Делегации двух стран договорились о демаркации границ на фоне гонке вооружений между двумя странами.
Таджикистан и Кыргызстан достигли соглашения о разграничении 11,88 км государственной границы, передает Sarbaz.kz со ссылкой на Sputnik.
Важное двустороннее совещание топографической и рабочей группы прошло в городе Бустоне Согдийской области Таджикистана с 17 по 23 декабря.
В ходе встречи правительственных делегаций обсуждались вопросы делимитации и демаркации государственной границы между двумя странами. Стороны договорились продолжить работу над определением оставшихся участков границы на следующем совещании, которое запланировано в Кыргызстане.
Таджикистан и Кыргызстан имеют общую границу протяженностью 970 км, но несколько сотен километров границы остаются неопределенными и не обозначенными. Эта ситуация сложилась после распада СССР, и стороны продолжают сталкиваться с трудностями в определении принадлежности спорных участков. Неделимитированные территории становятся источником конфликтов среди местного населения, привлекая внимание пограничников обеих стран.
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) также тщательно следит за ситуацией на спорных участках. В последние годы власти обеих стран активно ведут переговоры, стремясь урегулировать этот вопрос. В настоящее время более 90% или около 885 км линии границы определены и взаимно признаны государствами. Стороны надеются завершить процесс полностью в ближайшее время.
Стоит напомнить, что в результате последнего конфликта в сентябре 2022 года погибли десятки человек, а тысячи были вынуждены покинуть свои дома.
Давние территориальные споры, усугубляемые истощением природных ресурсов, включая все более скудные запасы воды, вызвали вооруженные столкновения между кыргызскими и таджикскими силами безопасности.
В то время как лидеры Кыргызстана и Таджикистана говорили о необходимости укрепления мира и безопасности вдоль границы, обе страны готовились к возобновлению боевых действий. Турция и Беларусь стали новыми поставщиками оружия Кыргызстану, в то время как Соединенные Штаты и Иран оказывают Таджикистану помощь в обеспечении безопасности. У каждой страны есть свои собственные мотивы для участия в наращивании военной мощи.
Тесные языковые и культурные связи объясняют поддержку Турцией Кыргызстана. В конце 2021 года Бишкек начал пополнять свой арсенал беспилотниками Bayraktar TB2 турецкого производства. Это оружие доказало свою эффективность на поле боя в различных зонах конфликтов, включая Украину, Нагорный Карабах и Сирию. И во время раунда боевых действий 2022 года Бишкек, как сообщается, использовал TB2 для уничтожения таджикского танка.
Беспилотники "Акынджи" и "Аксунгур" Фото: Пресс-служба президента КР / Султан Досалиев
В начале 2023 года официальные лица Кыргызстана сообщили, что страна расширила свой парк беспилотных летательных аппаратов турецкого производства, приобретя неизвестное количество моделей “Аксунгур” и ANKA. “Аксунгур” – это беспилотники двойного назначения, способные нести сравнительно тяжелую бомбовую нагрузку или проводить воздушную разведку. В то время как ANKA – разведывательные БПЛА, способные находиться в воздухе очень долгое время.
При этом расходы Бишкека на оборону выросли экспоненциально за последние три года. Так, по данным ГКНБ Кыргызстана военные расходы в 2021 году расходы на оборону составили 358 миллионов долларов, в 2022 году – почти 600 миллионов долларов, а в первую половину 2023 года ушло свыше 448 миллионов долларов. Вместе с тем, министерство обороны страны в июне распространило проект новой военной доктрины.
В мае 2022 года Иран открыл завод по производству беспилотных летательных аппаратов в Таджикистане – свой первый подобный объект, работающий за рубежом. Сообщается, что завод производит модель Ababil-2, которая представляет собой элементарный летательный аппарат, способный выполнять разведывательные, боевые или исполнять роль дрона-камикадзе. В октябре того же года Таджикистан оказался втянут в скандал, когда украинские журналисты обвинили Душанбе в экспорте собранных в стране беспилотных летательных аппаратов в Россию, которая продолжила использовать их против гражданских и военных объектов в Украине. Таджикские официальные лица опровергли эти обвинения. Независимо от того, выступает ли Таджикистан в качестве посредника в ирано-российской торговле оружием, завод повышает боеспособность Душанбе в случае любого будущего потенциального столкновения на границе.
Иранские дроны Ababil-2 Фото: JamesTown
Ирано-таджикское сотрудничество в области обороны создает неудобную видимость для Соединенных Штатов, учитывая давние программы военной помощи Вашингтона Таджикистану. По данным американского посольства в Душанбе, с момента распада Советского Союза в 1991 году Соединенные Штаты предоставили Таджикистану помощь в области безопасности на сумму более 330 миллионов долларов. В начале 2023 года тогдашний посол США в Таджикистане Джон М. Поммерсхайм объявил о новом пакете американской помощи в размере 20 миллионов долларов, который включал поставку разведывательных беспилотников Puma. Кроме того, министерство обороны США проводит программы военного обмена для содействия профессионализации таджикских сил безопасности. В июле состоялись недавние совместные маневры с участием солдат Национальной гвардии Вирджинии.
Для Соединенных Штатов взаимодействие с Таджикистаном всегда основывалось на желании держать под контролем Афганистан как источник региональной и даже глобальной нестабильности. Военная помощь Вашингтона направлена на то, чтобы помочь Душанбе обезопасить свою границу с Афганистаном, и не направлена на поддержку таджикских вооруженных сил в какой-либо будущей борьбе с кыргызскими силами. Тем не менее, большое количество поставляемого из Америки оборудования, такого как очки ночного видения и наземные датчики, можно было бы легко перенаправить для использования в кыргызско-таджикской горячей зоне.
Необычным аспектом кыргызско-таджикской гонки вооружений является то, что две страны являются номинальными союзниками, обе являются членами ОДКБ – организации, задуманной как евразийская альтернатива НАТО, одной из функций которой является поддержание мира между ее членами путем предоставления форума для урегулирования споров путем переговоров.