1 сентября Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выступил на совместном заседании палат Парламента. Выступление длилось более полутора часов и коснулось практических всех аспектов жизни. Основные тезисы приводим ниже.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев сообщил о значительных успехах в улучшении качества жизни граждан в ходе последних лет. Важными мерами стали увеличение зарплаты учителей и врачей, а также предоставление гражданам возможности использовать часть пенсионных накоплений для решения жилищных проблем.
Начата реализация проекта "Нацфонд – детям", который обеспечит дополнительные средства на счета детей с нового года. Важным достижением стало возвращение государству 8 миллионов гектаров неиспользуемых или незаконно выданных земельных участков. Президент подчеркнул, что это лишь часть реализованных инициатив, и работа будет продолжена в том же направлении.
О политической моделиПрезидент объявил об историческом изменении политической модели в стране. Теперь Казахстан укореняет принцип "сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство". Парламент получает особую роль в создании "слышащего государства", и это значительный шаг в развитии политической системы страны. Также внимание уделяется защите прав человека, верховенству закона и участию граждан в принятии решений, что способствует повышению политической культуры общества.
В контексте глобальных изменений в экономике и разделении труда, Президент отметил фундаментальные сдвиги и технологическую гонку. Важные проблемы, такие как изменение климата, продовольственная безопасность и устойчивое демографическое развитие, стали особенно актуальными.
Президент подчеркнул, что перед Казахстаном открываются уникальные возможности для сильного экономического роста. Этот рост должен основываться не только на абстрактных показателях, но и на реальном улучшении жизни граждан. Таким образом, страна нацелена на поэтапное, но решительное внедрение новой экономической модели, способствующей благополучию ее граждан.
Определяющими принципами нового экономического курса страны станут справедливость, инклюзивность, прагматичность – сказал Токаев.
О новой экономической парадигмеПрезидент объявил о новой экономической парадигме Казахстана, основанной на эффективном использовании конкурентных преимуществ и максимальном раскрытии потенциала всех производственных факторов: труда, капитала, ресурсов и технологий. Эта стратегия предполагает решение всех поставленных задач в течение трех лет, отходя от практики установления долгосрочных эфемерных целей.
Основной акцент будет сделан на развитии обрабатывающего сектора, включая глубокую переработку металлов, нефте- и газохимию, тяжелое машиностроение, конверсию и обогащение урана, а также производство автокомпонентов и удобрений. Эти направления станут столпами будущего экономического развития Казахстана, способствуя формированию прочного промышленного каркаса и обеспечению экономической самодостаточности страны.
Система должна обеспечивать поддержку отечественного предпринимательства.
«В прошлом году я поручил внедрить качественно новую систему государственных закупок, чтобы устранить проблемы текущей системы: длительные сроки, бесконечные обжалования, недостаточная прозрачность. Правительством подготовлен новый закон. Он должен способствовать рациональному и подотчетному использованию бюджетных средств.
С другой стороны, новая система должна обеспечивать дальнейшую поддержку отечественного предпринимательства и самое главное – оперативно решать насущные проблемы с помощью бюджетного финансирования. Предстоит упростить и сократить закупочный процесс, обеспечить принцип приоритета качества над ценой, то есть поставить эффективный заслон от демпинга, а также осуществить полную автоматизацию процедур.
В госзакупки впервые будут внедрены инструменты строительства «под ключ». Транспарентность следует обеспечить за счет нового механизма рассмотрения жалоб и внедрения института общественного мониторинга. В результате – доля казахстанского содержания в регулируемых закупках в течение трех лет должна превысить как минимум 60%.
Государство обязано защищать отечественных производителей».
«Сейчас многие страны активно применяют меры по защите внутреннего рынка. На протекционистскую промышленную политику перешли даже развитые государства. В Казахстане же по классификации ВТО уровень защиты внутреннего рынка считается низким, применяется всего 128 нетарифных мер. Поэтому нам нужны новые, смелые подходы в торговой политике. Государство обязано защищать отечественных производителей. Это не сигнал для закрытия нашей экономики от внешнего мира: она должна оставаться открытой, но с учетом интересов национального бизнеса».
Касым-Жомарт Токаев признает растущее недовольство среди жителей окрестности крупных производств в Казахстане. Он подчеркивает важность добывающей промышленности как источника экономического роста, но также обращает внимание на ухудшение экологии и угрозу для здоровья граждан.
Также поднимается вопрос о травматизме и гибели работников на производстве, Глава государства призывает Правительство предпринять решительные меры для улучшения технологического и экологического состояния предприятий. Он также предлагает проводить технологический и экологический аудит крупных промышленных предприятий и инфраструктурных объектов каждые пять лет.
