Все подземные объекты Хезболлы, включая склады оружия, запасы продовольствия, амбулатории для раненых, были построены под наблюдением северокорейских инструкторов.
Растущая вероятность крупной войны между Израилем и Ливаном привлекла внимание к источникам мощи Хезболлы. Ресурсы группировки позволили ей противостоять ведущим региональным вооруженным силам и в значительной степени сдерживать их. Среди них обширная сеть подземных туннелей и бункеров - одна из наиболее хорошо укрепленных в мире и простирается на большую часть южного Ливана. Подпольная сеть помогла Хезболле эффективно противостоять израильским силам во время конфликта в июле-августе 2006 года, который считается единственным военным поражением Израиля за его 75-летнюю историю.
Примечательно, что эта подпольная сеть является одним из многих проявлений значительного влияния, которое Северная Корея оказывала на ливанское ополчение. Хезболла продемонстрировала сильную схожесть с Корейской народной армией в том, как она развивала свои боевые возможности за последние два десятилетия. Sarbaz.kz ознакомился с отчетом Института боевых исследований армии США по анализу конфликта между Ливаном и Израилем.
Институт сделал вывод, что Израиль ошибочно считал оборонительную сеть Хезболлы основанной на иранской военной доктрине. Однако тщательно разработанная система была основана на оборонительных партизанских силах, организованных по образцу северокорейских. Фактически, все подземные объекты Хезболлы, включая склады оружия, запасы продовольствия, амбулатории для раненых, были введены в действие в 2003-2004 годах под наблюдением северокорейских инструкторов. Кроме того, имеющиеся данные свидетельствуют о том, что Иранская революционная гвардия также активно участвовала в строительных работах.
«14 разведывательных источников пришли к выводу, что Хезболла, как полагают, извлекает выгоду из помощи, оказываемой северокорейскими советниками, согласно отчету от 29 июля в «Аш-Шарк аль-Аусат». В докладе цитируется высокопоставленный офицер иранской революционной гвардии, который заявил, что северокорейские советники помогали Хезболле в строительстве туннельной инфраструктуры, включая 25-километровый подземный туннель» – пишется в отчете армии США.
По оценке израильских экспертов научно-образовательного центра Alma, сотни километров подземных укреплений лежат в основе способности ливанского ополчения вести войну с Израилем. Эти туннели являются перевалочными пунктами Хезболлы как часть плана обороны против израильского вторжения в Ливан. Каждый местный перевалочный центр обладает сетью местных подземных туннелей. Между всеми этими центрами была построена инфраструктура туннелей, соединенных между собой.
Более того, подобные сооружения отличаются от ХАМАСовских размерами. Так, например, туннели способны принимать грузовики, что позволяет обеспечивать безопасность мобильных пусковых установок по аналогии с туннелями КНДР. Подземная инфраструктура позволяет грузовику проследовать к месту, откуда должна быть выпущена ракета. Теоретически, на месте запуска может быть построена платформа или склон, ведущий вверх из туннеля. Грузовик выезжает из туннеля, запускается и возвращается вниз.
Что касается влияния Северной Кореи на Хезболлу и ее роли в укреплении боевой мощи ополчения, и, в частности, ее сети подземных укреплений, институт Alma пишет:
«Рытье туннелей в Ливане с самого начала осуществлялось при содействии Северной Кореи – еще в 1980-х и особенно ближе к концу 90-х. Этому есть свидетельства. Северная Корея обладает историческим опытом рытья туннелей в горных и скалистых районах. В конце концов, Хезболла получила от корейцев все, что ей было нужно. К 2014 году у них было 25 лет взаимодействия, в ходе которого Хезболла получила знания и технологии до такой степени, что смогла самостоятельно рыть и строить туннели» – пишет Alma
По оценкам Times of Israel, к 2006 году сеть туннелей и бункеров только в районе к югу от ливанской реки Литани насчитывала более 600 бункеров с боеприпасами и оружием, укрепленных на глубине восьми и более метров под землей, наряду с укрепленными командными бункерами, построенными на глубине 40 метров с использованием залитого бетона. К тому времени в Южном Ливане существовало по меньшей мере десять построенных Кореей сетей туннелей и бункеров - каждая с десятками командных бункеров, которые, в свою очередь, были разделены на несколько помещений.
Когда в 2006 году началась война, реактивные артиллерийские системы Хезболлы часто использовались из ям глубиной пять метров, с бетонными рамами толщиной в 30 см, укрепленными противовзрывными стенками и покрытыми мешками с песком, что делало их очень устойчивыми к израильским воздушным или артиллерийским ударам. Таким образом, туннели в северокорейском стиле служили фактором увеличения силы, который лежал в основе способности Хезболлы добиваться военного успеха. Это точно отражало то, как корейская народная армия сама надеялась противостоять гораздо более масштабному наступлению под руководством США в случае войны на полуострове.
Опыт Северной Кореи в прокладке туннелей и подземных укреплений берет свое начало во время Корейской войны, когда американские войска сбросили 635 000 тонн бомб по всему полуострову. По оценкам, 20-30% населения севера погибло во время войны. После войны, параллельно с выделения особого внимания развитию современного потенциала противовоздушной обороны, ключевые военные и промышленные объекты, включая целые аэродромы, были построены глубоко под землей, чтобы подготовиться к возможности аналогичного воздушного нападения.
Пример способности Северной Кореи строить авиабазы под горами был представлен в феврале 2023 года, когда иранские СМИ опубликовали изображения авиабазы Eagle 44 в стране, вероятно, предназначенной для размещения недавно заказанных российских истребителей Су-35. Считается, что туннели были построены при поддержке Северной Кореи. Аналогичным образом считается, что иранский завод по обогащению урана в Фордо был построен при помощи Северной Кореи и был сильно укреплен под горой. Северокорейское ноу-хау в области подземных укреплений ранее также экспортировалось в Китай и предлагались Вьетконгу во время Вьетнамской войны.
Фото: GettyImages
Видеоматериалы с примерами из Северной Кореи более скудны, примечательно, что Пхеньянское метро строилось с 1965 года как самое глубокое в мире после того, как Соединенные Штаты начали размещать и быстро расширять арсенал из нескольких сотен единиц ядерного оружия в Южной Корее, которые в основном были нацелены на Север и достигли пика в 950 боеголовок. Три толстые металлические противопожарные двери на каждом входе позволяют метро служить убежищем в случае ядерных ударов США. При этом потребность в подземном транспорте в малолюдном городе остается ограниченной.
Сеть туннелей Северной Кореи была основным сдерживающим фактором для планирования военных операций против страны. Северная Корея обладает способностью хранить и производить огромные арсеналы под землей и перемещать их на большие расстояния по подземным дорогам, что делает практически невозможным определение местонахождения ключевых видов оружия и крайне сложной задачей повредить их, даже если они ненадолго всплывут на поверхность. Это внесло значительный вклад в обеспечение безопасности страны.
Способность Северной Кореи возводить огромные сети подземных укреплений, особенно в горной или скалистой местности, стала серьезным фактором, изменившим баланс сил не только на Корейском полуострове, но и в южном Ливане. Хезболла, возможно, была бы почти уничтожена в 2006 году в соответствии с целями Израиля на тот момент, если бы она была вынуждена разместить свои силы на поверхности. Использование Хезболлой этих сетей для достижения крупных неожиданных военных успехов в 2006 году в конечном счете во многом оправдало десятилетия огромных инвестиций Пхеньяна в подземные укрепления и их сочетание с акцентом на артиллерийские и ракетные средства, как обеспечение асимметричной обороны.