В Казахстане также готовят операторов БПЛА.
В последние годы мы наблюдаем значительный сдвиг в области военной технологии, который приводит к массовому применению беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в армиях всего мира. Относительная дешевизна, отсутствие опасности для операторов, высокие технологии и их незаменимость на поле боя привели к настоящему кембрийскому взрыву в производстве беспилотных летательных аппаратов.
Армии всего мира осознали потенциал, который представляют собой БПЛА, и начали интегрировать их в свои военные стратегии. Они стали неотъемлемой частью современных конфликтов и мирных миссий, предоставляя армиям новые возможности и преимущества.
Применение беспилотных летательных аппаратов позволяет достичь нескольких важных целей. Во-первых, БПЛА способны выполнять разведку и наблюдение на значительных расстояниях, обеспечивая ценные данные о положении и действиях противника. Они могут осуществлять поиск и обнаружение вражеских сил, а также следить за движением транспортных средств и контролировать границы и территории.
Во-вторых, беспилотные системы могут быть использованы для поддержки операций на земле, обеспечивая точные данные о местоположении врага, помогая в размещении вооружений и координируя действия войск. Они также способны осуществлять атаки на наземные цели, выполнять миссии по уничтожению определенных объектов и предоставлять поддержку огнем.
Кроме того, беспилотные системы сегодня играют важную роль в обеспечении связи и коммуникации во время военных операций. Они могут использоваться для передачи данных, видеопотоков и команд между военными частями на поле боя, обеспечивая более эффективную и безопасную связь.
Казахстан, как одна из стран, следующих за тенденциями развития военной технологии, придает особое значение подготовке операторов БПЛА. В Военном институте Сил воздушной обороны Казахстана уже несколько лет функционирует программа подготовки операторов БПЛА.
Самым массовым беспилотником в Вооруженных Силах Казахстана является израильский легкий разведывательный БПЛА Skylark 1LEX.
Skylark 1LEX представляет собой компактный беспилотник, длина которого составляет около 2,9 метра, а размах крыльев – около 3,6 метра. Максимальная взлетная масса составляет примерно 40 килограммов. Он может пролетать на расстояние до 40 километров и обеспечивает продолжительность полета около 6 часов, что позволяет выполнять длительные миссии наблюдения и разведки. Беспилотник оснащен различными полезными нагрузками, включающими электрооптические сенсоры для дневного и ночного наблюдения, а также инфракрасные сенсоры для теплового зондирования.
Для взлета беспилотник использует пневматическую систему, а для посадки – парашютную систему, что делает его пригодным для работы в ограниченных пространственных условиях.
О перспективах развития и подготовке операторов БПЛА рассказал старший преподаватель кафедры воздушной навигации и боевого управления авиации института подполковник Вадим Чубачук.
- Подготовка в институте идет именно на операторов Skylark 1lex?
- Первоначальное летное обучение идет на Скайларках. В дальнейшем на 3 и 4 курсе курсанты уже поедут в Тараз, где располагается основная база БПЛА. Там они уже будут обучаться навыкам управления на других, более крупных БПЛА, по типу WingLoong-1 или ANKA.
- Можете рассказать о теоретической подготовке, которую проходят будущие операторы. И какие основные аспекты изучаются на курсе операторов БПЛА?
- На 1 курсе проходят общеобразовательные предметы. Высшая математика, физика, учат авиационную технику.
На 2 курсе уже начинаются специализированные дисциплины. Курсанты более углубленно изучают планер, конструкцию беспилотников, воздушную навигацию и аэродинамику. По окончанию второго курса, в августе, начинается двухнедельная наземная подготовка на аэродроме Хлебодаровка, затем курсанты сдают нормативы и уже могут приступать к пилотированию непосредственно Skylark.
- Насколько операторы БПЛА сейчас востребованы в рядах армии?
- Большая часть выпускников уходит в Сухопутные войска. Но те, кто выбрал изучать более тяжелые беспилотники по типу WingLoon-1 и ANKA, то они уже идут в ВВС.
- Какие навыки нужны для операторов БПЛА?
- Если говорить именно о Skylark, то самое главное знание персонального компьютера. Зачастую необходимы знания векторной графики и черчения. Создать окружность или как-то выделить зону. Принцип как в том же Corel Draw. И, разумеется, умение работать с данными, или как минимум просто понимание. Также необходимы знания математики и воздушной навигации.
А что касается крупных БПЛА, то уже понадобится летный опыт. Поскольку тяжелые БПЛА взлетают с взлетно-посадочной полосы, то необходимо понимать принципы взлета и посадки, особенно в неблагоприятных условиях.
- Сколько часов подготовки уходит на оператора БПЛА?
- Согласно утвержденной программе операторов Skylark, распределение часов идет такое: 40 часов теории, сдача зачетов по теории, затем идут наши требования сдачи зачетов по аэро- и метеонавигации. Помимо прочего надо налетать 10 часов днем и 6 ночью.
- А во время подготовки они работают на симуляторах?
- Да, чем удобен Skylark для нас, это тем, что для него отдельного симулятора не нужно. В его консоли есть два режима – режим тренажера и режим полета.
- Получается Skylark для института был выбран неслучайно?
- Сами БПЛА мы получили только в этом году. Мы через ухабы и овраги, анализируя свой и чужой опыт, начинаем собирать базу.
- Формируете свою школу операторов БПЛА?
- Да. Ведь Skylark изначально появился в сухопутных войсках лет 10 назад, а сейчас мы потихоньку внедряем его в ВВС.
- А какие преимущества у Skylark для СВО?
- Преимущества его для СВО неоспоримы. Он маленький, незаметный и относительно недорогой. На 500 метров поднялся и уже не видно. Более того, ему не нужна взлетно-посадочная полоса: он может взлететь в любой точке и может вести разведку в отдалении от аэродромов. Причем даже если беспилотник сбили, то вся информация все равно остается на консоли. Мобильная группа получает данные и уезжает, не соприкасаясь с противником, при этом получая данные для корректировки огня артиллерии, например.
- Какие дальнейшие перспективы БПЛА вы видите, учитывая военные конфликты современности? Как вы относитесь к удешевлению и большей массовости беспилотников, когда гражданские дроны переделывают под боевые?
- В современных военных конфликтах имеет место конфликт – человек против технологий, а именно человек против дрона. Идет массовое использование БПЛА. Оно и неудивительно: то, что разведывательная группа проходит за день, условному Skylark дается за два часа.
Что касается переделки гражданских дронов под боевые, то у каждой техники должна быть своя цель. Если переделывать гражданский дрон в боевой, то это может очень сильно повлиять на его тактико-технические характеристики. Есть вероятность, что дрон может стать банально неуправляемым. А если же использовать гражданские как разведывательные, то принцип действия один. Опять-таки, у каждой машины своя цель.