О горнорудном сектореПрезидент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил о неотложной необходимости модернизации системы управления горнорудным сектором страны. В своем выступлении он подчеркнул важность развития геологоразведки и отметил, что несмотря на богатые природные ресурсы, Казахстан долгое время не обнаруживал значимых геологических открытий.
Президент выразил убеждение, что привлечение крупных частных инвестиций станет ключевым фактором в раскрытии потенциала горнорудного сектора. Для достижения этой цели он призвал создать гибкие регуляторные и фискальные условия.
Освобождение инвесторов от уплаты налогов – следующий шагТокаев предложил освободить как иностранных, так и отечественных инвесторов от уплаты налогов на первые три года в целях поддержки обрабатывающей промышленности. Он подчеркнул важность приоритетного права на недропользование для инвесторов, проводящих геологическое изучение за свой счет, и выразил намерение сократить сроки и процедуры согласования проектов через комплексную государственную экспертизу и цифровизацию процессов.
Президент также поставил амбициозную задачу – увеличить площадь геолого-геофизической изученности страны до не менее 2 миллионов 200 тысяч квадратных километров к 2026 году. Это, по его словам, станет приоритетной задачей для Казахстана и поможет в освоении залежей редких металлов, которые считаются "новой нефтью" и определяют вектор технологического прогресса в мире.
О развитии ОПКПрезидент Токаев подчеркнул важность всестороннего укрепления оборонно-промышленного комплекса Казахстана в целях обеспечения национальной безопасности. Он поднял вопрос о необходимости создания цикла производства с высокой локализацией, чтобы уменьшить зависимость от импортных поставок военной техники.
Токаев выразил убеждение, что армия страны должна быть обеспечена современным высокотехнологичным вооружением, включая бронетехнику, беспилотные летательные аппараты и современное стрелковое оружие. Он также подчеркнул важность укрепления производственных мощностей для оперативного ремонта военной техники и поддержки отечественных предприятий в этой сфере.
Президент отметил, что Казахстан уже обладает соответствующей материально-технической базой и компетенциями и подчеркнул необходимость предоставления заказов соответствующими ведомствами. Он также призвал продолжить работу по трансферту современных технологий и локализации новых производств и установил Фонд развития оборонно-промышленного комплекса как механизм прямой финансовой поддержки отечественных предприятий в этой области.
О сельском хозяйствеПрезидент выделил перспективные направления для развития сельского хозяйства Казахстана, включая глубокую переработку мяса, молока и зерна, а также развитие промышленного тепличного хозяйства. Он подчеркнул, что опыт Северо-Казахстанской области в строительстве крупных молочно-товарных ферм может быть успешно распространен на другие сельскохозяйственные секторы, такие как птицефабрики, овощехранилища и предприятия мясного животноводства.
Президент также выразил обеспокоенность изношенностью машинно-тракторного парка и призвал к увеличению темпов обновления сельскохозяйственной техники до 8-10% в год. Он отметил важность поддержки малых хозяйств и кооперации личных подсобных хозяйств.
Президент подчеркнул значимость сбытовой политики, необходимость сохранения внутренних и экспортных рынков, а также расширения географии экспорта казахстанских товаров на зарубежные рынки.
В заключение Токаев подчеркнул важность решения проблемы избыточного ценового регулирования, которая мешает развитию сельскохозяйственного сектора, и выразил надежду на более активную роль Продовольственной контрактной корпорации в стабилизации рынка и содействии частному сектору сельского хозяйства.
О проблемах изношенности инфраструктуры«Устаревшая инфраструктура оказывает прямое влияние как на социальное самочувствие граждан, так и на темпы индустриализации нашей страны. Очевидно, что воплотить в жизнь новую экономическую модель без модернизации инфраструктуры невозможно. В разрабатываемом Правительством Инфраструктурном плане важно определить все проблемы данной отрасли и обозначить пути исправления ситуации»
Президент Токаев подчеркнул важность решения вопроса энергетической безопасности Казахстана. Он отметил, что страна должна опираться на собственные ресурсы в этой сфере и придал ключевую роль электроэнергетическому сектору. В ближайшие пять лет планируется ввести новые энергетические мощности объемом не менее 14 гигаваттов, включая реконструкцию и расширение существующих электростанций.
Президент также подчеркнул важность развития гидроэлектростанций и предостерег от зависимости от импорта электроэнергии.
Важным шагом является перезагрузка тарифной политики и внедрение новых методов тарифообразования для повышения инвестиционной привлекательности отрасли. Гарантированные долгосрочные тарифы и цифровой контроль над деятельностью монополистов будут способствовать планированию инвестиций и обеспечению прозрачности в сфере тарифов.
