Dubai Airshow 2023 – одно из самых известных авиационных событий в мире, площадка для демонстрации широкого спектра коммерческих, деловых и военных самолетов.
Многие эксперты подчеркивают, что авиашоу станет полем для противостояния между известнейшими истребителями поколения 4+: фаворитом рынка Dassault Rafale и китайским J-10C, стремящимся завоевать рынок.
Китай, ориентируясь на рынок Ближнего Востока, демонстрирует семь своих истребителей J-10C на авиасалоне в Дубае. Все семь многоцелевых истребителей из группы высшего пилотажа ВВС НОАК вылетели из неустановленного аэропорта на западе Китая в международный аэропорт Аль-Мактум в Дубае 8 ноября.
Это будет первая публичная демонстрация J-10C на Ближнем Востоке после существенного ремонта в 2018 году. Группа высшего пилотажа будет представлена на шоу впервые с 2017 года.
Китай стремится продать истребитель заказчикам на Ближнем Востоке в тот момент, когда страны региона стремятся перейти на военные платформы, производимые не Соединенными Штатами или Россией. Например, Египет выразил заинтересованность в J-10C, поскольку он стремится диверсифицировать своих поставщиков после того, как ожидаемая покупка российского Су-35 не состоялась. Сроки поставки Китаем своего истребителя в регион совпадают с несколькими другими готовящимися сделками по поставкам оружия.
Саудовская Аравия хочет приобрести беспилотные летательные аппараты и системы противовоздушной обороны. В то же время известно, что Алжир купил несколько китайских корветов, а также различные ракеты и беспилотные летательные аппараты. Китай фактически пытается заменить Соединенные Штаты в качестве основного поставщика оборудования на Ближний Восток. Растущие связи Пекина в регионе и его готовность поставлять оружие быстрее и с меньшими ограничениями, чем у Вашингтона, привели к росту продаж вооружений на Ближнем Востоке на 80%.
Это помогло Пекину в последние годы, поскольку в отношениях между ближневосточными странами и Вашингтоном не все было хорошо. Таким образом, для Китая это прекрасная возможность продать потенциальным заказчикам свой самый совершенный истребитель 4+ поколения.
J-10 представляет собой одномоторный реактивный истребитель среднего веса, который может работать в любых погодных условиях. Это первый реактивный истребитель, произведенный в Китае. В 2020 году Пакистан стал первым зарубежным заказчиком истребителя.
10 ноября Dassault Aviation объявила, что примет участие в авиасалоне, где на статической экспозиции будут представлены боевые самолеты Rafale C и симулятор Rafale F4.
«Rafale будет принимать участие в летной демонстрации каждый день, представляемой воздушно-космическими силами Франции, которые управляют подразделением Rafale, дислоцированным на базе ОАЭ Аль-Дафра», – отмечалось в сообщении компании.
Rafale – двухмоторный истребитель, способный взлетать как с обычной взлетной полосы, так и с авианосца. Полностью адаптируемый Rafale может выполнять все задачи боевой авиации, включая превосходство в воздухе и противовоздушную оборону, непосредственную поддержку с воздуха, глубинные удары, разведку, противокорабельные удары и средства ядерного сдерживания.
Благодаря своим передовым возможностям этот самолет в некоторой степени заполонил заказами Ближний Восток. За исключением Lockheed Martin F-35, ни один другой западный самолет не получил больше заказов на Rafale за последние два года.
Один из этих наиболее значительных контрактов был заключен с Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ), которые ранее вели переговоры с Вашингтоном по F-35, но смогли заменить его заказом на 80 Rafales. Благодаря этой покупке ОАЭ могли бы превзойти французскую воздушную армию как крупнейшего оператора Rafale. В дополнение к заказу ОАЭ, Катар сейчас имеет на вооружении 36 самолетов и может приобрести еще 36, в то время как Египет получил 24 Rafales и заказал еще 30.
Французский производитель по-прежнему активно ищет покупателей для своего Rafale. Есть сообщения о том, что и Саудовская Аравия, и Ирак проявили интерес к французскому самолету. Последний заявил, что в конечном итоге ему потребуется от 100 до 200 новых самолетов.
Страны Ближнего Востока традиционно закупают военную технику у Соединенных Штатов или России. Однако война в Украине и проблемы, связанные с цепочкой поставок, вынудили их диверсифицировать свой военный импорт. Именно здесь французские и китайские оборонные производители нашли лазейку.
На Парижском авиасалоне в июне этого года генеральный директор Dassault Aviation Эрик Траппье предупредил журналистов, что вторжение России в Украину в феврале 2022 года, может склонить чашу весов в пользу истребителей его фирмы.
«Некоторые страны больше не хотят покупать российские самолеты, но также не хотят и американские. Таким образом, Франция может быть традиционно чуть более нейтральной страной», - сказал он.