Нарковойны в Марселе и при чем тут война в Украине?

Наркотики стали частью повседневного пейзажа в северных районах Марселя.

Наргиз Мукатаева
05/03/2024 - 09:36

Фото: Zuma Press / Scanpix

https://sarbaz.kz/cache/imagine/300x170/uploads/news/2024/03/05/65e6a47037836606965197.jpg
Фото: Zuma Press / Scanpix

Печальный рекорд: в прошлом году 49 человек стали жертвами войны, которую ведут местные наркоторговцы за контроль над все новыми территориями. Более сотни получили ранения. Журналисты Euronews подготовили репортаж из северных районов Марселя, передает Sarbaz.kz.

14-летний Райан – одна из жертв наркокартелей. В него стреляли из автомата Калашникова, он получил 5 пуль в грудь. Подростка в спортивном костюме перепутали с кем-то из юных дельцов, когда он шел купить бутылку сока.

«Сегодня марсельский мальчишка может погибнуть под градом пуль, как будто мы в Мексике, стране картелей. Хотя это Франция», – говорит тетя мальчика Летиция, вступившая в коллектив семей жертв перестрелок.

Наркотики стали частью повседневного пейзажа в северных районах Марселя.

«Во дворе дома, возле школы первое, что вы видите, – это точки сбыта. Некоторые районы оказались в такой изоляции. Население осталось без средств к существованию. Люди хотят работать, и единственная работа, которая кажется им возможной, – это торговля наркотиками», – говорит Амин Кессаси, студент юрфака и местный активист.

Обгоревшее тело его брата нашли в багажнике машины несколько лет назад. С тех пор число смертей, связанных с наркоторговлей, резко возросло. По его словам, необходимо бороться с геттоизацией в школах и вернуть участковых полицейских, «чтобы государство могло вновь закрепиться в наших кварталах». Он также считает, что во Франции необходимо начать общественную дискуссию о легализации каннабиса, «потому что мы уже проиграли войну с наркотиками».

История нароковойны

И власти, похоже, бессильны перед масштабами бедствия, которое терзает Марсель с 1970-х годов.

У истоков нынешней эскалации – война между двумя конкурирующими картелями (DZ Mafia и Yoda), которые борются за контроль над высокодоходными точками сбыта. Всплеску насилия способствуют и «скидки» на огнестрельное оружие в даркнете. По данным полиции, с начала войны в Украине цены на мировом черном рынке упали на 40%.

Во Франции оборот наркотиков составляет 3 миллиарда евро в год. Одна точка может приносить от 25 до 90 000 евро в день.

«Деньги текут рекой. Они подстегивают коррупцию. Они убивают», – говорит прокурор Николя Бессон.

Выручка французских наркоторговцев утекает в Дубай, Гонконг, Венгрию, Испанию, Алжир, Марокко и Турцию. Деньги отмывают и во французских кебабных, маникюрных салонах, охранных фирмах и строительном бизнесе.

Члены банд следят за всеми подступами к кварталам социального жилья, к конкретным многоэтажкам, где идет торговля. У посетителей даже иногда проверяют документы. 

Торговцев, закладчиков и тех, кто будет стоять «на шухере» вербуют в соцсетях. В своих Telegram-каналах наркомафия использует профессионально снятые клипы и небольшие рекламные ролики для поиска «кадров».

«Как меню в ресторане»

На стенах вывешены цены на наркотики, «прямо как меню в ресторане», – комментирует соцработник.

По словам прокурора Бессона, чтобы побороть это зло, государство пытается добраться до главарей наркогруппировок, в том числе за рубежом, а также раскрыть схемы отмывания денег.

Министр юстиции создал должности магистратов по связям в Дубае, где укрываются (и инвестируют) наркобароны.

«Война на истощение»

Эти усилия начинают приносить плоды. В 2023 году французские власти конфисковали в районе Марселя 7 тонн каннабиса, 107 автоматов и преступные активы на сумму 21 миллион евро.

Представитель полицейского профсоюза Эдди Сид считает, что против картелей работает только стратегия постоянного преследования.

«Это война на истощение», – уверен он.

Возле социального центра Les Flamants стоит пустой стул. По ночам здешние дельцы греются у костра. Для того чтобы ассоциация, основанная бывшим офицером спецподразделения RAID, смогла развернуть здесь свою деятельность, необходимо было получить разрешение тех, кто контролирует этот район.

Бокс, футбол, импровизированный скалодром – в сопровождении десятка коллег-волонтеров Брюно Помар организует спортивные мероприятия, чтобы восстановить доверие между полицией и населением.

«Это способ вернуть эти районы и показать, что они не заброшены», – поясняет он.

В статье

×

Редакция

$ 527.58  546.15  5.29