В приоритете – газификация страны«Расширение ресурсной базы товарного газа – приоритетная задача для Правительства и национальной газовой компании. Нужно ускорить строительство новых газоперерабатывающих заводов, а также полное вовлечение в оборот имеющихся перерабатывающих мощностей».
Президент Токаев выразил важность обеспечения надежного доступа к газу и подчеркнул необходимость привлечения инвестиций в разведку и освоение новых газовых месторождений. Он также подчеркнул важность эффективного использования энергии и ресурсов, а также необходимость перехода к чистой энергетике.
Президент отметил принятие нового Экологического кодекса и Стратегии достижения углеродной нейтральности до 2060 года как важные шаги в направлении экологической устойчивости. Он также подчеркнул необходимость развития возобновляемой энергетики и новых подходов к управлению всей энергетической отраслью, включая водородную генерацию, расширение объектов генерации и развитие системы аккумулирования энергии.
Президент также отметил роль "зеленых" финансов и необходимость привлечения инвестиций в "зеленые" проекты, а также внедрение принципов ESG (Environmental, Social, and Governance) в финансовую практику.
Референдум по АЭС«Особо важным экономическим и политическим вопросом стало развитие атомной энергетики. Вы знаете, что существуют разные мнения по поводу целесообразности строительства АЭС в нашей стране. С одной стороны, Казахстану как крупнейшему производителю урана в мире надлежит иметь собственную атомную генерацию. Некоторые специалисты высказываются за строительство станций с малыми реакторами. С другой, у многих граждан и ряда экспертов есть опасения касательно безопасности атомных станций»
Президент Токаев подчеркнул важность обсуждения строительства атомной электростанции (АЭС) в Казахстане и предложил провести общенациональный референдум по этому вопросу. Он отметил, что строительство или отказ от АЭС является стратегически важным вопросом для будущего страны и решение должно быть принято широкой общественной консультацией.
О дефиците водыПрезидент также выразил беспокойство относительно дефицита водных ресурсов в Казахстане и предупредил, что к 2040 году этот дефицит может достигнуть 12-15 миллиардов кубических метров. Он подчеркнул важность разработки сбалансированной водной политики и решения проблем трансграничного водопользования с соседними странами.
«Потери в сельском хозяйстве – ключевом потребителе воды в отдельных регионах достигают 40%. Фактический износ водохозяйственных объектов превышает 60%».
Президент Токаев выразил озабоченность по поводу доступности и качества водных ресурсов в Казахстане. Он подчеркнул необходимость планирования и прогнозирования водных ресурсов как для фермеров, так и для промышленников, а также внедрения водосберегающих технологий и развития культуры ответственного водопотребления.
Для решения проблемы дефицита воды, Президент предложил ускорить внедрение передовых водосберегающих технологий и провести реконструкцию водохранилищ и каналов. Кроме того, он объявил о создании нового министерства водных ресурсов и ирригации в Казахстане, которое будет заниматься разработкой и реализацией водной политики, а также воссоздании Национальной гидрогеологической службы.
Эти меры направлены на решение актуальных проблем водных ресурсов и обеспечение устойчивого водоснабжения в будущем.
О развитии транспортой инфраструктуры«Стратегическое значение имеет полноценная реализация транспортно-логистического потенциала. Мы являемся свидетелями формирования новой экономической географии мира. Прогнозируется стремительный рост торговых потоков из Китая в Европу, Россию, Центральную Азию и обратно».
Президент Токаев подчеркнул важность развития транспортно-логистической отрасли Казахстана и выразил уверенность в том, что эта отрасль может стать одним из движущих моторов экономического развития страны. Для достижения этой цели были выдвинуты следующие ключевые мероприятия:
Реализация крупных железнодорожных проектов, таких как "Достык – Мойынты", "Бахты – Аягоз", "Дарбаза – Мактаарал" и строительство обводной линии в Алматы.
Развитие Транскаспийского маршрута совместно с партнерами, такими как Китай, Азербайджан, Грузия и Турция, с целью увеличения объемов перевозок.
Строительство нового "сухого порта" на переходе "Бахты" и ускорение строительства контейнерного хаба в Актау.
Расширение портовых мощностей на Черном море вдоль Среднего коридора и развитие казахстанских терминалов в Китае и Грузии.
Эти мероприятия направлены на укрепление транзитного потенциала Казахстана и содействие развитию транспортной инфраструктуры в регионе. Президент также подчеркнул важность добрососедских отношений с соседними странами, включая Россию, Китай и страны Центральной и Южной Азии для успешной реализации этих проектов.
