защиты границы. 

«Они могут быть вооружены ракетами и использоваться для минирования, сбора разведывательной информации или радиоэлектронной борьбы. Корабли регулярного флота, как правило, игнорируют «обычные» рыболовные суда. Но когда в дело вовлечены китайцы, это опасная политика», — говорит в интервью Eurasian Times полковник ВМФ США Ньюшем.

Помимо прочего, развернутые в огромных количествах рыболовные суда могут ограничить, а то и парализовать военный корабль, ограничивая его действия.

Еще одним преимуществом ополчения перед небольшими военно-морскими судами является «правдоподобное отрицание», связанное с их гражданским происхождением. Командиры военных кораблей будут ограничены в атаках на гражданские объекты, военное применение которых не может быть подтверждено в открытом море.

В статье

×

Редакция

$ 523.86  544.34  5.11