2 500 погибших ежегодно: как снизить смертность на дорогах Казахстана

Ежегодно в Казахстане в ДТП становятся пострадавшими 10 тысяч человек, 2 500 из них погибает. По данным Всемирного банка, негативный эффект для экономики составляет 3,3% ВВП или 7,3 млрд долларов. 

Данияр Ищанов
14/08/2023 - 17:51

https://sarbaz.kz/cache/imagine/300x170/uploads/news/2023/08/14/64d9d232390d8437117785.jpg

В региональном разрезе в лидерах по количеству пострадавших в 2022 году были Алматы (4 460 чел.), Тараз (1 077 чел.) и Астана (778 чел.), сообщили Sarbaz.kz в Ассоциации Урбанистов Казахстана Q-88.

Транспорт для города играет важнейшую роль, а городская экономика напрямую зависит от его качества. При этом, движение человеческих масс играет подавляющую роль в транспортном перемещении города. 

Соответственно главной задачей города является эффективное и безопасное перемещение людей. Дорожная безопасность в городах Казахстана играет ключевую роль, так как около 75% всех аварий в стране происходит в населенных пунктах (по данным 2021 года). 

Однако, стоит отметить, что межгородская дорожная инфраструктура в Казахстане все еще находится в стадии развития. Как подчеркивает эксперт программы Vision Zero, член Казахстанской ассоциации урбанистов Q88 Николай Боровский, главным упущением при строительстве дорог является то, что проектирование ведется по старым нормативам. Так, не учитываются многие аспекты безопасности помимо качества асфальта: радиусы поворотов, уклоны, системы контроля скорости. 

Среди основных причин дорожно-транспортных происшествий (ДТП) следует выделить:

  1. Превышение скорости: высокая скорость снижает реакцию водителя, увеличивает тормозной путь и затрудняет контроль над автомобилем, что влечет более серьезные последствия при ДТП.
  2. Нарушение правил обгона: ошибки при обгоне могут вызвать опасные ситуации, включая столкновения с другими автомобилями.
  3. Усталость и сонливость водителя: длительные поездки могут привести к утомлению и сонливости, что увеличивает риск потери контроля над автомобилем.
  4. Недостаточная дистанция: недостаточный интервал между машинами может вызвать столкновения при резком торможении, особенно на высоких скоростях.
  5. Отвлечение водителя: мобильные телефоны и другие отвлекающие факторы уменьшают внимание и реакцию водителя.
  6. Погода: плохая видимость из-за погодных условий увеличивает риск происшествий.
  7. Технические проблемы: несовершенное состояние автомобиля может привести к ДТП.

Эти факторы могут взаимодействовать и усиливать друг друга, повышая риск на дорогах. Соблюдение правил дорожного движения, адекватная скорость, безопасная дистанция и хорошее техническое состояние автомобиля - ключевые меры для предотвращения ДТП.

В 2021 году Всемирным банком было опубликовано руководство "Guide for Road Safety Interventions: Evidence of What Works and What Does Not Work", разработанное совместно с Глобальным Фондом Безопасности Дорожного Движения. Это руководство направлено на сбор эффективных мер по дорожной безопасности, которые подтверждены практикой в разных странах мира. Оно помогает выбирать наиболее эффективные подходы и избегать тех, которые могут быть малоэффективными или даже вредными.

Проект Vision Zero, повышающий безопасность дорожного движения и уровень смертности в ДТП, предлагает ряд вариантов по уменьшению летальности на дорогах. При этом они разделили их на два уровня – с высокой эффективностью (более 30% эффективности) и достаточно эффективные (менее 30%).

К высокоэффективным мерам специалисты отнесли:

  • Дорожные ограждения на междугородних трассах – эффективность до 80%
  • Разграничительные барьеры между встречными потоками на междугородних трассах, в т. ч. на двухполосных дорогах – эффективность до 80%
  • Кольцевое движение (не более 2-х полос). Снижение скорости за счёт изменения траекторий движения, уменьшение числа конфликтных точек – до 80% эффективности среди водителей и пассажиров
  • Транспортные развязки в разных уровнях на междугородних трассах – эффективность до 50%
  • Над- и подземные пешеходные переходы на междугородних трассах. Зебра через загородную трассу – широко распространённая опасная практика в Казахстане – эффективность более 30%
  • Обозначение перехода из зоны высокой скорости в зону с низкой скоростью (например, при съезде с трассы в населённый пункт) с помощью мер успокоения трафика – до 40% эффективности
  • Камеры контроля скорости – до 70% эффективности для ДТП с превышением скорости
  • Высокие штрафы за езду без ремня и шлема – до 50% эффективности для ремня, 40-90% эффективности для мотошлема
  • Безопасные автомобили – по различным исследованиям для автомобиля, имеющего 5 звёзд рейтинга Euro NCAP эффективность от 25% до 70%.

К эффективным мерам отнесли:

  • Качественные дорожные знаки и разметка
  • Ограничения по числу перевозимых пассажиров для водителей-новичков 
  • Образовательные кампании среди общества (в увязке с контролем соблюдения ПДД и штрафами) – до 30% эффективности
  • Контроль соблюдения ПДД со стороны полиции – 20-30% эффективности
  • Штрафы и неизбежность наказания – до 30% эффективности
  • Устройства контроля состояния и поведения водителя (алкогольный замок, мониторинг усталости, контроль скорости). Особенно важно для профессиональных водителей, занятых в сфере перевозок, проводящих за рулём по многу часов в день – до 20% эффективности.

Проект Vision Zero реализуется Казахстанской Ассоциацией урбанистов Q88 совместно с Sergek Group при поддержке  Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан и Программы развития ООН в Казахстане.

В статье

×

Редакция

$ 523.17  550.06  4.93