О развитии среднего предпринимательстваПрезидент Токаев обратил внимание на важность развития среднего предпринимательства в Казахстане и подчеркнул, что стабильный рост малого и крупного бизнеса уже был достигнут благодаря принятым мерам. Однако развитие среднего предпринимательства требует более активной поддержки и стимулирования, поскольку средний бизнес является важным элементом перехода на новую экономическую модель.
Президент предложил следующие шаги для развития среднего предпринимательства:
Устранение перекосов в законодательстве, которые могут сдерживать субъектов малого предпринимательства от перехода в сегмент среднего бизнеса.
Внесение изменений в законодательство, которые стимулируют укрупнение субъектов малого предпринимательства и поддерживают средние предприятия.
Разработка конкретных планов поддержки успешных средних предприятий, направленных на увеличение их возможностей и расширение производства.
Объединение программ "Дорожная карта бизнеса" и "Экономика простых вещей" в комплексную программу поддержки малого и среднего предпринимательства.
Эти меры призваны содействовать росту и развитию среднего предпринимательства в стране, что, в свою очередь, способствует разнообразию экономической деятельности и созданию новых рабочих мест.
О новой бюджетной политикеТокаев подчеркнул важность реформирования бюджетной системы и перехода от "управления бюджетом" к "управлению результатами". Эта задача будет решена путем принятия нового бюджетного кодекса, который повысит открытость, ответственность и самостоятельность участников бюджетного процесса.
Однако для дальнейшего повышения эффективности бюджетной политики Президент поручил Правительству внедрить в пилотном режиме проект полноценного блочного бюджета в нескольких министерствах и регионах. Это позволит искать новые инструменты и возможности для более эффективного управления бюджетом и достижения желаемых результатов.
Он также подчеркнул важность изменения межбюджетных отношений в Казахстане в рамках перехода на новую экономическую модель. Для повышения бюджетной самостоятельности регионов и реализации этой реформы было принято решение о передаче части поступлений от корпоративного подоходного налога и других видов платежей в регионы. Это уже принесло положительные результаты и доходы регионов в прошлом году выросли более чем на 30%.
Следующим этапом реформы будет распространение этой нормы на другие налоги, включая НДС. Главная задача заключается в передаче на второй уровень бюджета дополнительно не менее двух триллионов тенге. По итогам этой фискальной децентрализации, доля трансфертов из республики в структуре доходов местного бюджета должна снизиться в среднем до 25%, по сравнению с текущим уровнем около 50%. Это дополнительно повысит бюджетную самостоятельность регионов и способствует более эффективному распределению финансовых ресурсов.
Президент Токаев выразил идею предоставления районным акимам большей самостоятельности в формировании бюджетов. Это предложение имеет несколько целей.
Во-первых, предоставление районным акимам права самостоятельно формировать бюджеты позволит ускорить процесс решения насущных проблем на местах. Они будут ближе к реальным потребностям и приоритетам своих регионов и смогут более оперативно и эффективно распределять бюджетные средства. Во-вторых, рассмотрение передачи регионам полномочий по определению преференций по части налогов, собираемых в местный бюджет, может стать стимулом для развития бизнеса и привлечения инвестиций в региональные экономики. Это позволит усилить экономическую активность в регионах и способствовать устойчивому развитию.Таким образом, данная инициатива призвана усилить бюджетную самостоятельность и ответственность регионов, а также способствовать более эффективному и гибкому управлению бюджетными ресурсами на местах.
Президент высказал несколько важных предложений по налоговой политике:
Дифференциация налоговых ставок: Объявленная дифференциация налоговых ставок в разных секторах экономики должна обеспечить более справедливое распределение налоговой нагрузки с учетом уровня сложности и прибыльности производства в каждом секторе.
Упрощение возврата НДС: Правительству поручено оперативно устранить сложности, связанные с процедурой возврата НДС. Это важно для улучшения инвестиционного климата и облегчения финансовой нагрузки на предпринимателей.
Рационализация налоговых льгот: По словам Президента, необходимо критически проанализировать и сократить объем налоговых льгот минимум на 20%. Таким образом, будут устранены избыточные и неэффективные льготы, а оставшиеся должны предоставляться по четким и прозрачным правилам, не зависящим от отдельных проектов и персон.
Эти меры направлены на улучшение налоговой системы Казахстана, упрощение налоговых процедур, повышение прозрачности и справедливости в распределении налоговой нагрузки, а также оптимизацию использования налоговых льгот в целях стимулирования экономического развития.