На защите воздушных рубежей

В августе личный состав 610-й авиационной базы под Карагандой, которая носит прославленное имя Героя Советского Союза Нуркена Абдирова, будет отмечать очередную годовщину с момента образования

admin

Первые самолеты выполнили перелет с аэродрома «Жана Семей» на карагандинский аэродром «Сары-Арка» 16 августа 2001 года под командованием министра обороны РК, обладателя звания «Халық Қаһарманы», генерала армии Мухтара Алтынбаева и полковника Николая Рубанова – старшего летчика-инспектора службы безопасности Сил воздушной обороны Вооруженных Сил РК. А уже 18 сентября 2001 года личный состав части приступил к круглосуточному несению боевого дежурства по защите воздушных рубежей нашей Родины. Немногим более года спустя авиабазе было присвоено имя Героя Советского Союза Нуркена Абдирова и вручено Боевое знамя части как символ мужества, отваги и чести.

Сегодня авиационная база имеет достаточное количество авиационных специалистов: летного и штурманского, инженерно-технического состава, специалистов тыла и связи. Их ряды постоянно пополняются выпускниками высших военных учебных заведений Казахстана и России, а также военнослужащими из других частей Сил воздушной обороны. За сравнительно небольшой срок на территории авиационной базы были построены здания дежурных сил, высотного снаряжения, комплексного тренажера экипажа, здание технического домика эскадрильи, ангар технико-эксплуатационной части, столовая летного и инженерно-технического состава и другие объекты жизнеобеспечения авиационной базы.

В конце 2020 года на вооружение авиабазы поступили многоцелевые истребители Су-30СМ поколения 4++. Новенькие самолеты, управляемые опытными российскими летчиками-испытателями, прибыли прямо с Иркутского авиазавода, где они были выпущены. Одним из них был заслуженный летчик-испытатель РФ Максим Конюшин. Он не сомневался, что новые «сушки» придутся по душе казахстанским военнослужащим.

- Мы, как представители многотысячного коллектива Иркутского авиазавода, всегда провожаем эти самолеты как детей во взрослую жизнь. Летаю на Су-30СМ с того момента, как были построены и переданы на испытания первые два экземпляра. Это был 2012 год. Впечатления - самые хорошие. По моему личному мнению, оговорюсь, что не хочу никого обидеть, ни наших коллег с других российских авиазаводов, ни с других стран, на сегодняшний день этот самолет - одна из самых эффективных боевых машин в этом классе, - утверждал Максим Конюшин.

В мае 2025 года военные летчики Карагандинской авиабазы продемонстрировали мастерство высшего пилотажа в небе над столицей - на параде, посвященном 80-летнему юбилею Великой Победы. Одним из них стал 23-летний Нурболат Молдабек. В Караганде он является одним из самых молодых пилотов войсковой части, служит немногим более года. Родом из Тараза, он рассказывает, что до него офицеров в семье не было - мама работала поваром, отец трудился на заводе. После окончания шестого класса решил связать свою жизнь с армией и поступил в республиканскую школу «Жас Улан» в Астане, затем - в Военный институт Сил воздушной обороны имени Дважды Героя Советского Союза Т. Я. Бегельдинова в Актобе.

- Еще в школе я понимал: чтобы стать летчиком, нужно хорошо учиться, обладать широким кругозором. У меня было хорошо с математикой, физикой, в вузе изучали аэродинамику и другие дисциплины, которые дают представление, какие силы воздействуют на летательный аппарат, за счет чего он держится в воздухе. В небе, особенно на больших скоростях пилоту некогда думать, счет идет на секунды, поэтому все действия по управлению машиной должны быть отработаны до автоматизма. В этой связи очень большой объем учебной и подготовительной работы происходит на земле. Немалое внимание уделяется самообразованию. И чем больше ты узнаешь, тем отчетливее понимаешь - предела нет, это касается в первую очередь профессионального опыта, - рассуждает Нурболат.

Первым самолетом, который освоил наш собеседник, стал легкий одномоторный FK-14 Polaris. Кстати, управлять им обучали на аэродроме «Балапан» под Карагандой. Затем в Балхашском авиационном центре настала очередь турбореактивного Л-39. Именно с него большинство отечественных пилотов начинают свой путь в истребительные подразделения ВВС РК.

- После окончания института в 2023 году был направлен для прохождения службы на Карагандинскую авиабазу. Уже здесь прошел переобучение в составе экипажа на Су-30СМ. Эта машина совершенно иного класса, чем те, на которых мне приходилось летать. Скорость, эргономика, сверхманевренность, широкий спектр вооружения - впечатляло буквально все. Возможности истребителя довелось испытать в прошлом году - во время общевойсковых учений на армейском полигоне под Талдыкорганом. Здесь мы отрабатывали нанесение ракетных и бомбовых ударов по наземным целям, - рассказывает лейтенант Молдабек. - Коллектив у нас отличный, молодым летчикам помогают освоиться все - и командование части, и старшие товарищи из летного состава, и инженерно-технический персонал.

Он улыбается, когда я задаю ему банальный вопрос: за какое время можно домчаться до столицы на сверхзвуковом перехватчике?

- Часто об этом спрашивают. Во время одного из тренировочных полетов наш экипаж взлетел в Астане и приземлился в Караганде через 17 минут 10 секунд. Примерно половина этого времени ушла на взлет и посадку, а также на то, чтобы занять назначенный нам воздушный коридор, - уточняет Нурболат.

В настоящее время военнослужащие Карагандинской авиабазы продолжают нести службу по защите воздушных рубежей нашей Родины. Мастерство личного состава части ежегодно подтверждается при проведении совместных командно-штабных, оперативно-тактических учений, в том числе с боевой стрельбой, проводимых как в рамках Вооруженных Сил РК, так и между странами-участницами ОДКБ.

 

Фархат КИНЖИТАЕВ

 

 

 

Последние новости