Искусственный интеллект приходит на службу призыву

Призыв на срочную воинскую службу в Казахстане вступает в эпоху глубокой цифровой трансформации.

admin

Министерство обороны Казахстана активно внедряет передовые технологии, включая интегрированную экосистему, основанную на искусственном интеллекте (ИИ) и автоматизации. Это сделает процесс призыва максимально прозрачным, удобным и эффективным для граждан и государства. ​​​​​​​

Осенняя призывная кампания 2025 года в Казахстане, стартующая традиционно 1 сентября, пройдет под знаком этих инноваций. Ведущим в организации призыва становится проект «Smart военкомат» с применением искусственного интеллекта в защищенном сегменте, интегрированный в информационной системе «Интеграционный шлюз автоматизированной системы мобилизационных ресурсов Министерства обороны РК». Его цель – радикально оптимизировать оповещение граждан о необходимости явки на медицинское освидетельствование и последующий призыв.

Местные органы военного управления (военкоматы) теперь обладают возможностью получать и актуализировать информацию о призывниках в автоматическом режиме, интегрируясь с государственными базами данных.

– Теперь приписка граждан к призывным участкам будет происходить автоматически на основе данных о регистрации по месту жительства, – поясняет начальник Департамента по делам обороны Жамбылской области полковник Нурбол Зейнелов. – При смене адреса постоянной регистрации приписка юноши к призывному участку автоматически обновляется. Данные всегда актуальны.

 

Как это работает?

Система на основе искусственного интеллекта анализирует базу данных о гражданах, состоящих на воинском учете. В число ключевых критериев для отбора кандидатов на первоочередное оповещение входят возраст, образование и специальность, антропометрические данные, состояние здоровья, семейное положение.

Благодаря проекту «Smart военкомат» не останутся без внимания и такие «исключающие» факторы, как нахождение под уголовным преследованием, приверженность к радикальным деструктивным движениям, предрасположенность к суицидальному поведению. Учитываются обстоятельства, дающие право на отсрочку, как, например, наличие детей, нахождение на иждивении родителей с инвалидностью и тому подобное.

– Суть проекта «Smart военкомат» – в максимально адресном охвате и оповещении, – поясняет начальник Департамента по делам обороны Жамбылской области полковник Нурбол Зейнелов. – Мы сможем вызывать тех молодых людей, которые с наивысшей вероятностью годны к службе и не имеют объективных препятствий для призыва. Это минимизирует необоснованные вызовы, экономит время и призывников, и сотрудников местных органов военного управления, делает весь процесс значительно прозрачнее.

Ожидается, что система будет оповещать о призыве только тех граждан, чьи профили максимально соответствуют критериям пригодности и отсутствия препятствий, что значительно снизит нагрузку на систему и исключит ненужные вызовы для лиц, заведомо не подлежащих призыву.

– Оповещение о призыве на срочную воинскую службу тоже станет цифровым, – продолжает перечислять обновления в процессе призыва полковник Нурбол Зейнелов. – Направление повесток гражданам, подлежащих призыву на срочную воинскую службу, теперь законодательно закрепляется посредством SMS-сообщения или отправкой в личный кабинет гражданина на портале eGov. Это гарантирует своевременное получение информации о призыве, исключает потерю бумажных документов.

Цифровизация кардинально меняет и прохождение медицинского освидетельствования. История обращений призывника в поликлинику по месту жительства, его диагнозы, диспансерный учет – все это будет доступно врачам военно-врачебных комиссий (ВВК) в цифровом виде благодаря интегрированной системе.

– Теперь утверждать о несуществующих заболеваниях или пытаться представить поддельные справки бессмысленно, – отмечает председатель Военно-врачебной комиссии Департамента по делам обороны Жамбылской области подполковник медицинской службы Сергей Золотарев. – Оценка здоровья будет основываться на объективных, задокументированных данных. Этот шаг не только повышает качество отбора годных к службе, но и укрепляет доверие к справедливости процесса.

Доступ врачей военно-врачебных комиссий к общей медицинской базе данных обеспечит объективность оценки состояния здоровья молодых людей. Призывники и их родители теперь не смогут ссылаться на то, что, допустим, потеряли справку или медицинскую карту с поликлиники. В этой связи им имеет смысл быть последовательными: при наличии у юноши заболеваний или жалоб на здоровье своевременно обращаться в поликлинику по месту жительства, проходить обследования, выполнять назначения врачей. Ведь в системе Damumed регистрируется и фиксируется каждый шаг по поликлиникам и больницам.

Осенняя призывная кампания стартует 1 сентября и продлится до 31 декабря. Впервые она пройдет в условиях полномасштабного внедрения всех элементов цифрового проекта «Smart военкомат»: от автоматической приписки 17-летних до получения SMS-повесток.

Цифровизация призыва в Казахстане перешла от этапа экспериментов к системной реализации. Автоматизация учета, объективная оценка здоровья через Damumed, современные каналы информирования создают принципиально новую среду. Это ориентированная на прозрачность процедур призыва для общества и максимальную эффективность в решении задачи комплектования Вооруженных Сил подготовленными и мотивированными кадрами среда. Осенний призыв 2025 года станет первым реальным испытанием этой комплексной цифровой системы в действии.

 

Дина Мухаринова

Фото Владимира Мартыненко

Пресс-служба Таразского гарнизона Центра медиаконтента МО РК

 

 

 

 

 

Последние новости