Ежегодно в Казахстане в ДТП становятся пострадавшими 10 тысяч человек, 2 500 из них погибает. По данным Всемирного банка, негативный эффект для экономики составляет 3,3% ВВП или 7,3 млрд долларов.
В региональном разрезе в лидерах по количеству пострадавших в 2022 году были Алматы (4 460 чел.), Тараз (1 077 чел.) и Астана (778 чел.), сообщили Sarbaz.kz в Ассоциации Урбанистов Казахстана Q-88.
Транспорт для города играет важнейшую роль, а городская экономика напрямую зависит от его качества. При этом, движение человеческих масс играет подавляющую роль в транспортном перемещении города.
Соответственно главной задачей города является эффективное и безопасное перемещение людей. Дорожная безопасность в городах Казахстана играет ключевую роль, так как около 75% всех аварий в стране происходит в населенных пунктах (по данным 2021 года).
Однако, стоит отметить, что межгородская дорожная инфраструктура в Казахстане все еще находится в стадии развития. Как подчеркивает эксперт программы Vision Zero, член Казахстанской ассоциации урбанистов Q88 Николай Боровский, главным упущением при строительстве дорог является то, что проектирование ведется по старым нормативам. Так, не учитываются многие аспекты безопасности помимо качества асфальта: радиусы поворотов, уклоны, системы контроля скорости.
Эти факторы могут взаимодействовать и усиливать друг друга, повышая риск на дорогах. Соблюдение правил дорожного движения, адекватная скорость, безопасная дистанция и хорошее техническое состояние автомобиля - ключевые меры для предотвращения ДТП.
В 2021 году Всемирным банком было опубликовано руководство "Guide for Road Safety Interventions: Evidence of What Works and What Does Not Work", разработанное совместно с Глобальным Фондом Безопасности Дорожного Движения. Это руководство направлено на сбор эффективных мер по дорожной безопасности, которые подтверждены практикой в разных странах мира. Оно помогает выбирать наиболее эффективные подходы и избегать тех, которые могут быть малоэффективными или даже вредными.
Проект Vision Zero, повышающий безопасность дорожного движения и уровень смертности в ДТП, предлагает ряд вариантов по уменьшению летальности на дорогах. При этом они разделили их на два уровня – с высокой эффективностью (более 30% эффективности) и достаточно эффективные (менее 30%).
Проект Vision Zero реализуется Казахстанской Ассоциацией урбанистов Q88 совместно с Sergek Group при поддержке Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан и Программы развития ООН в Казахстане.