Протесты прошли в январе в Башкортостане и Якутии.
Политолог Талгат Калиев прокомментировал для Sarbaz.kz протестные акции в Башкортостане и Якутии, и назвал глубинные причины народных волнений.
Прежде чем преступить к анализу произошедшего, стоит напомнить хронологию событий. 17 января 2024 года в башкирском городе Баймак состоялся суд над местным активистом Фаилем Алсыновым. На него завели уголовное дело по статье о разжигании межнациональной розни. Баймакский районный суд признал его виновным и приговорил к четырем годам колонии. Накануне приговора Росфинмониторинг также внес его в список экстремистов. В его поддержку у здания суда собрались тысячи человек. В результате мирный митинг перерос в столкновения с полицией, которая применила против митингующих слезоточивый газ. Позже митинги, хотя и не столь массовые, прошли в столице региона – Уфе. По итогам протестных акций полиция Башкирии возбудила уголовные дела в отношении участников беспорядков. Не прошло и нескольких дней, как жители Якутии вышли на стихийную акцию протеста, причиной которой стало убийство местного жителя уроженцем Таджикистана. По информации местных СМИ, на центральной площади столицы региона – Якутска собралось несколько десятков человек, большинство из которых среднего и пожилого возраста. Они требовали сурового суда над задержанным ранее преступником и наказания для всех участников конфликта.
«Он такой же гражданин России, как вы», - заявил протестующим заместитель начальника полиции по охране общественного порядка в республиканском управлении МВД Олег Лебедь, призвав граждан разойтись.
Так что же стоит за этими событиями? По мнению политолога, директора «Института прикладных этнополитических исследований» Талгата Калиева, одной из главных причин, способствовавших протестным акциям, в первую очередь в Башкортостане, можно считать накопленные обиды жителей данной национальной республики на их последовательное ограничение суверенитета со стороны федерального центра.
«Все эти годы в национальных республиках, в том числе и в Башкортостане, шло последовательное урезание их возможностей в культурном самоопределении. Последними такими нормами стала отмена изучения национального языка в школах и упразднение должности президента Республики», - пояснил Талгат Калиев.
Должность президента упразднили законом в декабре 2021 года. Все эти события, по мнению эксперта, вызывали беспокойства в элитах, а также у населения, которое все больше испытывало чувство ущемленности.
На повышение «градуса протеста» свое влияние оказал ход мобилизации, где именно так называемая «периферия», большей частью которой являются национальные республики стала главным поставщиком военнослужащих для вооруженного конфликта на территории Украины. Причина такого перекоса, по мнению политолога, состоит в возможности граждан заработать хорошие деньги, обеспечив себе лучшую жизнь. Помимо этого, такой явный перекос способствовал снижению напряженности в крупных городах. Все эти накопившиеся факторы вылились в противостояние с представителями полиции.
«Рост протестных настроений зависит от степени устойчивости власти. Чем она слабее, тем степень протестности выше, в следствие чего возникает эффект домино, который наблюдался в последние годы существования Советского Союза. По мере того, как центральная власть все больше слабела, пропорционально возрастали протестные настроения в национальных республиках», - отмечает политолог.
Федеральный центр не может не обращать внимание на очаги протестов в Башкортостане в преддверии очередных выборов в президенты, которые состоятся с 15 по 17 марта 2024 года. В связи с этим, наш собеседник считает, что пока рано говорить о каких-либо глобальных последствиях для регионов и для страны в целом, ведь все будет определять постэлекторальный период, то есть время после выборов, когда окончательно проявятся позиции власти. Они, в свою очередь, будут зависеть от внешнеэкономических факторов, курса рубля и, безусловна, обстановки на фронте. Талгат Калиев подчеркивает, что сценарии могут быть самыми различными.